Рикардо Пилья – аргентинский писатель, преподаватель латиноамериканской литературы.
Потомок итальянских переселенцев, вырос в г.Мар-дель-Плата. Закончил исторический факультет университета провинции Ла-Плата. В 1978 в условиях военной диктатуры Хорхе Виделы вместе с Беатрис Сарло и Карлосом Альтамирано основал влиятельный культурологический журнал Точка зрения (Punto de Vista, за 30 лет 1978-2008 вышло 90 номеров, после этого журнал по решению издателей как сделавший свое дело закрылся). Пилья был составителем «Черной серии» американских детективных романов, писал киносценарии по произведениям Онетти, Кортасара, Сильвины Окампо.
В настоящее время преподает латиноамериканскую литературе в Принстонском университете.
Писатель активно взаимодействует с массовой культурой: его проза использует элементы "крутого" детектива, вместе с тем развивая поиски литературного авангарда в англо-американской и латиноамериканской литературе. По мотивам его романа в жанре киберпанка «Город, которого нет» (1992) создана одноименная опера Херардо Гандини (1995, Национальная музыкальная премия, 1996). Эссе Пильи посвящены Борхесу, Маседонио Фернандесу, Арльту, Вирхилио Пиньере, Витольду Гомбровичу, Мануэлю Пуигу. Написал несколько киносценариев, в том числе - для фильма Эктора Бабенко Освящённое сердце.
Произведения Пильи переведены на английский, немецкий, французский (А. Берманом), итальянский, португальский языки.
Рикардо Пилья – аргентинский писатель, преподаватель латиноамериканской литературы. Потомок итальянских переселенцев, вырос в г.Мар-дель-Плата. Закончил исторический факультет… Развернуть
Габриэль Гарсиа Маркес — колумбийский писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель. Лауреат Нейштадтской литературной премии (1972) и Нобелевской премии по литературе (1982). Представитель литературного направления «магический реализм».
Маркес родился в небольшом провинциальном городке, расположенном в бассейне р. Магдалены, недалеко от побережья Атлантического океана и Колумбии. Его отец — Габриэль Гарсиа, был телеграфистом, но на формирование Маркеса как писателя оказали влияние бабушка Транкилина, на которой держался весь дом, и дед Маркеса, полковник, участник гражданской войны 1899-1903 гг. Сам писатель считает, что третьим фактором, определившим его судьбу, является атмосфера дома, в котором он провел детство, быт городка, где тесно переплетались фантастика и реальность. В восьмилетнем возрасте после смерти деда Маркес покидает Аракатаку и учится в интернате г. Сапакиры. Здесь он впервые пробует писать. В 1946 г. Маркес поступает на юридический факультет университета в Боготе.
Первый рассказ Маркеса был опубликован в 1947 г., но автор его не мыслит сделать литературу основным родом своих занятий. В 1948 г. в результате убийства лидера либеральной партии обстановка в столице осложняется, и Маркес переезжает в Картахену, где пытается продолжать занятия. Но адвокатская карьера его мало привлекает, а скоро он вовсе отказывается от нее и обращается к журналистской деятельности.
С 1950 по 1954 г. Маркес работает репортером, ведет раздел хроники. В 1951 г. выходит повесть "Палая листва", в которой впервые появляется городок Макондо, так напоминающий родную Аракатаку. Вместе с миром Макондо приходит и тема одиночества, центральная для творчества Маркеса.
В 1954 г. Маркес переезжает в Боготу, продолжает работать в газете, принимает участие в политической деятельности, а в июле 1955 г. в качестве корреспондента газеты "Эль Эспектадор" приезжает в Европу. Он работает в Риме, одновременно занимается на режиссерских курсах в Экспериментальном кинематографическом центре. Из Рима Маркес переезжает в Париж. Переворот, произошедший на родине, заставляет его остаться во французской столице. Именно здесь Маркес создает повесть "Полковнику никто не пишет", первый вариант которой заканчивает в 1956 г., а отдельным изданием книга выходит в 1961 г.
Повесть отмечена несомненным влиянием Хемингуэя, о чем Маркес сам неоднократно говорил, но сказался и репортерский опыт автора. Стилистически произведения отличают удивительный лаконизм, "снайперская точность языка", ощущение емкости и многомерности слова. Добиваясь художественной и психологической убедительности повествования, Маркес переписывал повесть 11 раз. Время действия — 1956 г., место действия — безымянный городок, но в снах и воспоминаниях главного героя — полковника, участника гражданской войны, живет другой город — Макондо, откуда он приехал много лет назад. Именно с Макондо входит в повествование историческое время, в котором сплавлены воедино реальные и легендарные события. "Полковнику никто не пишет" — повесть об одиночестве и о стоическом противостоянии человека абсурдности бытия, нищете, голоду и немощи, бюрократическому равнодушию, о непоколебимой вере человека в торжество справедливости.
Работая корреспондентом различных латиноамериканских газет, Маркес объездил многие страны Европы, некоторое время жил в Венесуэле, а с 1961 г. обосновывается в Мексике, где заканчивает роман "Недобрый час". Впервые роман в искаженном редакторами виде увидел свет в Испании, но полное издание было осуществлено в 1966 г. в Мексике. Предметом художественного исследования Маркеса становится тема насилия и его разлагающего влияния на личность. И вновь на страницах появляются имена Аурелиано Буэндиа, Ребеки, возникает образ Макондо. Воспоминания детства и мысли о фатальной связи насилия и одиночества преследуют Маркеса, требуя художественного воплощения. Так появляется сборник рассказов "Похороны Большой Мамы" (1962). Именно здесь впервые возникает развернутая панорама царства Макондо, над которым на протяжении почти столетия простиралась безграничная власть Большой Мамы. После выхода в свет сборника Маркес на некоторое время отходит от литературы, он пробует реализовать свои силы в кинематографе. Но, "работая для кино, — говорит Маркес, — я убедился в том, что преобладание изобразительности над другими повествовательными элементами заключает в себе, конечно, определенные преимущества, но также и определенные ограничения, — и это стало для меня ослепительным откровением, ибо только тогда я осознал, какими безграничными возможностями обладает роман".
В январе 1965 г. Маркес почувствовал, что может "начать диктовать машинистке первую главу слово за словом". На 18 месяцев писатель уходит в добровольное заточение. Оно закончилось появлением романа, к которому автор шел 20 лет. Роман "Сто лет одиночества" увидел свет в 1967 г. в Буэнос-Айресе. Успех был ошеломляющим, тираж составил за три с половиной года более полумиллиона экземпляров, что является сенсационным для Латинской Америки, а в мире заговорили о новой эпохе в истории романа и реализма. На страницах многочисленных литературоведческих работ замелькал термин "магический реализм". Именно так определяли повествовательную манеру, присущую роману Маркеса и произведениям многих латиноамериканских писателей.
"Магический реализм" характеризуется неограниченной свободой, с которой писатели Латинской Америки сращивают сферу заземленности быта и сферу сокровенных глубин сознания.
Роман "Сто лет одиночества" — многоплановая книга, в которой на примере шести поколений рода Буэндиа прослеживается история Латинской Америки, а также отразившаяся в ней история буржуазной цивилизации. Но это и история мировой литературы от античного эпоса до семейного романа. На примере семьи Буэндия Маркес исследует эпоху эволюции человеческого сознания, прошедшую под знаком индивидуализма от истоков, у которых стоит пытливый и предприимчивый человек Ренессанса, до итога, воплощенного в образе полковника Аурелиано Буэндиа, индивида, ставшего жертвой пронизавшего все сферы процесса отчуждения, столь характерного для XX в. Роман "Сто лет одиночества" стал прощанием с Макондо и его жителями, тема одиночества, получившая столь блестящее завершение, отступила на второй план в последующих произведениях Маркес
В 1972 г. появляется сборник рассказов "Невероятная и грустная история о простодушной Эрендире и ее жестокосердной бабке". Начиная с этого сборника, Маркес приступает к всестороннему исследованию проблемы власти, блестящее воплощение которой даст в романе "Осень патриарха" (1975). Именно этот роман стал гротескном обобщением фактов насилия и деспотизма, которыми столь богата история человечества. В центре романа история сильной личности, провозгласившей произвол единственным законом существования.
В 1981 г. увидела свет "Хроника объявленной смерти" (исп. Cronica de una muerte anunciada), а в 1982 г. писателю была присуждена Нобелевская премия. В 1972 г. Маркес стал обладателем международной премии имени Ромуло Гальегоса.
Умер 17 апреля 2014 года в возрасте 87 лет в своём доме в Мехико. В связи со смертью писателя власти Колумбии объявили в стране трехдневный траур, а президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос оставил сообщение в своем Twitter: "Тысяча лет одиночества и грусти из-за смерти самого великого колумбийца всех времен, выражаю свою поддержку и соболезнования семье". Последний раз на публике писатель появился в начале марта 2014 года, когда вышел из своего дома для общения с журналистами и поклонниками, отмечавшими его день рождения.
Габриэль Гарсиа Маркес — колумбийский писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель. Лауреат Нейштадтской литературной премии (1972) и Нобелевской премии по… Развернуть
Карлос Руис Сафон родился в Барселоне в 1964 году. Сценарист по профессии. С 1993 жил в США (Лос-Анджелес), в 2006 вернулся в Барселону.
Сафон принадлежит к числу самых известных и читаемых писателей в мире, а также он является самым издаваемым из современных испанских авторов Он начал свою литературную карьеру в 1993 году. Его дебютом стал роман "Принц тумана" (премия подростковой литературы "Эдебе"), за которым последовали романы "Полуночный дворец", "Сентябрьские огни" (объединенные в "Туманную трилогию") и "Марина".
В 2001 году вышел в свет его первый роман для взрослых "Тень ветра". Он имел ошеломляющий успех не только на родине, где выдержал за четыре года около тридцати изданий, но и в других странах, будучи переведен на 45 языков, включая турецкий и китайский, и вышел в разных странах мира общим тиражом более 10 млн экземпляров. Книга, которая продолжает лучшие традиции средневекового готического романа, удостоена 15 (!) престижных литературных премий, долгое время возглавляла все европейские книжные чарты. В Испании и Германии «Тень ветра» была признана одной из лучших книг всех времен По всему миру было продано более 5 миллионов экземпляров этого романа. Имя Сафона критика ставит в один ряд с именами Умберто Эко и Дэна Брауна.
Следующий роман Сафона "Игра ангела" (=Играющий ангел, "El Juego Del Ángel", 2008) сразу был опубликован барселонским издательством "Планета" миллионным тиражом.
Руис Сафон коллекционировал изображения драконов, обожает готическую архитектуру, исторические книги и комиксы. Играл на фортепиано, синтезаторе: "Все, что может издать звук, если нажать кнопку, ─ мои любимые игрушки". Меломан и библиоман. Любил наблюдать за паромами и гидропланами, снующими по заливу Пьюджет-Саунд и вдоль Сиэтла, гулять по этажам книжного мегамаркета Powell's Books в орегонском Портленде, выкурить сигару возле фонтана Медичи в Люксембургском саду Парижа ("Это место совершенно не изменилось с тех пор, как здесь фотографировался Пруст!").
Умер 19 июня 2020 года в Лос-Анджелесе после продолжительной болезни. Два года он боролся с раком кишечника.
Карлос Руис Сафон родился в Барселоне в 1964 году. Сценарист по профессии. С 1993 жил в США (Лос-Анджелес), в 2006 вернулся в Барселону. Сафон принадлежит к числу самых… Развернуть
Артуро Перес-Реверте - испанский писатель и журналист.
Артуро Перес-Реверте родился 25 ноября 1951 года в Картахене (Испания). В юности увлекался подводным плаванием, ныне стал завзятым яхтсменом («Настоящая свобода начинается в 10 милях от берега»). От отца унаследовал любовь к путешествиям, от деда — библиотеку в пять тысяч томов. В детстве читал всю приключенческую и классическую литературу, до которой мог дотянуться. Тогда его любимым героем был Робинзон Крузо, которого сейчас писатель находит омерзительным («Что сделал Робинзон, встретив другого человека? Превратил его в слугу»).
Впрочем, эрудиция не спасла Артуро от исключения из школы за то, что он ударил священника.
В 1970-х годах работал на танкере-нефтеперевозчике, потом стал журналистом. Артуро Перес-Реверте, начиная с 1971 года, более двадцати лет работал военным репортёром для газеты «Пуэбло» и для телевидения. Освещал военные конфликты, происходившие на Кипре, в Ливане, Западной Сахаре, Ливии, Мозамбике, Анголе, Югославии и других странах. Дважды был объявлен пропавшим без вести — в Сахаре в 1975 году и в Эритрее в 1977-м. Работал военным телекорреспондентом на RTVE, вел репортажи с Кипра, из Эль-Сальвадора, Никарагуа, Чада, Ливана, Судана, Мозамбика, Анголы, из Персидского залива и Боснии. Затем переключился главным образом на художественную литературу, но по-прежнему выступает как колумнист (в частности, в «El Semanal»).
Первый роман «Гусар», действие которого происходит во времена Наполеоновских войн, был опубликован в 1986 году. Успех пришёл в 1990 году, после публикации романа «Фламандская доска», главные герои которого расследуют убийство, случившееся в XV веке.
Мировая известность, в том числе и среди русскоязычных писателей, пришла с выходом в 1990 году романа "Фламандская доска", который причисляют к одним из лучших образцов интеллектуального детектива.
Создание романа "Танго старой гвардии" стало своеобразным интернет-экспериментом. Автор (который активно присутствует в твиттере и на фейсбуке) создал сайт, где по ходу работы над романом выкладывал разнообразные заметки: статьи о танго и шахматах, старые фотографии и открытки с видами тех мест, где разворачивается действие, сведения о музыке, критические статьи. Таким образом, каждый читатель мог проследить, как "сырой" текст превращается в полноценное произведение, по сути, проникнуть внутрь текста. Иногда там даже выкладывались отрывки из нового романа, правда, слишком маленькие, чтобы составить какое-то впечатление.
Живёт Артуро Перес-Реверте в Ла-Навате (около Мадрида) и в родной Картахене, где имеет возможность путешествовать на яхте по Средиземному морю.
С 2003 года член Испанской королевской академии.
Артуро Перес-Реверте - испанский писатель и журналист. Артуро Перес-Реверте родился 25 ноября 1951 года в Картахене (Испания). В юности увлекался подводным плаванием, ныне… Развернуть
Человек, которого вы здесь видите, с овальным лицом, каштановыми волосами, с открытым и большим лбом, весёлым взглядом и горбатым, хотя и правильным носом; с серебристой бородой, которая лет двадцать тому назад была ещё золотая; длинными усами, небольшим ртом; с зубами, сидящими не очень редко, но и не густо, потому что у него их всего-навсего шесть, и притом очень неказистых и плохо расставленных, ибо соответствия между ними нет; роста обыкновенного — ни большого, ни маленького; с хорошим цветом лица, скорее светлым, чем смуглым; слегка сутуловатый и тяжёлый на ноги, — автор „Галатеи“ и „Дон Кихота Ламанчского“, сочинивший в подражание Чезаре Капорали Перуджийскому „Путешествие на Парнас“ и другие произведения, которые ходят по рукам искажёнными, а иной раз и без имени сочинителя. Зовут его в просторечии Мигель де Сервантес Сааведра. Не один год служил он солдатом и пять с половиной лет провел в плену, где успел научиться терпеливо сносить несчастия. В морской битве при Лепанто выстрелом из аркебузы у него была искалечена рука, и хотя увечье это кажется иным безобразным, в его глазах оно прекрасно, ибо он получил его в одной из самых знаменитых битв, которые были известны в минувшие века и которые могут случиться в будущем, сражаясь под победными знаменами сына „Грозы войн“ — блаженной памяти Карла Пятого.
Мигель де Сервантес Сааведра — всемирно известный испанский писатель.
Родился в Алкала-де-Энарес. Его отец, Родриго де Сервантес, был скромным хирургом, мать — Леонор де Кортина; их многочисленная семья постоянно жила в бедности, не оставлявшей будущего писателя на протяжении всей его горестной жизни. Очень мало известно о ранних этапах его жизни.
Мигель де Сервантес участвовал в военных кампаниях в Италии (был в Неаполе), Наварино (1572), Тунисе, Португалии, в морских сражениях (Лепанто, 1571), а также осуществлял поездки по службе в Оран (1580-е); служил в Севилье.
Существует несколько версий его биографии. Первая, общепринятая версия гласит, что «в самый разгар войны Испании с турками он поступил в военную службу под знамёна. В Лепантском сражении он всюду являлся на самом опасном месте и, сражаясь с истинно поэтическим воодушевлением, получил три раны и лишился руки». Однако существует и другая, маловероятная, версия его невосполнимой потери. Вследствие бедности родителей Сервантес получил скудное образование и, не найдя средств к существованию, был вынужден воровать. Именно за воровство его и лишили руки, после чего ему пришлось уехать в Италию. Однако эта версия не вызывает доверия — хотя бы потому, что ворам в то время руки уже не рубили, так как отсылали на галеры, где требовались обе руки.
Герцог де Сессе, предположительно в 1575, дал Мигелю рекомендательные письма (утерянные Мигелем при пленении) для Его Величества и министров, как он сообщил в своём свидетельстве от 25 июля 1578. Он же просил короля об оказании милости и помощи храброму солдату.
На обратном пути в Испанию из Неаполя он попал в алжирский плен, где провел 5 лет (1575-1580), четырежды пытался бежать и лишь чудом не был казнён. В плену часто подвергался различным мучениям.
Родриго де Сервантес, согласно ходатайству от 17 марта 1578, указывал, что его сын «был захвачен в плен на галере „Солнце“ под командой Каррильо де Кесада», и что он «получил раны двумя выстрелами из аркебуз в грудь, и получил увечье в левую руку, которой не может пользоваться». У отца не было средств на выкуп Мигеля, в связи с ранее осуществленным выкупом из плена другого сына, также находившегося на том корабле. Свидетель этого ходатайства Матео де Сантистебан заметил, что знал Мигеля уже восемь лет и познакомился с ним, когда тому было 22 или 23, в день сражения при Лепанто. Он же засвидетельствовал, что Мигель «в день сражения был болен, и у него была температура», и ему советовали остаться в кровати, но он решил принять участие в сражении. За отличия в бою капитан одарил его четырьмя дукатами сверх его обычной платы.
Известие же (в виде писем) о пребывании Мигеля в алжирском плену доставил солдат Габриэль де Кастаньеда, житель горной долины Каррьедо из селения Саласар. Согласно его сведениям, Мигель находился в плену около двух лет (то есть с 1575) у обращённого в ислам грека, капитана Арнаутриомами.
В прошении матери Мигеля от 1580 сообщалось, что она просила «дать разрешение на вывоз 2000 дукатов в виде товаров из королевства Валенсия» для выкупа её сына.
10 октября 1580 в Алжире был составлен нотариальный акт в присутствии Мигеля де Сервантеса и 11 свидетелей с целью выкупить его из плена. 22 октября монах из Ордена Святой Троицы Хуан Хиль составил Доклад на основе этого нотариального акта с подтверждением заслуг Сервантеса перед королём.
После освобождения из плена Мигель вместе с братом служил в Португалии, а также у маркиза де Санта-Крус.
21 мая 1590 в Мадриде Мигель подаёт прошение в Совет Индий о предоставлении ему вакантного места в американских колониях, в частности в «Ревизионной конторе Нового Королевства Гранада или Губернаторства Провинции Соконуско в Гватемале, или Счетоводом на Галерах Картахены, или Коррехидором города Ла-Пас», и всё потому, что ему до сих пор так и не оказали милостей за его долгую (22 года) службу Короне. Президент Совета Индий 6 июня 1590 оставил пометку на прошении о том, что податель «заслуживает того, чтобы ему дали какую-либо службу, и ему можно будет доверять».
Мигель был женат на Каталине Паласиос де Саласар. У него была одна внебрачная дочь — Исабель де Сервантес.
Лучший из биографов Сервантеса, Шаль, характеризовал его так:
Поэту, ветреному и мечтательному, недоставало житейского уменья, и он не извлёк пользы ни из своих военных кампаний, ни из своих произведений. Это была душа бескорыстная, неспособная добывать себе славу или рассчитывать на успех, поочередно очарованная или негодующая, неодолимо отдававшаяся всем своим порывам... Его видели наивно влюблённым во всё прекрасное, великодушное и благородное, предающимся романтическим грёзам или любовным мечтаниям, пылким на поле битвы, то погружённым в глубокое размышление, то беззаботно весёлым... Из анализа его жизни он выходит с честью, полным великодушной и благородной деятельности, удивительным и наивным пророком, героическим в своих бедствиях и добрым в своей гениальности.
Литературная деятельность Мигеля началась довольно поздно, когда ему было 38. За первым трудом, «Галатея» (1585), следует большое количество драматических пьес, пользовавшихся слабым успехом.
Для добывания себе насущного хлеба будущий автор «Дон Кихота» поступает в интендантскую службу; ему поручают закупать провиант для «Непобедимой армады». В исполнении этих обязанностей он терпит большие неудачи, даже попадает под суд и некоторое время сидит в тюрьме. Его жизнь в те годы представляла собой целую цепь жестоких лишений, невзгод и бедствий.
Посреди всего этого он не прекращает своей писательской деятельности, пока ничего не печатая. Скитания подготавливают материал для его будущей работы, служа средством для изучения испанской жизни в её разнообразных проявлениях.
С 1598 до 1603 нет почти никаких известий о жизни Сервантеса. В 1603 он появляется в Вальядолиде, где занимается мелкими частными делами, дающими ему скудный заработок, а в 1604 выходит в свет первая часть романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», имевшая громадный успех в Испании (в несколько недель разошлось 1-е издание и в том же году 4 других) и за границей (переводы на многие языки). Материального положения автора она, однако, нимало не улучшила, а только усилила враждебное отношение к нему, выразившееся в насмешках, клевете, преследованиях.
С этих пор до самой смерти литературная деятельность Сервантеса не прекращалась: в промежутке между 1604 и 1616 появились вторая часть «Дон Кихота», все новеллы, многие драматические произведения, поэма «Путешествие на Парнас» и был написан напечатанный уже после кончины автора роман «Персилес и Сигизмунда».
Почти на смертном одре Сервантес не переставал работать; за несколько дней до смерти он постригся в монахи. 23 апреля 1616 окончилась жизнь (умер от водянки), которую сам носитель её в своём философском юморе называл «долгим неблагоразумием» и, уходя из которой, «уносил на плечах камень с надписью, в которой читалось разрушение его надежд».
Сервантес умер в Мадриде, куда он переехал из Вальядолида незадолго до смерти. Ирония судьбы преследовала великого юмориста за гробом: могила его долго оставалась затерянной, так как на его гробнице (в одной из церквей) не было даже надписи. Памятник ему поставлен в Мадриде лишь в 1835; на пьедестале две надписи на латинском и испанском языках: «Мигелю де Сервантесу Сааведре, царю испанских поэтов, год M.D.CCC.XXXV».
Человек, которого вы здесь видите, с овальным лицом, каштановыми волосами, с открытым и большим лбом, весёлым взглядом и горбатым, хотя и правильным носом; с серебристой… Развернуть
Хулио Кортасар — аргентинский писатель и поэт.
Отец Хулио был специалистом по вопросам экономики и работал при посольстве Аргентины в Бельгии, и потому Хулио Флоренсио Кортасара Дескотте родился в Брюсселе 26 августа 1914, во второй половине дня, под звуки артиллерийской пальбы, знаменовавшей начало наступления армии кайзера Вильгельма II. Неучастие в войне и нейтралитет Республики, президентом которой в то время был Иполито Иригойен, позволил чете Кортасар вместе с новорожденным ребенком укрыться на территории Швейцарии, там же, в Цюрихе, в 1915 родилась Офелия (Меме), единственная сестра Хулио. В конце 1915 семья Кортасара перебралась в Испанию, в Барселону, где прожила до 1918. Таким образом, ребенком Кортасар, в возрасте от полутора до трех с половиной лет, жил в городе, который полвека спустя станет более или менее постоянным центром для большинства авторов так называемого латиноамериканского бума, одной из составляющих которого станет и сам Кортасар.
Детство и юность провел в Буэнос-Айресе. Окончив школу, поступил на литературно-философский факультет столичного университета. Социально-экономическая ситуация в Аргентине была далека от стабильности, и это сказывалось на жизни его семьи. Картасару хотелось получить университетский диплом лиценциата, но положение в стране изменилось. Популистская политика Иригойена, которая в 1930 привела к перевороту, и деятельность генерала-националиста Хосе Феликса Урибуру на посту лидера нации характеризовались вмешательством военных во все сферы жизни страны, что всегда было удобно для олигархов, с одной стороны, и, с другой стороны, тяжелым прессом ложилось на плечи среднего класса и самых незащищенных слоев общества. Этот период печально известен под названием «позорного десятилетия», а в те два года, 1936 и 1937, реальным главой правительства был генерал Агустин П. Хусто. С другой стороны, мировой кризис, ослабление внешних экономических позиций Аргентины, ситуация в Испании — все это оказало влияние на молодого Кортасара: он понимал, что не может позволить себе продолжать учебу и повесить на семью бремя таких расходов, тем более что он уже был к тому времени учителем второй ступени средней школы и мог заниматься преподаванием профессионально. Согласился на должность преподавателя в Национальном колледже Сан-Карлос в Боливаре, небольшом городке посреди пампы, в 360 км от федеральной столицы. В 1944 стал преподавать в университете Мендосы. Участвовал в антидиктаторских выступлениях интеллигенции и был вынужден оставить педагогическую деятельность.
В 1946 вернулся в Буэнос-Айрес, стал служащим в Книжной Палате. Получив в 1951 литературную стипендию, уехал в Европу, где до конца дней жил в Париже, долгие годы работал переводчиком при ЮНЕСКО. Начал писать очень рано, в 1938 дебютировал как поэт-символист сборником сонетов «Присутствие». Стихи продолжал сочинять на протяжении всей жизни, но не публиковал их; посмертно была издана лирическая книга «Только сумерки» (1984), куда вошли стихи и поэмы, созданные от начала 1950-х до 1983.
Первый рассказ «Захваченный дом» был напечатан в 1946 в журнале, издаваемом Борхесом, которого Кортасар считал своим наставником. Уже на начальном этапе творчества проявилась склонность Кортасара к своеобразному сочетанию реальности с фантастикой, ориентация на поражающую восприятие неожиданность. Ничем не примечательная и внешне устойчивая обыденность начинала расшатываться под воздействием таинственных, враждебных сил, агрессия ирреальности порождала неясное беспокойство, предчувствие опасности — романы «Экзамен» (написанный в 1950, увидел свет только в 1986) и «Выигрыши» (1960), сборники «Бестиарий» (1951) и «Конец игры» (1956-1964). Фантастический вымысел позволял предположить сомнительность и условность устоявшихся представлений об окружающем, ощутить призрачность и хрупкость привычных соотношений между элементами реальности. По мотивам новеллы «Слюни дьявола» Микеланджело Антониони поставил «Фотоувеличение» (1966).
С годами своеобразный кортасаровский способ передачи фантастического допущения видоизменился, иррациональность происходящего не всегда была обусловлена вмешательством силы «извне», нередко непривычное, неожиданное зарождалось во внутреннем пространстве самого человека. Кортасар — признанный мастер новеллы, автор сборников «Жизнь хронопов и фамов» (1962), «Все огни — огонь» (1966), «Тот, кто здесь бродит» (1977), «Некто Лукас» (1979), «Мы так любили Гленду» (1980), «Вне времени» (1982) и др. — с большим вниманием относился к этому жанру, полагая, что «роман побеждает всегда по очкам, рассказ должен выиграть нокаутом». Его рассказы — развернутые метафоры, их отличают концентрированная атмосфера повествования, напряженная пульсация внутреннего ритма, отшлифованность словесного материала. Но славу Кортасар снискал главным образом как романист, выступив одним из создателей «нового латиноамериканского романа».
После написанных исключительно на аргентинском материале «Экзамена» и «Выигрышей» в зрелый период творчества созданы «Игра в классики» (1963), «62. Модель для сборки» (1968); героями этих романов являлись не только аргентинцы, но и французы, англичане, датчане. В центре внимания автора — современные социальные, психологические, нравственные проблемы, речь ведется об отношении к миру и к другим людям, к власти, о самостоятельности и о свободе, об эгоизме и о долге, доброте и любви, но зачастую это предстает в сугубо метафоризированных вариантах. Романы отличает новая, необычная манера письма, калейдоскопичность происходящего, смешение стилей, усложненные аллюзии, многослойная символика, их пронизывает экспериментаторский и игровой дух — неистощимая фантазия автора открывает простор для воображения и мысли дотошного читателя, становящегося соучастником акта творчества. Писатель играет со словами, образами, виртуозно использует пародию, гиперболу, парадокс. Жизнь его героев протекает в чисто кортасаровском интеллектуальном пространстве — это группы близких по духу и образу мыслей людей, которые стремятся своим повседневным существованием опровергать существующий миропорядок с его условностями и стандартами, не желающих вести благопристойный образ жизни.
Скончался в Париже от лейкемии 12 февраля 1984. Похоронен на кладбище Монпарнас.
Хулио Кортасар — аргентинский писатель и поэт. Отец Хулио был специалистом по вопросам экономики и работал при посольстве Аргентины в Бельгии, и потому Хулио Флоренсио… Развернуть
Хо́рхе Луи́с Бо́рхес (исп. Jorge Luis Borges; 24 августа 1899, Буэнос-Айрес — 14 июня 1986, Женева) — аргентинский прозаик, поэт и публицист.
Борхес родился в 1899 году в Буэнос-Айресе. Его полное имя — Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо (Jorge Francisco Isidoro Luis Borges Acevedo), однако, по аргентинской традиции, он никогда им не пользовался. Со стороны отца у Борхеса были испанские и ирландские корни. Мать Борхеса происходила, по-видимому, из семьи португальских евреев (фамилии её родителей — Асеведо и Пинедо — принадлежат наиболее известным еврейским семьям выходцев из Португалии в Буэнос-Айресе). Сам Борхес утверждал, что в нём течёт баскская, андалузская, еврейская, английская, португальская и норманнская кровь. В доме разговаривали по-испански и по-английски. В возрасте десяти лет Борхес перевёл известную сказку Оскара Уайльда «Счастливый принц».
Сам Борхес так описал своё вступление в литературу: С самого моего детства, когда отца поразила слепота, у нас в семье молча подразумевалось, что мне надлежит осуществить в литературе то, чего обстоятельства не дали совершить моему отцу. Это считалось само собой разумеющимся (а подобное убеждение намного сильнее, чем просто высказанные пожелания). Ожидалось, что я буду писателем. Начал я писать в шесть или семь лет.
В 1914 году семья поехала на каникулы в Европу. Однако из-за Первой мировой войны возвращение в Аргентину отложилось. В 1918 году Хорхе переехал в Испанию, где присоединился к ультраистам — авангардной группе поэтов. 31 декабря 1919 года в испанском журнале «Греция» появилось первое стихотворение Хорхе Луиса. Вернувшись в Аргентину в 1921 году, Борхес воплотил ультраизм в нерифмованных стихах о Буэнос-Айресе. Уже в ранних произведениях он блистал эрудицией, знанием языков и философии, мастерски владел словом. Со временем Борхес отошёл от поэзии и стал писать «фантазийную» прозу. Многие из лучших его рассказов вошли в сборники Вымыслы (Ficciones, 1944), Хитросплетения (Labyrinths, 1960) и Сообщение Броуди (El Informe de Brodie, 1971). В рассказе «Смерть и буссоль» борьба человеческого интеллекта с хаосом предстает как криминальное расследование; рассказ «Фунес, чудо памяти» рисует образ человека, буквально затопленного воспоминаниями.
В 1937—1946 годах Борхес работал библиотекарем, впоследствии он называл это время «девять глубоко несчастливых лет», хотя именно в тот период появились первые его шедевры. После прихода к власти Перона в 1946 г. Борхес был уволен с библиотечной должности. Судьба вновь вернула ему должность библиотекаря в 1955 году, причем весьма почётную — директора Национальной библиотеки Аргентины, — однако к тому времени Борхес был слеп. Пост директора Борхес занимал до 1973 года.
Хорхе Луис Борхес вместе с Адольфо Биой Касаресом и Сильвиной Окампо участвовал в создании знаменитой Антологии фантастической литературы в 1940 году и Антологии аргентинской поэзии в 1941 году.
В начале 1950-х годов Борхес вернулся к поэзии; стихи этого периода носят в основном элегический характер, написаны в классических размерах, с рифмой. В них, как и в остальных его произведениях, преобладают темы лабиринта, зеркала и мира, трактуемого как нескончаемая книга.
Хо́рхе Луи́с Бо́рхес (исп. Jorge Luis Borges; 24 августа 1899, Буэнос-Айрес — 14 июня 1986, Женева) — аргентинский прозаик, поэт и публицист. Борхес родился в 1899 году в… Развернуть
Сын канадских дипломатов, Янн Мартел родился в городе Саламанка, Испания, в 1963. В детстве ему довелось сопровождать родителей в поездках по всему миру. Он побывал на Аляске, в Британской Колумбии, Коста-Рике, во Франции и Мексике. А позднее, уже взрослым, он совершил путешествия в Иран, Турцию и Индию.
Он изучал философию в Трентском университете в Канаде, в городе Питерборо. Сменил множество профессий, прежде чем в 27 лет начал писать. Вначале он делил своё время между занятиями йогой, писательством и службой в армии — резервистом.
В настоящее время Янн проживает в Канаде, в городе Саскатуне, со своей женой Элис Куиперс (которая также является писателем), с которой он познакомился на конференции писателей, где Элис работала волонтёром.
Сборник коротких рассказов («Seven Stories», 1993) и роман «Я сам» («Self», 1996) публиковались в разных странах и получили благоприятные отзывы критиков, но не имели такого успеха, какой был уготован его последней книге — роману «Жизнь Пи» («Life of Pi», 2001).
Сын канадских дипломатов, Янн Мартел родился в городе Саламанка, Испания, в 1963. В детстве ему довелось сопровождать родителей в поездках по всему миру. Он побывал на Аляске, в… Развернуть
Исабель Альенде - чилийская писательница и журналистка. Находится в родственных связях с Сальвадором Альенде (племянница) и с политиком Исабель Альенде. Одна из наиболее известных латиноамериканских писательниц.
Родилась в 1942 году в городе Лима (Перу), где ее отец, Томас Альенде (двоюродный брат Сальвадора Альенде, ставшего в 1970 году президентом Чили и убитого во время военного путча под руководством Аугусто Пиночета), работал в дипломатической службе Чили. Мать Исабель, Франсиса Йона («донья Панчита»), после распада семьи в 1945 г. возвращается в Чили с тремя детьми, где начинает новую жизнь в старом доме своего отца в Сантьяго. В 1950-х гг семья едет в Боливию и Бейрут. Находясь вдали от Чили, Исабель продолжила свое образование в частных школах: в Боливии – североамериканской, в Бейруте – английской, а вернувшись в 1958 г., завершила его в родной стране. Примерно в это же время происходит ее знакомство с будущим мужем, в то время еще студентом-инженером, Мигелем Фриасом. Свадьба состоялась несколько лет спустя, в 1962 г. С 1959 по 1965 г Иcабель делает успешную карьеру тележурналистки в информационной службе Организации ООН по продовольствию и сельскому хозяйству. На телевидении она ведёт еженедельную передачу о программе ООН по борьбе с голодом.
В 1963 г. на свет появляется Паула – та, которой позже, уже после ее смерти, Исабель посвятит целую книгу. Семья путешествует по Европе, с длительными остановками в Брюсселе и Швейцарии в течение 1964-1965 гг., и после этого возвращается в Чили, где рождается второй сын Исабель и Мигеля, Николас.
По возвращении Исабель принимается за активную журналистскую работу: сотрудничает с журналом «Паула», где входит в состав директоров, там же ведёт юмористическию колонку. С начала 1970-х гг. ее писательская деятельность расширяется: она пишет в журнал для детей Коротышка («Mampato»), публикует два детских рассказа «Бабушка Панчита» (La abuela Panchita) и «Мыши и крысы» (Lauchas y lauchones), а также сборник статей «Цивилизуйте пещерного человека» (Civilice a su troglodita).
В 1973 г. театральная пьеса Исабель Альенде «Посол» (El Embajador) была поставлена в Сантьяго-де-Чили. И вскоре после такого профессионального успеха начинающая писательница была вынуждена покинуть страну: 11 сентября в Чили произошел государственный переворот, возглавляемый генералом Августо Пиночетом Угарте. Сальвадор Альенде умирает.
13 лет семья Альенде проводит в изгнании в Венесуэле. Впрочем, и здесь Исабель не перестает сотрудничаеть с разными изданиями, среди которых газета «El Nacional», а также начинает руководить средней школой. Здесь же, в Каракасе, она публикует свою первую, и пожалуй, самую известную книгу «Дом духов» (1982), которая началась с письма Исабель своему находившемуся при смерти дедушке.
Еще в 1978 г. произошел первый разрыв Исабель Альенде с Мигелем Фриасом. Тогда Исабель на несколько месяцев уехала в Мадрид. В 1987 г. супруги разводятся и буквально в этом же году происходит ее встреча с Вилли Гордон в Сан Хосе (Калифорния), который через год становится ее мужем. Новая семья поселяется в Сан Рафаэле (Калифорния), где и живет сегодня.
В 1984 г. в свет выходит короткий юмористический рассказ «Фарфоровая толстушка» (La gorda de porcelana), написанный еще в 1974 г. Также в это же время был опубликован роман «Любовь и тьма» (De amor y de sombra). В 1987 г. была опубликована «Ева Луна» (Eva Luna) на испанском языке. Этот сюжет получил свое продолжение в вышедших двумя годами позже «Сказках Евы Луны» (Cuentos de Eva Luna).
В 1991 г., пока Исабель Альенде представляла свою новую книгу «Бесконечный план» (El plan infínito), ее дочь Паула пережила приступ порфирии, после чего на протяжении года находилась в состоянии комы. 6 декабря 1992 г. Паула умирает. В 1994 г. сразу на нескольких языках в свет выходит, пожалуй, самая автобиографичная книга под названием «Паула» («Paula»).
За этими значительными произведениям последовали другие не менее интересные и важные: «Афродита» (Afrodita (1998)), «Дочь фортуны» (Hija de la fortuna (1999)), «Портрет в коричневых тонах» (Retrato en sepia (2000)), молодежный роман Город бестий (La ciudad de las bestias (2002)), «Моя придуманная страна» (Mi país inventado (2003)), «Царство золотых драконов» (El reino del dragón de oro, 2003)), «Лес пигмеев» (El bosque de los pigmeos, 2004)), «Зорро» (Zorro, 2005)), «Инес моей души» (Inés del alma mía, 2006)), «Сумма дней» (La suma de los días, 2007)), «Остров под морем» (La isla bajo el mar, 2009)).
Сейчас Исабель Альенде, одна из наиболее известных латиноамериканских писательниц.Литературные критики воспринимают ее как суперзвезду латиноамериканского магического реализма, а суммарный тираж ее книг уже первысил сорок миллионов экземпляров, ее романы переведены на три десятка языков. В 2004 году ее приняли в Американскую академию искусств и литературы. Одна из самых знаменитых женщин Латинской Америки, она на равных общается с президентами и членами королевских домов, с Далай-ламой, суперзвездами и Нобелевскими лауреатами.
Исабель Альенде - чилийская писательница и журналистка. Находится в родственных связях с Сальвадором Альенде (племянница) и с политиком Исабель Альенде. Одна из наиболее… Развернуть
Луис Сепульведа — один из самых популярных и читаемых в мире в последние годы латиноамериканских писателей. Учился на театральном факультете Национального университета. В 1969 году получил стипендию на пятилетнее обучение в Московском университете, но уже через 5 месяцев его отозвали в Чили (Луис подружился с диссидентами).
Активист студенческого движения, после военного переворота 1973 года был арестован и два с половиной года проводит в заключении, где подвергается пыткам. Благодаря вмешательству немецкого отделения Международной амнистии переведен под домашний арест. Однако вскоре бежит из-под надзора и уходит в подполье, где создает театральную группу — первый очаг культурного сопротивления военно-фашистской хунте. Через год вновь арестован и за «подрывную деятельность» приговорен к пожизненному заключению, которое сокращено до двадцати восьми лет. Но, после очередного вмешательства Международной амнистии, мера пресечения изменена на восьмилетнее изгнание в Швецию. Во время первой же остановки на пути в Швецию — в Буэнос-Айресе — Луис Сепульведа бежит в Уругвай. Но так как все его знакомые аргентинцы и уругвайцы находятся в заключении или убиты их диктаторскими режимами, Сепульведа отправляется сначала в Сан-Паулу, а из него — в Парагвай. Там, однако, он тоже не задерживается — у власти диктаторский режим Альфредо Стресснера — и оказывается в Кито. Вместе с Хорхе Энреке Адумом Луис Сепульведа организовал театральную группу и участвовал в изучении жизни индейских племен. Там же изучил марксизм и в 1979 году присоединился к Бригаде имени Симона Боливара и принял участие в Сандинистской революции.
С тех пор Сепульведа, помимо писательства и режиссерства, занимался в основном журналистикой и защитой окружающей среды. C 1996 жил в Хихоне (Испания).
В феврале 2020 года у Сепульведы диагностировали COVID-19 (это был один из первых подтвержденных случаев заболевания в Испании) и 16 апреля писатель скончался.
Луис Сепульведа — один из самых популярных и читаемых в мире в последние годы латиноамериканских писателей. Учился на театральном факультете Национального университета. В 1969… Развернуть
Рубен Давид Гонсалес Гальего — испанский писатель и журналист русского происхождения. Автор двух книг.
У Рубена Гальего страшная биография. Его мать, Аурора Гальего, была дочерью генсека испанской компартии – Игнасио Гальего. Отец принадлежал к венесуэльским борцам за свободу. И мать, и отец одно время учились в московских институтах. В 1968 году у них родились два сына-близнеца. Но один малыш сразу умер, а другой заболел церебральным параличом. Вторым был Рубен.
Кремлёвские врачи боролись за Рубена больше года. Но излечить внука лидера испанских коммунистов у них не получилось. Надо было определяться, что делать дальше. Однако у матери появились другие планы: она влюбилась в молодого советского литератора Сергея Юрьенена и вскоре уехала с ним в Париж. А отец вернулся в Венесуэлу. О нём потом говорили, что он занялся политическим террором. И больного мальчишку в итоге отдали в один из московских детских домов.
Когда Гальего исполнилось пятнадцать лет, его перевели в Новочеркасск. Там он поступил в торгово-коммерческий техникум, женился, родил дочку. Потом последовали развод, новая женитьба и рождение второй дочери.
Именно в Новочеркасске у Гальего появился интерес к литературе. Уже в 2003 году он вспоминал: «Я жил в Новочеркасске, моё здоровье стало совсем плохим, и во время очередного сердечного приступа я вдруг увидел буквы на потолке. Это романтично звучит, но так было. И я стал записывать эти буквы, понимая, что умираю. Потом показал эти записи каким-то знакомым писателям, журналистам, и мне сказали, что так писать нельзя. Я это дело забросил. Потом, оказавшись за границей, я показал свои тексты русским эмигрантам, и мне сказали, что так писать можно и это очень даже ничего, просто несколько странный стиль. Я сел, быстренько написал несколько рассказов и сделал передачу на радио «Свобода». А потом мне Юз Алешковский сказал, что я – настоящий писатель» («Известия», 2003, 8 декабря).
Если я правильно понял, Алешковский, когда давал свои оценки, прежде всего имел в виду роман Гальего «Чёрным по белому». Эту вещь Гальего написал на русском языке. Впервые она была напечатана в 2002 году в журнале «Иностранная литература». Как утверждали критики, роман получился очень жёстким. И не только за счёт темы. Автор сумел найти верную интонацию. Сошлюсь здесь хотя бы на мнение поэта Максима Амелина. По его словам, у Гальего «язык преднамеренно нейтральный, выбраны простые слова, но возникает ощущение, что они сказаны не случайно. Они не общелитературные и не затасканные, идеально отвечают содержанию, – а это суровая правда жизни, поэтому вещь по силе воздействия сравнима, на мой взгляд, разве что с «Колымскими рассказами» Варлама Шаламова. Нейтральный язык в данном случае делает какое-то чудесное дело – доводит чуть ли не до слёз» («Литературная Россия», 2003, 12 сентября).
В 2003 году Гальего за свой первый роман получил Русский Букер. Ещё одна интересная деталь, связанная с этой книгой: на французский язык её перевела мать писателя – Аурора Гальего.
Идеей разыскать мать Гонсалес Гальего загорелся ещё в Новочеркасске. Позже киношники специально организовали для него путешествие в Европу. Мать обнаружилась в Париже.
В 2001 году Гальего решил перебраться в Испанию. Но тоска по России у него осталась, видимо, на всю жизнь. Не случайно он продолжил писать исключительно на русском языке, считая себя представителем именно русской литературы.
Многие критики гадали, какую тему Гальего изберёт для своей второй книги. Алла Латынина, к примеру, писала: «Понятны сложности, которые испытывал Рубен Гонсалес Гальего, приступая ко второй книге. Продолжить писать о своём детдомовском детстве? Есть риск, что она станет разжиженной копией первой, как щи в рассказе писателя, которые развели водой. Резко сменить тему? Это значит предать тех несчастных, голосом которых суждено было стать писателю, потерять точку опоры. Несомненно также, что автора по-своему уязвляли неумеренные похвалы его мужеству, сочетавшиеся с некоторой снисходительностью к нему как к писателю. В новой книге Гонсалеса Гальего «Я сижу на берегу...» отчётливо выступает намерение автора изменить манеру повествования, продемонстрировать, что он хорошо знаком с современной литературой, знает, что такое условность, театр абсурда и интеллектуальная проза, и может экспериментировать с жанрами. Слава богу, он не решился изменить тому жизненному материалу, который, видимо, ещё не скоро его отпустит. Свою новую книгу писатель разделил не на главы, а на акты. Первый и третий – это действительно опыт в жанре драматургии, второй же – проза, цикл рассказов с одним сквозным героем, сильно отличающихся, однако, от рассказов, составивших предыдущую книгу» («Новый мир», 2005, № 12).
Книга «Я сижу на берегу…» вышла в 2005 году. Латынина особо отметила во втором романе Гальего драматическую часть, построенную на овеществлении прозрачных метафор. Но Владимир Бондаренко, наоборот, воспринял драматургические попытки Гальего как творческую неудачу автора. Он заметил: «Первый акт и третий акт – этакие сцены из пьесы абсурда. Продолжение Ионеско и Беккета, но с определённым политическим подтекстом. Не загоняют ли его заранее в клише радикального политического писателя, разоблачающего Россию? Не получится ли, что, уйдя от описания реального быта больных детей, он придёт к дешёвым политическим антисоветским агиткам? Надеюсь, талант вывезет. Читали же «Скотный двор» Оруэлла как антисоветскую агитку. Время прошло. Теперь этот же «Скотный двор» скорее читают как пародию на порядки в США. То же самое с «Носорогами» Ионеско. Звучит, как осуждение любого неправедного режима. Рубен Гальего силён в передаче правды отношений между больными подростками. Но намного ли лучше чувствуют себя сейчас такие же больные дети в Испании, Португалии и других странах Европы? Хорошо бы ему нынче поездить по подобным детским домам Испании. Может быть, дети миллионеров, переболевшие ДЦП, окружены постоянным вниманием пяти-шести человек из обслуги. Но даже в гораздо более комфортных, чем российские, детских домах США остаётся немало схожих трагических проблем. Так что же такое – книги Гальего: описание жизни и психологии больных детей, или же демонстрация современного русского ГУЛАГа? В конце концов, в книге Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» действие происходит не в советском обществе. И таких книг немало написано в США, в любой стране мира. Я не считаю драматургические попытки в книге «Я сижу на берегу…» большой творческой удачей автора. Всё-таки, серединная часть книги намного сильнее. Но понимаю неизбежность и необходимость этих попыток выхода из мира страшных документальных описаний. Автору нужны новые сверхзадачи, новые дерзкие замыслы. Сериал ужастиков про больных детей, к счастью, не его стиль. Вторая часть книги, тоже более условная, чем первая книга «Белое на чёрном», явно удалась автору» («День литературы», 2005, № 7).
Сейчас Гальего живёт в Мадриде.
Рубен Давид Гонсалес Гальего — испанский писатель и журналист русского происхождения. Автор двух книг. У Рубена Гальего страшная биография. Его мать, Аурора Гальего, была… Развернуть
Елена Армас — испанская писательница.
Хорхе Марио Педро Варгас Льоса — известный перуано-испанский прозаик, драматург и публицист, политический деятель.
Детство провёл в Боливии, где его дед был консулом. По настоянию отца окончил военное училище им. Леонсио Прадо, а затем поступил на филологический факультет университета Сан-Маркос. Однако вскоре уехал в Европу, в 1958 в Мадриде защитил диссертацию о творчестве Рубена Дарио. Затем в Париже работал журналистом, а также на радио и на телевидении. В 1967, получив Международную премию им. Ромуло Гальегоса, Варгас Льоса, произнес знаменитую речь о тесной связи писателя с общественной жизнью.
Первый роман Варгаса Льосы «Город и псы» (La ciudad y los perros, 1963) произвел в Лиме скандал, повлёкший публичное сожжение книги. Изображенные в «правдивой истории» военного училища им. Леонсио Прадо дикие нравы заклеймили позором всю перуанскую военщину. Роман стал культовой книгой для молодёжной читательской аудитории Советского Союза. В СССР и в США книга была экранизирована. В романе «Зелёный дом» (La casa verde, 1968) центральные темы насилия и отчуждения развиваются одновременно в пяти пересекающихся сюжетах. Писатель использует изощрённую технику монтажа — с мгновенными переключениями времени и места действия и с множественными точками зрения. Повесть «Щенки» (Los cachorros, 1967) описывает историю кастрированного юноши в «мачистском» (от исп. macho — самец, настоящий мужчина) окружении. После публикации этой повести, изображающей насилие элементом социального уклада жизни и выражающей анархический протест против торжества тотальной несправедливости в обществе Латинской Америки, писатель был назван некоторыми критиками «наследником Хемингуэя».
Роман «Разговор в "Соборе"» (Conversacin en La Catedral, 1969) вскрывает коррумпированность перуанского общества в период диктатуры Мануэля Одрии (1948-1956). В романе «Капитан Панталеон и Рота добрых услуг» (Pantalen y las visitadoras, 1973) в фарсово-сатирическом ключе изображено стремление солдафонов регламентировать всё, даже сексуальную жизнь подчинённых. В детективной повести «Кто убил Паломино Молеро?» (Quien mat a Palomino Molero, 1986) история убийства молодого певца становится поводом для исследования зыбких границ истины и справедливости. Варгас Льоса опубликовал также романы «Тетушка Хулия и писака» (La ta Julia y el escribidor, 1977), «Война конца света» (La guerra del fin del mundo, 1981), «История Майты» (La historia de Mait, 1984) и исследование о творчестве Флобера (1975). Последний роман писателя, «Сон кельта», был опубликован в сентябре 2010.
Варгас Льоса в основном живёт в Лондоне, однако каждый год старается посещать Перу, осмысление истории которого стало одной из главных тем писателя. Он много участвовал в политической жизни своей страны, в молодости поддерживал кубинский режим, но со временем разочаровался в коммунистических идеях, перейдя на позиции либерализма. В 1990 даже баллотировался в президенты Перу от партии «Демократический Фронт», но проиграл во втором туре Альберто Фухимори. В 1993 писатель получил испанское гражданство.
Хорхе Марио Педро Варгас Льоса — известный перуано-испанский прозаик, драматург и публицист, политический деятель. Детство провёл в Боливии, где его дед был консулом. По… Развернуть
Уже в раннем возрасте Хуан Диас Каналес начал интересоваться комиксами и непосредственно процессом их создания. В 18 лет он поступает в школу анимациии. В 1996 создает компанию Tridente Animation с тремя другими художниками, которая позволяет ему работать с американскими и европейскими компаниями по написанию сценариев к комиксам и анимационным фильмам.
В этот период он знакомится с Хуанхо Гуарнидо, с котором они решают создать их собственный комикс Блэксад.
Уже в раннем возрасте Хуан Диас Каналес начал интересоваться комиксами и непосредственно процессом их создания. В 18 лет он поступает в школу анимациии. В 1996 создает компанию… Развернуть
Хуанхо Гуарнидо учился на факультете искусств в Гранаде. Затем он сотрудничал со многими любительскими малотиражными изданиями, а так же публиковал илюстрации для испанской версии комиксов Марвел. В 1990 он переезжает в Мадрид, работает на анимационной студии Lápiz Azul и знакомится с Хуаном Диасом Каналесом.
В 1993 ему предлагают работу в Студии Уолта Диснея во Франции. Он переезжает в Париж и работает над анимацией персонажа Sabor (леопард) в мультфильме Тарзан (1999). В свободное время он занимается первой серией комикса Блэксэд.
Хуанхо Гуарнидо учился на факультете искусств в Гранаде. Затем он сотрудничал со многими любительскими малотиражными изданиями, а так же публиковал илюстрации для испанской… Развернуть
Эва Гарсиа Саэнс де Уртури - испанская писательница. Пишет в разных жанрах.
Эва Гарсия Саэнс родилась в Витории в 1972 году. С пятнадцати лет живет в Аликанте на испанском побережье Коста Бланка. Окончила факультет оптики и оптометрии Университета в Аликанте. После окончания института проработала 10 лет на руководящих должностях в оптическом секторе. Затем работала в Университете Аликанте и проводила презентации и курсы в социальных сетях.
Наряду с работой и воспитанием двоих детей она начала писать. Над первой своей рукописью работала три года. Получив отказ от издателей, она решила опубликовать роман онлайн на Amazon.com. Создала собственную обложку, разработала для книги собственный веб-сайт и продвигала свой роман в Интернете.
Книга очень понравилась читателям и наконец была издана в Испании, попав в список бестселлеров печати.
В 2016 году вышел ее триллер «Жало белого города» из одноименной серии, в котором инспектор Унаи Лопес де Айяла, эксперт по уголовным делам, расследует серию ужасных убийств с использованием ритуальных символов, за которые был осужден известный археолог Тасио Ортис де Сарате. Но прежде чем Тасио выпустят из тюрьмы, преступления начнутся снова, и инспектору Айяле придется разгадать зловещий план преступного ума с очень высоким IQ. Эта была экранизирована, вышел одноименный фильм с Белен Руэда и Аурой Гарридо в главных ролях.
Ева Гарсия Саенс де Уртури живет со своей семьей в Аликанте.
Эва Гарсиа Саэнс де Уртури - испанская писательница. Пишет в разных жанрах. Эва Гарсия Саэнс родилась в Витории в 1972 году. С пятнадцати лет живет в Аликанте на испанском… Развернуть
САЛЬВАДОР ДАЛИ (полное имя Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Дали де Пу́боль, кат. Salvador Domènec Felip Jacint Dalí i Domènech, Marqués de Dalí de Púbol, исп. Salvador Domingo Felipe Jacinto Dalí i Domènech, Marqués de Dalí y de Púbol) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.
Работал над фильмами: «Андалузский пёс», «Золотой век», «Заворожённый». Автор книг «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим» (1942), «Дневник одного гения» (1952—1963), Oui: The Paranoid-Critical Revolution (1927-33) и эссе «Трагический миф Анжелюса Милле».
Родился 11 мая 1904 в городе Фигерасе, в семье зажиточного нотариуса. Обучаться изобразительному искусству начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе. В 1916 отправился на каникулы в город Кадакес, где впервые познакомился с модернистским искусством. Первая персональная выставка Дали состоялась в 1919. В 1921 отец решает послать Сальвадора для учёбы в Мадрид, в Академию художеств Сан-Фернандо, где он знакомится с такими деятелями испанской культуры как Луис Бунюэль, Федерико Гарсиа Лорка и Педро Гарфиас.
Знакомство с новыми течениями в живописи развивается — Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году он впервые едет в Париж, где знакомится с Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х создает ряд работ под влиянием Пикассо и Хуана Миро. В 1929 участвует вместе с Бунюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс». Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара.
Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном. В 1934 неофициально вступает в брак с Галой (официальное венчание произошло в 1958 в испанском городке Жирона). В том же году впервые посещает США. После прихода к власти каудильо Франко в 1936 Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали не без оснований заявляет: «Сюрреализм — это я». С началом Второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948. В 1942 выпускает свою беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными. После возвращения в Испанию живёт преимущественно в своей любимой Каталонии. В 1981 у него развивается болезнь Паркинсона. В 1982 умирает Гала.
После смерти жены Дали переживает глубокую депрессию. Сами его картины упрощаются, и на них долгое время преобладает мотив скорби (вариации на тему «Пьета»). Болезнь Паркинсона также мешает Дали рисовать. Его самые последние работы («Петушиные бои») представляют собой простые закорючки, в которых угадываются тела персонажей — последние попытки самовыражения несчастного больного человека. Ухаживать за больным и обезумевшим стариком было трудно, он бросался в медсестёр тем, что подворачивалось под руку, кричал, кусался. В 1984 году в замке произошёл пожар. Парализованный старик безуспешно звонил в колокольчик, пытаясь позвать на помощь. В конце концов он превозмог немощь, свалился с кровати и пополз к выходу, но потерял сознание у двери. С тяжёлыми ожогами он был доставлен в больницу, но выжил. Больной, немощный, Дали скончался 23 января 1989 г. от сердечного приступа. Единственная разборчивая фраза, которую он произнёс за годы болезни, была «Мой друг Лорка»: художнику припомнились годы счастливой, здоровой молодости, когда он дружил с поэтом Федерико Гарсиа Лорка. Тело Дали замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в г. Фигерас. Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди.
САЛЬВАДОР ДАЛИ (полное имя Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Дали де Пу́боль , кат. Salvador Domènec Felip Jacint Dalí i Domènech, Marqués de Dalí de… Развернуть
Антонио Гонсалес Итурбе - испанский журналист, писатель и профессор. В настоящее время он является директором культурного журнала Librújula.
Его семья родилась в Сарагосе и переехала в Барселону, а Итурбе вырос в районе Барселонета. Он получил степень бакалавра в области журналистики в Автономном университете Барселоны, который окончил в 1991 году. Он совмещал учебу с несколькими работами: охранник парковки, пекарь и аудитор.
Его первая журналистская работа была в местном телешоу в Барселоне под названием «Televisió de Ciutat Vella». Где он работал репортером.
После окончания учебы он создал бесплатный журнал Gratix , которым руководил, и, приняв участие в различных короткометражных проектах, в 1993 году стал главным руководителем дополнительного телевидения El Periódico. Впоследствии он стал редактором кинематографического журнала Fantastic Magazine, а в 1996 году - участником развивающегося книжного журнала Que Leer, в котором занимал должность главного редактора, заместителя директора и, с 2008 года, директора. На протяжении всех этих лет Итурбе также принимал участие во многих мероприятиях, связанных со средствами массовой информации.
В 2004 году он опубликовал свой первый роман Rectos torcidos.
В течение нескольких лет Итурбе также работал аспирантом в магистратуре культурной журналистики в Университете Мадрида и мастером издания в Автономном университете Барселоны. Он читал лекции в качестве приглашенного профессора на факультетах журналистики в Университете Бланкерна, Университете Оберта де Каталунья и в Университете Абата Олиба. Он входил в состав комитета по выборам Bibliotecas de Barcelona и был почетным президентом Ассоциации журналистов-культурологов Каталонии. В Сарагосе он был экспертом группы в Asociación Miguel Fleta.
Антонио Гонсалес Итурбе - испанский журналист, писатель и профессор. В настоящее время он является директором культурного журнала Librújula. Его семья родилась в Сарагосе и… Развернуть
Сильвия Морено-Гарсия - мексикано-канадская писательница, редактор и издатель.
Родилась и выросла в Мексике. Родители работали на радиостанциях. В 2004 году переехала в Канаду, где в настоящее время живет со своей семьей в Ванкувере, Британская Колумбия.
Морено-Гарсия начала свою карьеру с публикации в различных художественных журналах и книгах, включая Exile Quarterly. Она была финалистом Манчестерской художественной премии 2011 года. Ее первый сборник рассказов «This Strange Way of Dying» был опубликован в сентябре 2013 года издательством Exile Editions. Второй сборник «Love and Other Potions» выпущен был в 2014 году издательством Innsmouth Free Press. Ее дебютный роман «Signal to Noise» был опубликован в 2015 году издательством Solaris Books.
Она является издателем Innsmouth Free Press, издания, посвященного фантастической фантастике. Вместе с Полой Р. Стайлз она была соредактором книг «Historical Lovecraft» (2011), «Future Lovecraft» (2012), «Sword and Mythos» (2014) и «She Walks In Shadows» (2015). Вместе с Оррин Грей она была соредактором Fungi (2013), сборника «грибной фантастики». Вместе с Лави Тидхаром является редактором «Еврейского мексиканского литературного обозрения». В 2016 году она выиграла премию World Fantasy Award за антологию «She Walks In Shadows» и премию «Медный цилиндр» за роман «Signal to Noise» .
По состоянию на октябрь 2019 года Морено-Гарсия - книжный обозреватель The Washington Post.
В феврале 2020 года она была объявлена финалистом премии Ньюбела 2019 в номинации «Лучший роман» за свою книгу «Боги Нефрита и Тени».
Сильвия Морено-Гарсия - мексикано-канадская писательница, редактор и издатель. Родилась и выросла в Мексике. Родители работали на радиостанциях. В 2004 году переехала в Канаду,… Развернуть
Федерико Андахази - аргентинский писатель.
Окончил психологический факультет университета Буэнос-Айреса, но посвятил себя литературному творчеству. В 1995 году два его рассказа были особо отмечены жюри Национального конкурса Института Св. Фомы Аквинского.
Стал известным после публикации в 1995 году романа «Анатом». В 1996 году стал — за этот роман — лауреатом первой премии аргентинского Фонда Амалии Лакроче де Фортабат, но из-за полемики по поводу эпатажного эротического содержания произведения Андахази получил лишь денежную часть премии, но не звание лауреата. «Произведение, получившее награду, не способствует укреплению наивысших духовных ценностей» — так гласило заявление Фонда, отражая возмущение «общественного мнения». Но в 1997 году роман выходит в издательстве «Планета» (Испания) и с этого момента становится международным бестселлером. Он переведен почти на все европейские языки, в том числе (2003 год. Издательство «Махаон», Москва. Серия «Современная классика») на русский.
Мировую известность приобрели второй его роман — «Милосердные» (1998) и третий — «Фламандский секрет» (2002). Оба переведены на русский язык. Для Андахази характерно эклектическое смешение жанров — притча, готический роман, детектив, «чёрная» проза. В своих произведениях он интерпретирует реальные исторические факты, привлекая внимание читателя к вечным проблемам любви («Анатом»), творчества («Фламандский секрет»). Роман «Государь» (2000) посвящён проблеме тоталитаризма — одной из основных тем латиноамериканской литературы.
Федерико Андахази - аргентинский писатель. Окончил психологический факультет университета Буэнос-Айреса, но посвятил себя литературному творчеству. В 1995 году два его… Развернуть
Агустина Бастеррика — аргентинская писательница.
Родилась в 1974 году. Окончила Университет Буэнос-Айреса со степенью бакалавра в области истории искусств. Является центральной фигурой литературной сцены страны, участвует в творческих встречах.
Лауреат Первой премии столичного муниципалитета и победительница 37-го конкурса латиноамериканских рассказов «Эдмундо Валадес».
Помимо сочинительства, Бастеррика также работает менеджером культурных проектов и принимает участие в организации и проведении арт-цикла «Следуй за белым кроликом», который объединяет выставки современных художников, музыкальные вечера и тематические дискуссии с экспертами в сфере искусства.
Роман «Особое мясо» впервые был опубликован в Аргентине в декабре 2017 года и с тех пор его перевели на 10 языков. Планируется выпуск телесериала на основе книги.
Агустина Бастеррика — аргентинская писательница. Родилась в 1974 году. Окончила Университет Буэнос-Айреса со степенью бакалавра в области истории искусств. Является центральной… Развернуть
Лаура Эскивель родилась в Мехико в 1950 году. Лаура была третьим ребенком из четырёх в семье телеграфиста Хулио Сесара Эскивеля (исп. Julio César Esquivel) и Джози Вальдес (исп. Josefa Valdés).
Некоторое время Лаура преподавала в школе. Свою писательскую карьеру Эскивель начала в 70—80-e годы с пьес и сценариев. Первым мужем Лауры стал мексиканский режиссёр Альфонсо Арау (англ. Alfonso Arau), совместно с которым Эскивель работала над экранизацией своего романа.
Слава пришла к ней после романа «Шоколад на крутом кипятке», впервые опубликованного в 1990 году. Роман переведен на тридцать языков, и его суммарный тираж превышает три миллиона экземпляров. По мнению мексиканской критики, этот роман открыл новую страницу в латиноамериканском "магическом реализме", и в нем парадоксальным образом сочетаются реальность и вымысел, эротика и мистика, любовный сюжет и рецепты блюд мексиканской кухни.
Мексиканская писательница Лаура Эскивель, автор романа "Чампурадо для жены моего мужа", ранее известного российскому читателю под названием "Шоколад на крутом кипятке", осталась довольна публикацией в России нового перевода ее книги, презентация которой прошла в пятницу в посольстве Мексики в Москве, сообщает корреспондент РИА Новости."Я очень рада, что книга издается на русском языке и что ее название было переведено правильно. В каждой стране его переводили по-разному. Наиболее оригинальной была японская версия - "Сад из розовых лепестков", - рассказала на презентации Лаура Эскивель во время видеомоста с Мехико.
По мнению издателей романа, принципиальным отличием новой версии является то, что было сделано несколько вариантов перевода названия и таким образом, одна книга появилась в России в нескольких обличьях.
"Это принципиально новый перевод, детали которого обговаривались с автором", - подчеркнули издатели.
Следующий роман писательницы носил название «Закон любви» (1995).
В русском переводе также были опубликованы романы Эскивель Книга чувств (2000, перевод - 2005), Малинче (2006, перевод - 2006).
Лаура Эскивель родилась в Мехико в 1950 году. Лаура была третьим ребенком из четырёх в семье телеграфиста Хулио Сесара Эскивеля (исп. Julio César Esquivel) и Джози Вальдес (исп.… Развернуть
Феликс Лопе де Вега Карпьо - испанский поэт, драматург, прозаик.
Крупнейший представитель "золотого века" испанской литературы.
Родился Лопе де Вега 25 ноября 1562 в Мадриде, в семье ремесленника-золотошвея. Под руководством поэта Висенте Эспинеля изучал латынь и кастильский. В 10 лет (по другим сведениям в 1574) поступил в коллегию Иезуитов в Мадриде (Имперский иезуитский колледж). Первая пьеса, из дошедших до нашего времени, ("El verdader amante") была написана в 12 или 13 лет и имела большой успех.
С 1577, благодаря покровительству епископа де Авилы, Лопе де Вега учился в духовной академии, но вскоре покинул ее из-за интрижки с замужней дамой. По окончании алькалского университета Лопе де Вега поступил на службу секретарем к герцогу Альба. В 1583 принимал участие в военном походе на Азорские острова.
В 1584 Лопе де Вега женился на Изабель де Урбина. В 1585 (по другим сведениям в 1588) был заключен в тюрьму. Точные причины ареста до сих пор не известны; по одной из версий причиной послужило обвинение в оскорблении дворянина, выдвинутое после публикации стихотворных памфлетов в адрес дона Франсиско де Гранвеля, являвшегося соперником Лопе де Вега в любви. В результате Лопе де Вега был изгнан из Мадрида на восемь лет.
В 1588 принял участие в экспедиции Великой Армады к берегам Англии. В 1591 умерла жена Лопе де Вега.
В 1596 Лопе де Вега вернулся в Мадрид и снова угодил под суд, на сей раз по обвинению в нарушении общественных приличий - он не скрывал своего сожительства с вдовой Антонией де Арментой. В 1604 он женился во второй раз. С 1605 года и до самой смерти Лопе де Вега служил секретарем у герцога Сессы.
К 1608 Лопе де Вега стали называть "фениксом испанского остроумия". Через несколько лет умер один из его сыновей, умерла жена.
В 1614 он принял сан священника и вступил в религиозное братство, членом которого состоял и Мигель де Сервантес.
В 1616 Лопе де Вега влюбился в Марту Неварес, которая развелась с мужем и переехала в дом поэта-священника. За четыре года до смерти Марта ослепла, а позднее впала в безумие. Эта любовь длилась 16 лет, до самой смерти доньи Марты, воспетой Лопе де Вега под именем Амарильи.
В 1627 Лопе де Вега был удостоен звания доктора богословия за стихотворную трагедию "La corona tragica", посвященную папе Урбану VIII; звание было присуждено Мальтийским орденом.
В 1834, в экспедиции, снаряженной для ловли жемчуга, погиб Лопе Феликс дель Карпио, один из сыновей поэта; младшая дочь поэта, Антония Клара, была похищена и изнасилована; в 16 лет она ушла в монастырь. Последнюю комедию ("Las bizarrerias de Belisa") Лопе де Вега написал за год до смерти, а за четыре дня до смерти - последнюю поэму "El sigio de оrо" ("Золотой век").
Умер Лопе де Вега 27 августа 1635 в Мадриде. После его смерти 150 испанских поэтов написали в честь Лопе де Веги стихотворения, которые вышли отдельным томом.
Феликс Лопе де Вега Карпьо - испанский поэт, драматург, прозаик.
Крупнейший представитель "золотого века" испанской литературы. Родился Лопе де Вега 25 ноября 1562 в… Развернуть
Хосе Ортега-и-Гассет — испанский философ и социолог, сын известного литератора Ортеги-и-Мунийа.
Обучаясь в колледже отцов-иезуитов «Miraflores del Palo» (Малага), Ортега овладел в совершенстве латынью и древнегреческим. В 1904 году окончил Мадридский университет Комплутенсе, защитив при этом докторские тезисы «El Milenario» («Тысячелетний»). Затем семь лет провёл в университетах Германии, с предпочтением Марбургского, где в то время блистал Герман Коген. По возвращении в Испанию получил назначение в Мадридский университет Комплутенсе, где и преподавал до 1936 года, когда началась гражданская война (Ортега-и-Гассет был противником Франко).
В 1923 году Ортега основал «Revista de Occidente» («Западный журнал»), который служил делу «сравнивания Пиренеев» — европеизирования Испании, тогда изолированной от современного (по тому времени) культурного процесса. Являясь убежденным республиканцем, Ортега был вождём интеллектуальной оппозиции в годы диктатуры Примо де Риверы (1923—1930), играл немаловажную роль в свержении короля Альфонса XIII, был одним из основателей «Республиканского объединения интеллигенции» (1931), избирался гражданским губернатором Мадрида, и по этим причинам оказался вынужден покинуть страну с началом гражданской войны. По возвращении в 1948 году в Мадрид совместно с Хулианом Мариасом создал Гуманитарный институт, где преподавал и сам. До конца жизни оставался открытым противником франкизма.
В 1914 году Ортега опубликовал свою первую книгу — «Размышления о Дон-Кихоте» (Meditationes del Quijote) и прочитал знаменитую лекцию «Старая и новая политика» (Vieja y nueva politica), в которой изложил позицию молодых интеллектуалов того времени в отношении политических и моральных проблем Испании. Некоторые историки[кто?] считают это обращение существенно важной вехой в цепи событий, которые привели к падению монархии.
Сочинения Ортеги, такие, как «Размышления о Дон-Кихоте» и «Бесхребетная Испания» (España invertebrada, 1921), отражают умонастроение автора как испанца и европейца. Его интеллектуальные способности и художественный талант очевидны в таких работах, как «Тема нашего времени» (El tema de nuestro tiempo, 1923) и «Дегуманизация искусства» (La deshumanizacion del arte, 1925). В прологе к «Размышлениям о Дон-Кихоте» можно найти главные идеи философии Ортеги. Здесь он даёт определение человека: «Я есть Я и мое окружение» («Yo soy yo y mi circunstancia»), то есть человек не может рассматриваться в отрыве от окружающих его обстоятельств истории.
Международная известность пришла к Ортеге в 1930-х годах, когда появился его труд «Rebelión de las Masas» («Восстание масс»; опубликована на русском языке в журнале «Вопросы философии», 1989, № 3—4). Метафизика Ортеги, называемая им самим рацио-витализмом, обретает очерченность уже в труде «Meditaciones del Quijote» («Кихотовские размышления», Мадрид, 1914), где он объявляет единственной реальностью человеческое бытие-с-вещами: «Я есть я и моё окружение». Сам Ортега убежден, что своей метафизикой он на пятнадцатилетие предвосхитил «Бытие и время» Мартина Хайдеггера. В целом Ортега относится к последнему холодно, называя его даже «гёльдерлиновским чревовещателем». Преломление рацио-витализма в теории познания порождает гносеологию «перспективизма», которая утверждает, что «жизнь каждого есть точка зрения на универсум» и что «единственно ложная перспектива — это та, которая полагает себя единственной».
В центре внимания в работах Ортега-и-Гассета — социальные проблемы. В «Дегуманизации искусства» (1925) и «Восстании масс» (1929) учёный впервые в западной философии изложил основные принципы доктрины «массового общества», под которым он понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Западе в результате кризиса буржуазной демократии, бюрократизации общественных институтов, распространения денежно-меновых отношений на все формы межличностных контактов.
Складывается система общественных связей, внутри которой каждый человек чувствует себя статистом, исполнителем извне навязанной ему роли, частицей безличного начала — толпы.
Ортега-и-Гассет критикует данную духовную ситуацию «справа», считая её неизбежным результатом развязывания демократической активности масс и видит выход в создании новой, аристократической элиты — людей, способных на произвольный «выбор», руководствующихся только непосредственным «жизненным порывом» (категория, близкая ницшеанской «воле к власти»).
Рационализм Ортега-и-Гассет считает своеобразным интеллектуальным стилем «массового общества». Он призывает вернуться к донаучным формам ориентации в мире, к древней, ещё не расчленённой «любви к мудрости».
Любопытными представляются попытки Ортеги по развитию так называемой «аристократической логики» (Ideas у creencias (Obras completas). 3 ed. — Madrid, 1953), а также фундаментальную для Ортеги, но оставшуюся незаконченной (La idea del principio en Leibniz у la evolución de la teoría deductiva. — Buenos Aires, 1958), которая представляется Ортеге «логикой изобретения»: «Современная философия не начинает более с бытия, но с мысли» (La idea…, p. 163).
Для становления философской школы в Испании большое значение имела преподавательская деятельность Ортеги. Так, в основу книги «Что такое философия» лёг курс лекций, прочитанных Ортегой в 1929 году в университете Мадрида
Хосе Ортега-и-Гассет — испанский философ и социолог, сын известного литератора Ортеги-и-Мунийа. Обучаясь в колледже отцов-иезуитов «Miraflores del Palo» (Малага), Ортега… Развернуть
Хосе Карлос Сомоса (исп. José Carlos Somoza)
Хосе Карлос Сомоса родился в столице Кубы — Гаване 13 декабря 1959года. Однако уже в 1960 году его семья была вынуждена покинуть Кубу по политическим причинам, и всё семейство перебралось в Испанию. Писатель жил в Кордобе, где окончил школу. Впоследствии поступил на медицинский факультет Мадридского Университетеа, где получил специализацию по психиатрии. Однако практически в это же время (в 1994 году) он принимает решение стать профессиональным писателем и начинает рассылать свои произведения по различным издательствам.
Сейчас проживает в Мадриде.
Хосе Карлос Сомоса (исп. José Carlos Somoza)
Хосе Карлос Сомоса родился в столице Кубы — Гаване 13 декабря 1959года. Однако уже в 1960 году его семья была вынуждена покинуть… Развернуть