4 сентября 2018 г., 17:00

586

Василий Владимирский о романе «Взлет и падение ДОДО» Нила Стивенсона и Николь Галланд

7 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное

Критик: Василий Владимирский
Рецензия на книгу Взлет и падение ДОДО
Оценка: r40-green.png
*

Мелисандра Стоукс — блестящий полиглот: безупречно владеет десятками языков и постоянно изучает новые. Проблема в том, что по большей части это языки мертвые или редкие, от шумерской клинописи до венгерского диалекта девятнадцатого века, и толку от них вне университетских стен кот наплакал. Мелисандра томится и хандрит: у нее нудная однообразная работа, завкафедрой — старый козел, нищенская зарплата, карьерные перспективы не просматриваются. В общем, точка неустойчивого равновесия, когда стоит поманить человека пальцем, посулить перемену участи — и тот пробкой выскочит из пресловутой «зоны комфорта», пустится во все тяжкие. Искушать Стоукс является молодой красавец, обаятельный секретный физик с офицерской выправкой — на то, чтобы завербовать девушку в «теневую правительственную структуру», у него уходит примерно полчаса, включая дорогу от университетского кампуса до ближайшей хипстерской кофейни.

На этом заканчиваются унылые будни младшего преподавателя и начинается веселая кутерьма с магическими превращениями, путешествиями во времени, шпионскими играми, а также квантовой физикой и высшей математикой — для антуража.

Нил Стивенсон как тот несчастный кот Шрёдингера: бывает глубокомысленным («Алмазный век», «Барочная трилогия», «Анафем»), а бывает и более чем легкомысленным («Зодиак», «Вирус «Reamde» и т. д.) — не узнаешь, пока не заглянешь в коробку. То есть, пардон, под обложку. В «ДОДО» он на полную катушку развлекается сам и развлекает читателя: пускает фейерверки, крутит фонарики и показывает карточные фокусы. Правда, продолжая дурачиться, Стивенсон не забывает решать сложные литературные задачи. Новый роман чуть менее чем полностью построен на играх с жанровыми штампами, городским фольклором и конспирологическими теориями: гениальный непризнанный физик — вылитый безумный ученый из комиксов, молодая ведьма — сексапильная голливудская звезда в образе злючки, генерал-чума удрал из «Доктора Стрейнджлава» Стэнли Кубрика, etc.

Все обывательские мифы подтверждаются: в Средние века миром действительно правила магия, салемских ведьм сожгли неспроста, Кристофер Марло и впрямь инсценировал свою смерть, историю человечества тайно направляет род могущественных немецких банкиров, а в США действует «теневая правительственная организация», исследующая оккультные феномены. Написано это живо, забавно, часто по-настоящему остроумно — но поставить роман рядом с «Лавиной» или «Анафемом» не поднимается рука. Ценим Стивенсона мы все-таки не за хиханьки-хаханьки, так что Нил Легкомысленный, при всех его несомненных достоинствах, проигрывает Нилу Глубокомысленному с разгромным счетом.

* Оценка указана редакцией Livelib

Источник: Горький
В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

7 понравилось 0 добавить в избранное