7 июля 2019 г., 18:03

426

На краю поля

13 понравилось 0 пока нет комментариев 2 добавить в избранное

Критик: Юрий Володарский
Рецензия на книгу Рай земной
Оценка: r45-green.png

Имя «Сухбат Афлатуни» для нашего уха звучит экзотично, поэтому давайте сразу упростим. На самом деле этим псевдонимом, означающим в переводе с арабского и узбекского что-то вроде «Диалоги Платона», уже двадцать лет пользуется живущий в Ташкенте русский прозаик, поэт и критик Евгений Абдуллаев. Точнее так: критические статьи он публикует под настоящей фамилией, а стихи и прозу — под славным именем Сухбата. Получается, особенно в последнее время, довольно успешно: в 2016-м его масштабный эпос в трех книгах «Поклонение волхвов» вошел в шорт-лист «Русского Букера», а нынешний «Рай земной» попал в финал «Большой книги» текущего года.

Место действия в романе не указано, скорее всего, это какая-нибудь северо-западная приграничная область России, то ли Псковская, то ли Смоленская. Главную героиню зовут Полиной, но вместо этого официального имени Афлатуни использует домашнее — Плюша; если вы представили ожившую плюшку — мягкую, теплую, сдобную, сладкую, простоватую — то это, наверное, правильно. Антагонисткой Плюше служит ее ближайшая, в общем-то, единственная подруга Натали, и эта парочка явственно напоминает Обломова со Штольцем. Плюшу и впрямь не отделить от ленивого домашнего уюта. Натали, наоборот, деятельна и напориста, как Штольц в юбке, хотя Афлатуни специально отмечает, что никаких юбок она принципиально не носит, а только брюки.

(Этот роман вообще тесно связан с русской классической литературой. Плюша похожа не только на гончаровского героя, но и на гоголевских — то на созвучного ей Плюшкина, то на Коробочку. И все же главное связующее свойство состоит в манере письма. Афлатуни пишет не «отказалась» или «надулась», а «напыжилась». Не «держать за руку», а «пальцы помучить» — это про ухаживания парней за девушками. Одеколоном у него не брызгаются, а «мажут себя», ноги станком не бреют, а «шкрябают». А еще посреди прихотливой, но в целом нейтральной авторской речи возникает веселый жаргон персонажа, той же бойкой и резкой Натали: «Там сейчас какая-то фифа сявая стоит. Причесон типа «взрыв на макаронной фабрике», бусики».)

Основная сюжетная линия связана с исторической памятью. Плюша живет у поля, на котором когда-то были расстреляны поляки, и работает в Музее репрессий, который пытается сохранить память о трагических событиях. Однако некоторые функционеры и многие обыватели в этом совершенно не заинтересованы. «Польская» тема в романе многогранна: тут не только давняя трагедия, но и общество польской культуры, и польская кровь, текущая в жилах персонажей, включая Плюшу. Особую роль играет фигура священника Фомы Голембовского, поляка, принявшего православие и написавшего «Детское Евангелие», в котором почти все традиционные герои, от Христа и апостолов до Пилата и первосвященников находятся в возрасте до 13-ти.

«Рай земной» — роман небольшой, но вместительный, он о многом, разном и важном. О покаянии, вернее, о его отсутствии. О неприятной правде, которую пытаются уничтожить забвением. О женской дружбе — странной, трудной, но настоящей. О безнадежности, сквозь которую упрямо прорастает надежда. Наконец, о поисках веры — этот процесс порой важней результата. Кстати, главный ключ к роману Афлатуни выложил на первой же странице. «Про одну монахиню рассказывали, что она была незлобива и не имела никакой привязанности к земному. Когда при кончине явился к ней ангел смерти, старица попросила: «Не забирай меня, я и здесь всем довольна». Она и на земле переживала рай».

В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

13 понравилось 2 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!