Зарубежная литература о культуре и искусстве — рецензии

31 мая 2024 г. 17:34

46

4 В искусстве ценно то, что не может быть объяснено…

Джулиан Барнс «Открой глаза»

«Во всех видах искусства присутствуют одновременно две вещи: желание создавать новое и непрерывный диалог с прошлым…»

Я долго думал, с какого художественного произведения познакомиться с творчеством Джулиана Барнса. Не достигнув определённой точки зрения, мой взор остановился на книге в жанре нон-фикшн, которая представляет собой сборник эссе об изобразительном искусстве и художниках. От противного, что называется. Автор рассказывает о своём отношении к данному виду искусства, концентрируясь на XIX и XX веках. Захватит и нынешний. Я всегда, сколько себя помню, был равнодушен к живописи, поэтому мне перед началом чтения было интересно, насколько сильно текст найдёт отклик во мне, удастся ли хоть чем-нибудь зацепить писателю моё каменно-холодное сердце. Что ж,…

Развернуть

31 мая 2024 г. 14:41

21

5 Познавательно и информативно.

Мне было очень интересно узнать о том как организуется процесс создания именно хита, а не песни. Совершенно иные от традиционных композиторских подходов методы, которые дают результат. Но несмотря на большие команды битмейкеров, топлайнеров и текстовиков финальные решения всеравно за одним человеком. Также интересно описано такое явление как Кей-поп и его производство. Никогда не подумал что этим занимались шведы. Также интересно про зарождение и политику финансовых потоков стримминговых сервисов на примере Spotify.

MMaria

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 мая 2024 г. 13:33

22

0 Чьи глаза?

Это замечательный интересный рассказ о начале нидерландской революции, Вильгельме Оранском, его неверной жене и ее любовнике Яне Рубенсе. Пепел Клааса и всякое такое, а теперь еще и с вариантом описания событий от Веджвуд ("Принц Вильгельм I Оранский) было интересно сравнить.

Это замечательный и интересный рассказ о Питере Пауле Рубенсе, сыне этого самого так неудачно сходившего налево Яна - о его родных, жизни, творчестве, характере. Пара-пара-парадуемся, тридцатилетняя война (и снова привет тебе, Веджвуд) и всякое такое, и описания картин очень вкусные и по-Шамовски интересные. Читать всем, кто считает, что гениальный художник должен обязательно быть асоциальным нищебродом (кого биография Рубенса не убедила - читать еще и про Ренуара).

В общем все прекрасно и замечательно... пока я не…

Развернуть

19 мая 2024 г. 11:21

47

0 Культура чтения — это круто!

Эта книжка — сборник эссе исследователя книжной культуры. Когда-то я прочитал его сборник «Книжные магазины», название которого меня сильно зацепило, но чтение оказалось достаточно сложным, потому что это было серьёзное исследование. К тому же автор испанец с латиноамериканским бэкграундом, поэтому основные примеры были приведены из испаноязычного пространства. 


Далее, несколько месяцев назад, ad marginem на всех площадках анонсировало переиздание «Книжных магазинов» и публикацию нового сборника эссе «Вымышленные библиотеки».


Я пришёл в наш пермский Пио за подарком, и углядел на полках этот сборник (последний, кстати), который я никак ни мог не купить, поэтому сейчас пишу эти строки))


Эти эссе лёгкие, я читал и подчёркивал целыми абзацами мысли, так понравившиеся мне. Конечно, были эссе…

Развернуть

15 мая 2024 г. 23:34

68

4

«В моей книге, конечно, найдутся ошибки, но в ней нет намерения обмануть, польстить, очернить кого-нибудь. Я буду говорить правду. В наше время это нелёгкое обязательство, даже когда говоришь о колоннах и статуях.»

Стендаль «Прогулки по Риму»

«Для того, чтобы хорошо писать об искусстве, важнее быть очень умным, чем историком искусства, но кто сказал, что хороший текст об искусстве и искусствоведение синонимы? Никто никогда этого не говорил и правильно делал.» Это написано А. Ипполитовым о другом хорошем тексте об искусстве. В собственных его работах это именно синонимы. В книге «Просто Рим» чисто искусствоведческие рассуждения естественным образом чередуются с рассказами о развитии городской территории на протяжении последних двух тысячелетий, т. е. о дворцах, площадях и улицах Рима;…

Развернуть

27 апреля 2024 г. 15:21

30

5 Viva la Vida!

Фрида Кало. Это имя знают и слышали даже те, кто совершенно далеко от творчества и искусства.
Биография несравненной и сильной женщины. Вся её жизнь, творчество, страдания, откровения, вдохновения, боли в одной маленькой книге.
Просто восторг и ощущение, будто ходишь в галерее картин Фриды. Я прониклась её историей и получила максимальное эстетическое удовольствие от произведения!

19 апреля 2024 г. 21:46

148

5

Какая замечательная книжка, вернее даже целый альбом с репродукциями великого художника и очень интересным текстом. Модильяни не стремился быть "авангардистом" ради "авангардизма" и до конца оставался верен своему пониманию красоты и живописи. Так он, например, решительно отказывается подписать франко-итальянский футуристический манифест, к чему его усердно склоняли его друзья Северини и Боччони. И футуризм сегодня почти забыт и остался больше, просто как эпатажная ступенька на шкале истории искусства, а Модильяни есть Модильяни.

18 апреля 2024 г. 13:49

50

3

Хорошего про издание могу сказать, что качество бумаги прям прекрасное! Пролежав двадцать лет на полке в ожидании своего часа и пережив четыре переезда, журнал смотрится до сих пор как новенький. Краски репродукций не выцвели и не потускнели.

В журнале всего 32 страницы, и большую их часть занимают репродукции. Текста мало, и тот какой-то неудалый. Мне кажется, про Моне столько всего написано, что уж можно было постараться и сделать издание поинтереснее.

Немного скудных фактов биографии, чуть-чуть о творчестве и импрессионизме и разбор картин. Причем такой, плохой разбор, на мой взгляд. Я и в литературе не люблю, когда критики заводят песню "что хотел сказать автор", а уж в живописи и подавно. Ничего не хотел, рисовал прекрасное. А если что-то и хотел, в чужую голову не влезете и не…

Развернуть
BevSplatched

Эксперт

по "Теории большого взрыва"

13 апреля 2024 г. 22:15

50

5

Эту книгу можно воспринимать как произведение искусства (так как тут много работ Фриды) и как биографию.

Конечно, все знают о талантливой женщине Фриде Кало. Её творчество плотно связано с её трагедией.

В её картинах можно прочитать всю боль, которую она испытывала и переживала.

Автор Кристина Буррус проделала прекрасную работу и собрала очень много интересных материалов о жизни Фриды. Подробно рассказывает о семье, политических событиях и автокатастрофе, последствия которой отразились на жизни Фриды.

Очень интересно. Мне, как человеку увлекающимся искусством, было ценно получить такие знания.


9 апреля 2024 г. 18:39

100

4.5

Со времён прочтения "Книжных магазинов" этого же автора я уже забыл, что писал тут относительно комплиментарный отзыв, потому что с течением вечности та книга стала восприниматься как собрание занимательных и не очень фактов, недорастворённое (и на том спасибо) в разговорах совершенно ни о чём.
Надо бы пролистать заново.
Ещё с тех пор я успел посмотреть на тот самый старейший в мире книжный магазин в Лиссабоне, и очень хорошо, что добрая знакомая, оказавшись там, просто сняла видео. Очень выхолощено и уныло, если б я сам поехал, сильно бы расстроился. )

"Вымышленные библиотеки", хоть и будучи сборником эссе и интервью, написанных в разное время, оставили впечатление более цельной работы, чем "КМ", думаю, как раз из-за краткости форм: задумался, сформулировал, записал, всё более-менее по…

Развернуть

28 марта 2024 г. 12:08

60

4.5 Спички, красный карандаш, тюрьма

У Роберта Дарнтона получилась исследовательская работа, в которую одновременно вмещается много исторических фактов, всестороннее рассмотрение аспектов цензуры и детективная составляющая.

Начну со стиля написания: он прекрасен! Да, порой может утомлять перечисление тех или иных событий, но как только хватаешься за нить повествования – они превращаются в большую общую историю длинной в сотню лет, а то и больше. В расследование, за которым дивно интересно наблюдать. К тому же у Дарнтона есть чувство юмора и хорошо развит навык преобразования сложных и скучных фактов в доступную информацию.

Интересно наблюдать и саму суть. Цензура: давление, жестокость, переговоры, компромисс, сотрудничество, симбиоз. Невозможно рассматривать работу с книгами отдельно от исторического периода, в который она…

Развернуть
Primula

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 марта 2024 г. 09:30

310

4

Это вторая прочитанная книга Беатрис Коин (кто же скрывается под этим псевдонимом?), и эта книга мне понравилась гораздо больше. Конечно, от искусствоведения это очень далеко. Скорее автор отталкивается от какой-то картины и затем "разветвляет" свой собственный сюжет, уходя в историю. Мне понравились главы, посвященные коллекционерам: русскому Сергею Щукину и американцу Альберту Барнсу (через картины Матисса), история княжны Таракановой со всеми опутывающими эту фигуру легендами (через картину Константина Флавицкого "Княжна Тараканова"), и особенно тронула последняя часть, посвященная возможным прототипам "Неизвестной" Крамского. Краткий рассказ о дочери художника, Софии Юнкер-Крамской, ставшей тоже художницей, но почти забытой, буквально растрогал и заставил искать дополнительную…

Развернуть

28 февраля 2024 г. 12:52

72

5

Эта книга меня сильно впечатлила, потому что у нее есть подзаголовок «Как воспринимать современное искусство». И она - именно о нем, так мною любимом.


В книге огромное количество примеров и фотографий объектов современных художников, о многих из которых я раньше даже и не знала.


Плюс - уникальная система восприятия, которую разработал сам Оссиан Уорд. Пользуясь ею, можно рассмотреть любое произведение искусства как понятный и доступный объект для восприятия.


Развернуть

21 февраля 2024 г. 00:41

50

5 Великолепная книга

Очень, очень, очень красивая книга. Приятно держать в руках, приятно рассматривать, просто наслаждение для глаз. Ждала вечеров, чтобы прочесть следующий десяток страниц. Текст хорошо читается, связный, уместный. Понятно, что это не глубокое исследование, но получить представление об отдельных художниках и зарождении и развитии стиля в целом вполне можно. Хорошая подборка иллюстраций, не только самые широко известные работы. Полиграфия шикарная, изображения крупные, можно рассмотреть все детали. Горячо рекомендую любителям искусства. Если сомневаетесь, нужна ли она Вам - берите))) У меня издание 2022 года. На подарок, по-моему, идеально.

31 января 2024 г. 18:32

56

0 как же я намучилась с этой малышкой, уйма новых слов и тяжелая концепция сравнения смыслов.

почему же коробки Уорхола и квадраты Малевича стали искусством? когда художники отказывались от «теории подражания»(классического реализма), они пытались найти истинную сущность искусства. что-то уникальное. отказавшись от «всего» и создав «чистый лист», они только возвысили главную суть искусства: сравнение и противопоставление.


дело в том, что перед зрителем предстаёт не просто квадрат или коробки, а кусочки от всего мира искусства. истинный зритель не сможет смотреть на реальный предмет реально. он всегда будет противопоставлять работу всем остальным, которые он только видел. коробки, в какой-то мере «открывают нам нас самих: подобно зеркала, поднесённому природе, они могут отразить помыслы» 


я понимаю это так: эти вещи настолько просты, что не удовлетворяют классического понимания,…

Развернуть

14 января 2024 г. 00:09

77

4

Я очень люблю импрессионизм. Бывая в Эрмитаже, надолго останавливаюсь перед картинами Клода Моне: «Дама в саду», «Сена в Аньере», «Большая набережная в Гавре», «Стог сена в Живерни»… Но биографию художника я знаю довольно условно.
В центре сюжета одно событие – история создания знаменитой «Grande Décoration», которое растянулось на 12 последних лет жизни художника. А Клода Моне, «как и златоволосого Гиласа, всегда тянуло в сияющую бездну пруда с водяными лилиями.»
Это история о немолодом художнике, практически безвыездно жившем в Живерни, где он создал свой Сад. Клод Моне обладал тяжёлым характером, любил поныть и пожаловаться, вкусно поесть и быструю езду. Не любил технический прогресс, американцев, покупающих его работы. Теряющий зрение (оказывается, у многих импрессионистов были…

Развернуть
PlanetaeLilium

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 января 2024 г. 21:11

34

5 Мракобес и еретик или…?

В народе бытует мнение, что Босх – сумасшедший дремучий сатанист и еретик, который рисовал мракобесные картины во славу сатаны. Но так ли это?
Вы удивитесь. Книга полностью разрушит на мелкие кусочки всетстереотипы об этом человеке. Его чутье и творчество были полностью рассчитаны на верующих и образованных людей. Сам будучи отлично образован и начитан, он был вскрывал все людские пороки на картинах представать перед божьим судом. Культурный пласт отсылок, которые полностью никогда не поймет человек без образования, не вышли из под пера еретика – церковь никогда не считала его картины чем-то неправедным, а их сюжеты заказывали богатейшие и самые уважаемые нидерландские дома.
Порицать на своих картинах порочных людей, оторванных от благочестия – вот какова была цель Босха.О том, как Босх…

Развернуть
Miku-no-gotoku

Эксперт

ну, что Вы?! люблю деконструкцию...

22 декабря 2023 г. 13:47

223

5 Погружение в эпоху Хэйан

Книга касается контекста эпохи Хэйан и романа Гэндзи моногатари, хотя в тексте упоминается также не только Мурасаки Сикибу, но и Сэй Сёнагон - топ-блогер эпохи Хэйан, создательница популярного в ту эпоху  "блога" . Японские "Достоевский и Тургенев" эпохи Хэйан.

Немало тут посвящено исследованию романа Сикибу Мурасаки, но и в целом является обширным исследованием эпохи. Отсюда узнал много об эпохе Хэйан, экономического базиса, историю формирования японского феодализма. В отличие от  европейского феодализма нихонский феодализм был следствием оффшоризации с дальнейшей монополизацией у крупнейших кланов в стране. Вообще  в начале книги, перечисляя причины разложения Хэйанской системы, автор скептически отнёсся к экономической модели разложения, но в итоге разложил всё по полочкам. В принципе…

Развернуть

20 декабря 2023 г. 16:29

88

4.5 Великие художники создают великих торговцев

Будучи начинающим коллекционером, я ожидал, что должен буду платить за шедевры самые высокие цены. Однако я не ожидал, что кроме того, должен буду еще немало приплачивать за честь платить самые высокие цены.

Как большому любителю искусства, мне очень понравилась эта книга. Помимо красивой обложки у нее увлекательное, емкое содержание на очень не избитую тему - развитие арт дилерства от средневековья и до наших дней. Слог в меру сложный и профессиональный, но он не мешает восприятию, так как книга изначально нацелена на очень узкую целевую аудиторию. Наоборот, такой слог вызывает доверие к профессионализму автора и позволяет погрузиться в лексику индустрии (провенанс, маршан, импрессарио, реноме, нувориш). Существенным минусом я вижу только кликбейт в названии что в переводе, что в…

Развернуть
Читающая Алёна (Alena_Lisante)

Эксперт

по кухонной философии ;)

17 декабря 2023 г. 16:41

248

5 Шикарное издание для коллекционирования

Книга входит в серию "Искусство и поэзия" малого формата (А5). Что это одна серия, я уточнила недавно на выставке "non/fictio№" 2023 у представителя издательского дома. Как-то однозначно найти информацию про неё, и что туда входит, у меня не получалось, даже на сайте издательства, поэтому специально посетила павильон "Арки". На той же выставке я попросила буклет с продукцией, согласно нему перечисляю ниже, что входит в эту категорию "ART & POETRY": - Бабочки и хризантемы. Японская классическая поэзия IX-XIX веков - Любовь к ботанике - Птица по имени... А. Кушнер - Меж Фонтанкой и Мойкой... А также после нового года должна выйти книга "Мифы и боги".

Коротко про само издательство, для тех, кто с ним не знаком. Цитирую официальный сайт:

Петербургское издательство «АРКА», основанное в 2006…

Развернуть

11 декабря 2023 г. 22:49

75

4

Если бы не финал, повествующий о том как невыносимо жить в мире империалистического неравенства (не забываем что книга 1969 года!), то я бы поставил книге 5.0

Первая часть книги написана блестяще. Берджер крупными мазками описывает историю русского искусства от Петра I до соцреализма времен Хрущева. Очерк написан высокопрофессионально, его можно разбирать на цитаты для лекций по истории искусства.

Творчество Эрнста Неизвестного помещается в контекст как политики своего времени, так и отдельно проходящей эволюции искусства. Берджер делит работы Неизвестного на удачные и неудачные. Такое деление аргументировано и у автора есть собственная интерпретация творчества советского ваятеля. Феномен Неизвестного безусловно привлекает к себе внимание, поскольку он, как и Бродский, был не признан…

Развернуть

30 ноября 2023 г. 19:58

144

4

Я уже знакомилась с Барнсом, но мне его полёт мысли совершенно не заходит. Как оказалось, в коротеньких эссе всё прекрасно улеглось, и мне понравилось в целом максимально.

Каждое эссе очень хорошо построено. Немного биографии, немного описания картин, немного рассуждений. И всё это написано именно языком художественной литературы, а не какой-то научно-популярной. Фактически каждое эссе это небольшая история про художника. Автор может иногда вообще почти ничего не рассказывать о жизни очередной личности, но достаточно нескольких ярких деталей, и вот просто знакомое имя превращается в живого человека, со своим характером, своим взглядом на мир.

Личность художника раскрывается именно через картины. Наверняка здесь есть определенная доля мнения автора, и его отпечаток тоже накладывается. Но…

Развернуть

12 ноября 2023 г. 16:07

33

5 «Он не просто нарисовал эту картину. Он ее выстрадал» - из биографии Винсента Ван Гога.

«Он не просто нарисовал эту картину. Он ее выстрадал» - из биографии Винсента Ван Гога. 


Этой фразой можно описать большинство его творений.


Я читала несколько статей и биографических книг. Характеристика Винсента как человека варьируется от наглого и инфантильного, до гения вопреки всему. 


Я не помню тот момент когда познакомились с его произведениями искусства, но точно помню что в них было (и есть) что-то необычное.
 


Советую ознакомиться с данной биографией. Она однозначно поможет вам лучше узнать Ван Гога


Развернуть

4 ноября 2023 г. 01:13

128

5 Картина - это окружающий нас мир глазами художника.

Отличная книга, которая в силах привить любовь к художественному искусству. Автор книги  рассказывает нам о художниках, работы которых изменили искусство. Рассказывает нам о картинах, которые таят в себе не просто изображение, а целую историю. Историю из жизни художника, его глазами, через призму его мышления. Были перечислены работы, которые не признали при жизни и творения, которые тяготили своих создателей.
Так что я советую всем людям, которым было скучно в Эрмитаже и любой картинной галереи (так было у меня) прочитать данное сочинение.

25 октября 2023 г. 21:15

30

3.5 Не хватило

Я редко когда могу пройти мимо книги по искусству, и эта участь не обошла стороной и данное издание, в котором представлено описание взглядов автора на художественное творчество (почти цитирую автора). В ней можно найти интересные мысли, которые могут увести нас самих в собственные размышления относительно того или иного произведения искусства, направления или эпохи.

«Иногда при посещении музея или галереи полезно задуматься и испытать сомнения, а не просто наслаждаться созерцанием прекрасного»


Думаю, что эта книга именно на то и рассчитана, чтобы мы задумались ещё раз относительно искусства и отдельных его произведений. Эта книга хорошо «зайдёт» желающему сменить угол обзора и подумать о восприятии искусства.


Но как таковой книги я не увидела (если считать таковой не просто связанные…

Развернуть