13 августа 2021 г., 15:12
87
Далия Трускиновская. Заколдованная душегрея. Музей истории и этнографии
Алексей Михайлович Тишайший (1629—1676) — второй русский царь из династии Романовых, отец Петра I. Время действия романа - приблизительно 1655—1656 год, после Литовского похода и эпидемии чумы.
...Государь, Алексей Михайлович, это негласно одобрял. Вроде и сурово прикрикнет, а ясно же – любя! Вроде и недовольно покрутит носом, а не мрачнеет румяное круглое личико. Без слов видно – одобряет!..
...В сто шестьдесят третьем от сотворения мира, чтоб не соврать, году вздумал государь воевать Смоленщину, и был к нему милостив Бог – и Белая Русь, и Литва склонились под его государеву руку. А в сто шестьдесят четвертом году, когда избыли все последствия чумного сидения, наконец привели на Москву белорусский полон – посадских людей, которые сами себя звали мещанами...
Милославская Мария Ильинична (1624—1669) — царица, первая жена царя Алексея Михайловича, мать Фёдора III, Ивана V и царевны Софьи Алексеевны.
...А коли государыня Марья Ильинишна из своих рук жалобу государю вручит, так он делу непременно ход даст, тут и к бабке не ходи…
...Он имел родного брата, Бориса Ивановича, государева воспитателя, а тот исхитрился жениться на родной сестре государыни Марьи Ильинишны, Анне, и, резво поднимаясь в гору, не забывал и о родне...
Марфа Алексеевна (1652—1707) — русская царевна, дочь царя Алексея Михайловича и его первой супруги Марии Ильиничны, единокровная сестра царя Петра I. В 1698 году за сочувствие и помощь своей сестре царевне Софье была пострижена в Успенском монастыре в Александровой слободе под именем «Маргариты».
...Родилась доченька в один годок с царевной Марфой Алексеевной, только моя-то малость постарше будет, я ее в Успенье Анны-праведницы родила, а государыня Марья Ильинишна свою – на семьдесят апостолов...
Морозов Борис Иванович (ок. 1590—1661) — русский боярин, один из крупнейших землевладельцев своего времени, воспитатель царя Алексея Михайловича. Он стал ещё ближе к молодому царю, когда женился на сестре царицы — Анне Ильиничне Милославской. До конца жизни Морозов оставался самым близким и влиятельным человеком при царском дворе. Современники характеризовали его, как человека умного и опытного в государственных делах, проявляющего интерес к западному просвещению. Став фактическим правителем страны, он интересовался техническими и культурными достижениями Европы, приглашал на службу в Россию иностранных специалистов. Вероятно, этот интерес он сумел привить и своему воспитаннику.
...Глеб Иванович чинов при дворе не домогался, да и ни к чему они ему были. Он имел родного брата, Бориса Ивановича, государева воспитателя, а тот исхитрился жениться на родной сестре государыни Марьи Ильинишны, Анне, и, резво поднимаясь в гору, не забывал и о родне. Государыня же отдала за Глеба Ивановича одну из своих юных воспитанниц, каких при ней в Верху было немало, – Федосью Соковнину. И поговаривали, что Глеб-то Иванович, спокойный нравом, живет с молодой женой душа в душу, а Борису-то Ивановичу досталась такая супруга, что хоть при ней круглые сутки с палкой стой, а все равно извернется и напроказит. Опять же – кто велел старцу пятидесяти восьми лет от роду жениться на двадцатилетней? Которой молодого да горячего подавай? Сам себе он это горе устроил…
...А если в это нелепое дело такая знатная боярыня замешалась – так пропади он пропадом, дед Акишев, и с деньгами своими! Выйдешь вот этак, ведя розыск по убийству, на супругу самого Бориса Иваныча Морозова, государева воспитателя, да и сам рад не будешь…
Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (1605—1680) — дипломат и политик в царствование Алексея Михайловича, глава Посольского приказа.
...Вокруг Приказа тайных дел всякие слухи вились. Наипаче прочего – будто через тот приказ можно государю напрямую челобитную подать. И что его любимцы, тот же Афанасий Ордин-Нащокин, только таким путем с ним при нужде и сносятся...
Ртищев Фёдор Михайлович (1626—1673) — друг и фаворит царя Алексея Михайловича, окольничий, глава разных приказов, просветитель, меценат, основавший Андреевский монастырь, Ртищевскую школу, ряд больниц, школ и богаделен. За нравственные качества и благотворительную деятельность получил от современников прозвище «милостивого мужа».
...Потому дьяк Дементий Минич Башмаков и не слишком удивился, когда ему доложили, что изволит жаловать боярин Федор Михайлович Ртищев, наиближайший к государю человек.
С Ртищевым, книгочеем и умницей, была лишь та морока, что совесть свою он ставил высоко и иное разумное решение казалось ему недопустимым. Но ежели не Башмакова зовут перед светлые государевы очи, а к нему Ртищева посылают, стало быть, нужда как раз в разумном и не предназначенном для всенародного оглашения решении...
Душегрея — верхняя однобортная женская одежда для праздников наподобие кофты. Широкое распространение получила на Руси в XVII веке.
Опашень — старинная русская одежда, долгополый кафтан (из сукна, шелка и пр.) с длинными широкими рукавами, частыми пуговицами донизу и пристежным меховым воротником.
...Обнаружилось, что в дому у Устиньи непорядок, короба раскрыты, а таких важных в женском хозяйстве одежек, как шуба, зимние чеботки с загнутыми носами, зимний же опашень с частыми пуговками сверху донизу, а также нарядная душегрея, нет...
Кика рогатая — древнерусский женский головной убор с рогами, атрибут замужества.
Волосник — часть головного убора замужних русских женщин (до начала XX века), шёлковая шапочка, плотно покрывавшая волосы и надевавшаяся под кику, повойник или платок.
...Хорошо хоть, не сразу он их завел, а поочередно, иначе быть бы бабьей драке со срыванием рогатых кик вместе с волосниками и тасканием за косы...
...Красавица, уже скинув и кику, и волосник, оставшись лишь в сорочке-исподнице, большим белым гребнем слоновой кости чесала длинные волосы...
Убрус — женский головной платок. Укладывался вокруг головы поверх подубрусника — мягкой шапочки, закрывавшей волосы, — и завязывался под подбородком, закалывался булавками или его концы свободно опускали на плечи. Иногда убрус придерживали на голове обручем. Поверх убруса могли надевать меховую шапку.
...Анюта была в исподнице, подпоясанной плетеным пояском, поверх нее – в персикового цвета распашнице, волосы убраны и под волосник, и под беленький убрус...
– Как баба зимой одета? Убрус белый, шапка теплая поверх убруса, шуба зеленым сукном крыта, сама дородная…
Распашница —распашной вариант летника, застёгивалась спереди на пуговицы.
...Опрятно уложенная душегрея выглядывала из-под алой распашницы...
– Скажем, пришел бы к ней с вечера пьяный зять с приданым разбираться – так она ж, поди, одетая была бы? А коли ночью вздумал бы к ней завалиться – так она бы его, поди, и вовсе не впустила бы? А коли бы впустила, так хоть распашницу бы накинула, косы в волосник убрала, каким-никаким убрусцем голову прикрыла? Вот и понимай!
Рясна — древнерусские украшения в форме подвесок, крепившихся с двух сторон к женскому головному убору или ленте-очелью. В XV—XVII веках ряснами называли подвески, составленные из нитей жемчужин и драгоценных камней.
...Освещенное теплым светом свечи, ее лицо в жемчужных ряснах до самых бровей казалось дивно прекрасным...
Ворворка — подвижной шарик на шнурке или тесьме над вотолкой (головкой) кисти. В. делались в старину золотые, серебряные, канительные, шелковые, жемчужные и иногда с камешками (драгоценными). Они прикреплялись к кистям опашней женских, к коснику, волоснику и др.
...Пока она не повернулась, он увидел и оценил черную длинную косу с дорогой жемчужной кистью-ворворкой...
Объярь — (стар.) плотная шелковая ткань, с золотыми и серебряными струями и разными узорами.
Алтабас — разновидность парчи, плотная шёлковая ткань с орнаментом или фоном из золотой волоченой или серебряной волоченой нити.
Камка — ткань (обычно шёлковая), одно- или двухлицевая с рисунком (обычно цветочным), образованным блестящим атласным переплетением нитей, на матовом фоне полотняного переплетения.
– Щегольно ты, Анюта, ходишь, – сказал Стенька. – Персидская обьярь, поди, или алтабас. Ишь, какие птахи золоченые!
...Да на кой же черт боярыне, у которой полные сундуки камки, бархата, дорогих персидских атласов да алтабасов, из жалких кусочков собранная душегрейка?..
Епанча — широкий, безрукавный круглый плащ с капюшоном
...Стрельцы-то в караул так укутаются – одни носы торчат, видывал Данилка, как они в епанчах поверх тулупов по башенным лестницам карабкаются, смех один...
Зипун — старинная верхняя крестьянская одежда в виде кафтана без воротника, обычно из грубого самодельного сукна
...Тут же в калитке он увидел Гвоздя. Тот в одном зипуне перебежал через двор, чтобы руководить облавой...
...Данилка, стесняясь грязной рубахи и драного зипуна поверх нее, все же разделся...
...Стенька без слов снял и повесил служилый кафтан и начал расстегивать теплый, подбитый заячьим мехом, зипун...
Кафтан — верхнее, долгополое мужское платье разного покроя. Общим для всех кафтанов было: двубортный покрой, длинные полы и рукава, закрытая доверху грудь.
...Стенька так развернулся, чтобы всем были видны буквы «земля» и «юс» на его кафтане...
Ферязь — старинная русская распашная одежда (мужская и женская) без воротника и перехвата в талии. Надевалась поверх кафтана.
...О том, что конюхи – мастера на все руки, было известно каждому. Они и кафтан сшить, и шапку, и ферязь умеют...
Карабела — тип сабли, в частности имевший широкое распространение среди польской и литовской шляхты в XVII—XVIII веках.
...Больше всего его поразило, что дворяне сабель не носят, даже той недлинной и легонькой карабели, без которой шляхтичу в люди выйти – все равно что без штанов...
Бердыш — длиннодревковый боевой топор с очень широким лунообразным лезвием. В стрелецком войске бердыши служили не только дополнительным холодным оружием, но и упором и подставкой при стрельбе из тяжёлых фитильных ружей.
...С тем стрелец ворвался во двор с бердышом наперевес...
...Схватив бердыш за древко обеими руками, он вмял стрельца древком поперек груди в снег, оперся на него и вскочил. При этом он так перехватил бердыш, что лезвие описало в воздухе круг, и стрелец был вынужден от него оторваться. Держа оружие как топор, Гвоздь побежал к калитке...
Комментариев пока нет — ваш может стать первым
Поделитесь мнением с другими читателями!