11 мая 2024 г., 07:00

73K

По следам лешего: визуальные представления о нечисти в славянском фольклоре

Многие из нас знакомы с иллюстрациями Билибина, а если даже кто-то и не знает, что эти рисунки принадлежат этому автору, то ассоциативный ряд при фразе «ну та Василиса с черепом на палке» срабатывает сразу. Спасибо советским книгам сказок с этими подробными и качественными иллюстрациями, из которых мы точно знаем, как выглядит Баба Яга, Кощей и та самая Василиса.

Но я тут, например, наткнулась на очень редкую иллюстрацию Билибина «Лесовик», к «Сказке о деревянном царевиче». Я и сказки-то такой не знаю, хотя в детстве перечитала, как мне казалось, абсолютно все русские сказки, вплоть до сказаний дальних народов севера. А оно вот.
картинка Arlett
Кстати, Google мне такую не нашел, только «Яндекс»: издана она была в 1911 году в сборнике сказок в стихах Александра Рославлева с иллюстрациями к ним Билибина, и сейчас ее можно найти только в редких букинистических изданиях, а может и нельзя.

Но дело в другом, ведь не только Билибин иллюстрировал сказки и предания, выписывал нечисть и мелких демонов. Визуальные изображения нечистых, картины с ними и лубки есть во множестве. И хотя данные русского фольклора расходятся в зависимости от географии и принадлежности быличек, всегда есть что-то общее между южно-русским лешим и хозяином леса из северных лесов. Водяные тоже похожи друг на друга, хоть в центре России, хоть на Урале.

Славянский пантеон Богов размыт и не точен, дошел до нас весьма отрывочно и мутно, в отличие от мелкой демонической живности, которая во всей своей красе обитает в народном фольклоре, устном творчестве, былинах, байках, быличках и песнях.

Из последних хороших сборников на эту тему я хочу отметить книгу «Русская фольклорная демонология» Владимира Рябова, где в четком структурированном тексте аккуратно собраны все поверья, былички, а также внешние описания нечистиков на Руси.

Отличительная особенность: книгу могу честно назвать именно научно-популярной, в ней достаточно простой язык, и она отлично подойдет всем, кому тяжело читать классические труды по фольклористике (мне иногда тоже тяжело, особенно когда академический язык начинается и никакой леший уже не страшен так, как текст).

По следам этой же книги хочу прогуляться с вами по изображениям нечистой силы в русском творчестве: посмотрим картины, иллюстрации, живопись.

И начнем, пожалуй, с Лешего. Я вам сейчас покажу картину Шишкина, а вы спросите меня почему? Лес, медведи, зачем нам то, что мы уже тысячу раз видели. И причем тут леший?
картинка Arlett

Ну например, считается, что мишек на картину Шишкина потом дорисовал его друг Савицкий, а сам писатель создал только лес. И не был он таким светлым и тихим. Ведь Шишкин писал и другие картины. Вот, например, его «Бурелом», 1888 года.
картинка Arlett
Картина написана во время путешествия автора по вологодским лесам, и, хоть и входит в общий цикл с медведями, совсем не пасторальная, от нее веет темным, непонятным и опасным. Примерно в таких буреломах по поверьям и обитает леший.

Сам же он может выглядеть как угодно, но обычно это старик с огромной бородой, весь поросший мхом или корой. Если он в одежде, то обязательно в красной рубахе или подпоясан красным кушаком. В целом облик может принимать любой: даже вашего знакомого, чтобы подшутить над вами, заблудить, а потом кинуть на вершине горы или в яме.

От лешего можно спастись, если вовремя его узнать и вывернуть всю свою одежду наизнанку, надев шиворот-навыворот. Тогда лесной хозяин засмеется такой интересной шутке и отстанет. А вот свистеть или петь в лесу совершенно точно не стоит — это заинтересует лешего, даже если он не собирался к вам приставать.

Собственно, поговорка «не свисти, денег не будет» примерно оттуда и пошла. Свистеть в доме или лесу вообще считалось делом очень плохим: призовешь нечистую силу, а она у тебя обязательно умыкнет что-ниудь, и хорошо если только корову.

Так выглядит Леший на картине Куликова Афанасия Ефремовича, созданной в 1930-х.
картинка Arlett

Интересное прочтение лешего на картине 2014 года «Лесной домовой» Аникина Алексея Евгеньевича. Леший действительно может прикинуться и корягой.
картинка Arlett

А в работе Пурыгина Валентина Захаровича, от 1968 года, он больше похож на черта.
картинка Arlett

Интересная иллюстрация лешего есть в одноименном сатирическом журнале «Леший», который издавался в России в 1906 году и имел всего 4 номера. Автор иллюстрации загадочный Н. Н. Брут, которого никто и никогда не видел, и никакие другие иллюстрации он так не подписывал. Возможно, это был всего лишь псевдоним, журнал был весьма язвительным и под своим именем там печататься было опасно.
картинка Arlett

Достаточно каноническое изображение лешего есть и у Праведникова Евгения Ивановича, 1916–17 гг.
картинка Arlett

Несмотря на то, что леший является одной из самых популярных фигур славянского фольклора, отдельных книг про него нет, либо это узкие не оцифрованные этнографии, поэтому почитать на эту тему можно в сборниках, например «Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян» Л. Н. Виноградова.

А мы с вами продолжаем прогулку, и остановиться я хочу на еще одном из самых популярных мелких демонов на Руси — домовом. Сознавайтесь, кто в научном 21 веке не думал о том, что это домовой шалит, когда ночью на кухне, что-то падало и шуршало. Кто не требовал у домового (в иных присказках черта) отдать потерявшуюся в доме вещь? У кого бабушки в деревне не выносили за порог молоко с хлебом не для котят?

Домовой всегда имеет облик мелкого деда, иногда полностью заросшего волосами, иногда с когтями и клыками, а порой и просто антропоморфного духа. Интересно, что поверья о домовом как раз достаточно сильно разнятся в зависимости от географии: если в северных частях России он выступает больше как хозяин дома, батюшко и соседко, с которым всегда можно договориться, если знать как, то на юго-западе приобретает черты вредного «шумного» духа, а чем дальше за пределы России на юг, тем более противной и демонически-зловредной становится сущность домового.

На картинах и в иллюстрациях облик домового тоже достаточно разнообразен. Сначала посмотрим, как он выглядит у Билибина. Картина от 1934 года, на данный момент хранится в Ивангородском музее.
картинка Arlett

А вот так в дом приводят домового на картине Мошева Аркадия Васильевича. Вон он — мелкий, мохнатый, топает в правом нижнем углу.
картинка Arlett

Если домовой хозяев невзлюбит, то будет кусать, щипать, а иногда и душить по ночам. Или просто злобно смотреть.

Так он изображен на знаменитой картине Кустодиева Бориса Михайловича «Купчиха и домовой» 1922 года, которая сейчас находится в частном собрании.
картинка Arlett

В городском музее Омска можно посмотреть вот на такого печального домового, выглядывающего из-за угла. Автор — Горбунов Николай Григорьевич. 1991 год.
картинка Arlett

Домовой является очень популярным персонажем и сейчас. Например, в сборнике «Черные сказки» в рассказе «Никодим» он представлен маленьким справедливым духом, хоть и нечистым, который оберегает свой дом.

А в «Самой страшной книге 2024» наоборот, рассказ «Сырое мясо» повествует нам о том, что бывает с теми, кто неправильно обращается с домовыми.

Скоро мы перейдем к следующему весьма зловредному персонажу, а пока хочу напомнить, что одним из лучших трудов, которые открывают двери в понимание русского фольклора и сказки, являются, конечно же, книги Владимира Проппа «Морфология волшебной сказки» и «Исторические корни волшебной сказки». Очень советую к прочтению.

Итак, мы сейчас посмотрим на еще одну популярную нечисть, крайне зловредную и противную. Это кикимора. Образ ее, на самом деле, в русских поверьях весьма размыт: кикиморой могут называть и болотную ведьму, и мелкого противного духа, что шумит по ночам и прячет вещи, и лесную колдунью, которая только и делает, что пакостит деревенским, а также духа, что приходит при «подкладе» на куколку и сводит хозяев с ума. Иногда кикимора является с прялкой, а иногда просто путает и рвет кудель хозяев, может украсть ребенка и подменить его поленом.

Сходятся все былички в одном — кикимора дух мерзкий, злой и наладить с ним контакт никакими подношениями невозможно, так же как и очень сложно избавиться от кикиморы, если она уже пробралась в дом.

Иван Билибин видел кикимору вот так:
картинка Arlett

Так выглядит кикимора на картине Забирохина Бориса Павловича 2018 года, которая сейчас находится в государственном музее истории религии.
картинка Arlett

А такова она у Мальцевой Нины Викторовны на рисунке 1960 года.
картинка Arlett

Как видим, кикимора действительно персонаж размытый, в отличие от лешего и водяного у нее нет четкого образа в живописи, который бы повторялся из раза в раз. Но как персонаж отдельных книг она популярна даже больше первых персонажей. Кикимора будет бушевать во «Вьюрках» Дарьи Бобылевой , явится в одном из своих обличий в «Болотнице» Татьяны Мастрюковой . Выживет несколько семей из дома в сборнике «Самая страшная книга 2021» и наделает бед во многих сказках и былинах.

Считается, что защититься от нее можно, если хранить у полатей верблюжью шерсть (верблюжье одеяло из детства уже не кажется таким колючим), а также крестить пороги и окна ножом, ставить меловые или угольные крестики. И, говорят, они не любят кошек. Так что если у вас дома есть котики, то максимум, с кем они могут играть в три утра, — это домовые. Кикиморы их не любят.

Наше путешествие по образам славянской мифологии и их отражениям в книгах и картинах мы закончим русалками. Русалки как мифические существа есть в легендах всех народов мира, но славянские русалки, они же мавки, разительно отличаются. В первую очередь тем, что у наших есть ноги.

И даже по географии России поверья разнятся. В основном про русалок говорят в южных и западных областях России. Северные русалки весьма размыты и мало чем отличаются от обычных лесных демониц и прочих духов.

Мавки же на юго-западе рассматриваются в основном как персонаж заложного покойника — несчастные утопленницы, некрещеные дети, брошенные невесты и все те, кто утонули нечестно, и поэтому никогда не смогут успокоиться.

Обычно представляются в образе молодых девушек, которые любят на русальи недели невеститься, причесывать волосы, сидя на ветвях, петь песни и танцевать. Но подходить к покойницам не стоит ни в коем случае: защекочут до смерти и утащат в воду.

Русалки на картине Константина Маковского. 1879 г.
картинка Arlett

Снова возвращаемся к Билибину. Он русалок видел так:
картинка Arlett

Русалка во всех славянских поверьях ни зла и ни добра. Любит петь, шутить, расчесывать волосы, но, как и любая нечисть, заигрывает любого человека до смерти.

Иван Джанеев. «Омут». Картина 1907 года. И русалки, которые поймали зазевавшегося рыбака.
картинка Arlett

Считается, что хорошим оберегом от русалок является полынь. Если встретить русалку, она обязательно спросит, что у тебя в руках — полынь или петрушка? Надо ответить: «Полынь!». Тогда русалка прокричит: «Брось ее под тын», и побежит мимо. В этот момент русалку нужно хлестнуть веткой полыни, и тогда она точно отстанет. Если же ответить «петрушка», русалка захохочет «ах, ты моя душка» и защекочет несчастного до смерти.

В современной литературе и фильмах очень много образов русалок, ярко связанных с эротическим подтекстом. В сборнике «Черные сказки» один из первых рассказов как раз о том, как мужчина заменил свою утопленницу-жену русалкой. Ничего хорошего из этого не вышло, конечно. Как и любая попытка водиться с нечистью. К чему это приводит, можно также прочитать в рассказе из сборника «Самая страшная книга 2024» «Охота на мавок».

Хорошей книгой про всех этих и других персонажей также будет «Нечистая, неведомая и крестная сила» . Эта книга рассказывает о быте, верованиях, праздниках и взглядах русских крестьян ХIХ века. Весь материал получили из разговоров с деревенскими жителями. Эти сведения обобщил и дополнил собственными наблюдениями знаменитый фольклорист и этнограф Сергей Максимов . Книга погружает в загадочный мир, где христианство переплетается с язычеством. Это место населяют прекрасные и жестокие русалки, капризные духи и страшные оборотни.

Но она как раз написана достаточно академическим языком и к прочтению может оказаться сложна или даже скучна. Поэтому я всё-таки советую начать с «Русской фольклорной демонологии» , которая и вдохновила меня на этот текст, а также книги-лекции Александры Барковой «Введение в мифологию» и «Славянские мифы. От Велеса и Мокоши до птицы Сирин и Ивана Купалы».

А у нас на этом сегодня всё. Надеюсь, вы крепко спите и к вам во сны не прокрадутся домовые, шишиги и прочие мелкие анчутки.

За другими нечистиками, ужастиками, ведьмами и шишигами приходите ко мне в блог «Читаем с ЯнЕвгенньной». Читать со мной весело и страшно, проверено.

Всегда ваш, полуночный колумнист ЯнЕвгенньна.

В группу Новости Все обсуждения группы
176 понравилось

Комментарии 22

"с черепом на палке" не Алёнушка, а Василиса.
Это ещё исхитриться надо так напутать:)

Замечательная статья и подборка.
Но я все же пошла и проверила , находит ли дед Google эту сказку картинка OlesyaSG

На картине с мишками леший изображён с левой стороны в полуоборот, правая рука согнута в локте, указывает в сторону медвежат на поваленном дереве.

Marat_Kupaev, ага. и вправду похоже) я даже вижу глаза, нос и волосы - прическу))

NeillyDefrauds, а тот, который на картине "Лесной домовой", очень похож на витязя, даже пика на шлеме видна.

Marat_Kupaev, похож)) а мне еще маленький мохнатыйдомовой нравится, которого в новую избу привезли) я себе примерно таким домового и представляла)

NeillyDefrauds, на картине Шишкина даже туман слева вместо белого сине-зелёный, будто подчёркивает присутствие духа.

Marat_Kupaev, Да, немного мрачноватая картина. Мишки, конечно, ее очень оживили. Без них точно было бы самое настоящее обиталище лешего)

NeillyDefrauds, с таким в игры лучше не играть: раз было так, что захотелось пройти лесом мимо развилка, чтобы не по дороге долгим путём, так он трижды возвращал на то же место, пришлось идти по дороге.

Marat_Kupaev, Какая интересная история с вами приключилась. А у меня так недавно было в малознакомом городе. Тоже хотела немного срезать путь, а в результате 40 минут ходила на одном месте. Может лешие уже и вгорода перебрались?))) Но в лесу, конечно, с ними более страшно плутать)

NeillyDefrauds, многие города похожи на зеркальные лабиринты, в разных местах одни и те же виды повторяются. А сколько в них заплутавших призраков - не перечесть. Может и лесные остаются иногда. Речные точно должны быть, озёрные.

картинка N_V_Madigozhina
А вот это ИГОША, если кто с ним не знаком!)

Когда я впервые прочитала сказку В. Одоевского «Игоша», то сочла это странное существо с диковинным именем Игоша плодом воображения автора. Потом выяснила, что игоши — это персонажи русских фольклорных сказок, «сродники» домовым, кикиморам и другой «нечисти». Есть игоши в народных сказках ("Про грешную дочь"), а также произведениях В.Одоевского «Игоша» и А.Н. Толстого «Кикимора».
Игошей называли нежеланного младенца, которого мать пыталась вытравить, и который умер, не успев получить крещения. После смерти такие игоши скребутся под окошками, кричат «жалкими голосками», всячески стараются привлечь к себе внимание и надрывают сердце согрешившей матери. Они — по народным поверьям — требуют себе имени и креста. В упомянутой сказке родители согрешившей девушки, услышав стенания привидения, спрашивают с удивлением, мол, к нам-то чего «игоша повадился»? Их удивление объясняется не самим фактом существования игоши, а тем, что они еще не знают о грехе дочери. По народным поверьям, мать в таком случае должна крикнуть в окошко имя игоши и перекрестить ночную тьму, тогда привидение больше не появится. Но горе матери, если она перепутает пол выкидыша и назовет неподходящее имя — тогда игоша целый век кричать-плакать по ночам будет. В упомянутой сказке мать родила семимесячного ребенка, мальчика, и поэтому без сомнения выкрикнула мужское имя — Егорушка, созвучное с Игошей. Думается, что в народном сознании важен был сам факт этого выкрикивания, обнародования греха. Тем самым мать вынуждена была рассказать людям о проступке и покаяться. Некоторые героини уходили затем в монастырь, грех замаливать.
Чаще всего игоша представляется безруким и безногим тоскующим маленьким человечком. Есть и альтернативный сюжет о происхождении игош. Если злобная кикимора крадет младенца совсем маленьким, то даже желанного ребенка она может воспитать злобным пакостником, и тогда в народе его тоже могут звать игошей.

спасибо, хороший текст и отличная подборка. У Велецкой еще отличная книга по славянским языческим ритуалам.

okoem,

У Велецкой еще отличная книга по славянским языческим ритуалам.

Житие святых ?

Очень интересно написано. Вдохновили на знакомство со всеми произведениями. Люблю русскую и не русскую нечисть.

Очень познавательно и интересно написано.Здесь русский дух, здесь Русью пахнет! Не зря так сказал поэт о сказках. Герои русских сказок не вызывают у детей такого страха, как нынешние страшилки. Жаль, что теряется русский дух в русских и мы становимся россиянами.
Мне нравится сказка Василия Бабушкиного Сибиряка "Воробьиные ночи" https://proza.ru/2024/05/12/541 Там как раз герои о которых мы прочитали здесь.

С детства испытывала сострадание к лешим, Бабе Яге, кикиморе. Интуитивно их жалела. их никто не любит, все их бояться, несправедливо. Если их узнать поближе, то не такие уж они и плохие.

Было интересно. Захотелось почитать про эту тему.

А мне нравится картина, где домовой с котом. Они там такие милые. Автор О. Маскаев. И книга " Дневник домового", юмор там очень душевный.

Читайте также

176 понравилось 22 комментария 57 добавить в избранное 4 поделиться