Книга посвящена советским иконам — уникальным религиозным артефактам, создававшимся в эпоху гонений на церковь в СССР. Историки традиционно считали фолежные иконы-«киотки» советских десятилетий «упрощением» и «вырождени ем» традиций дореволюционных фолежных икон. Однако, как показывает настоящее исследование, светские иконы — явление самостоятельное и уникальное в социальном, материальном, культурном и религиозном аспектах. При отсутствии официальных церковных ремесел и рынка на территории СССР, в ситуации постоянного товарного дефицита ремесленные традиции начала XX в. претерпели существенные трансформации, а социальные практики, связанные с изготовлением/декорированием икон, радикально изменились. Возникли новые типы мастеров и распространителей, новые, теневые сети взаимодействий и товарооборота.
Авторы книги впервые описывают генезис и историю советских икон как важнейшего феномена материальной религии эпохи СССР. Издание дополняет обширная альбомная часть.
Книга ориентирована как на специалистов — историков, этнографов, искусствоведов — так и на широкий круг читателей, интересующихся историей и культурой России.
Книга посвящена советским иконам — уникальным религиозным артефактам, создававшимся в эпоху гонений на церковь в СССР. Историки традиционно считали фолежные иконы-«киотки»…
В эту книгу собраны статьи, критические эссе и рецензии на книги фотографов и художников, работавших с фотографией в России в ХХ – начале XXI века. Мои первые тексты о современных фотографах начали появляться в печати в 1998 году; самые ранние материалы в этом издании датируются 2000-м. Так сложилось, что я писала очень о многих. Известных сегодня, начинавших двадцать лет назад и гремевших тогда, а сейчас почти забытых.
В книгу включены и совсем короткие заметки-«портретики», которые сопровождали мини-портфолио авторов в русской версии журнала ZOOM 2000-х, и тексты из монографий о художниках. Я позволила себе включить некоторые рецензии на книги фотографов, в которых, на мой взгляд, удалось проговорить важные вещи об особенностях их творчества.
История фотографии, как, впрочем, и любого вида визуальных искусств, – это хор, в который вплетаются сильные голоса солистов, тех десятка-двух авторов, показывая которых из года в год большинство кураторов фотографии пребывают довольными своим следованиям актуальным тенденциям. Мне повезло: на международных портфолио-ревю по всему миру у меня было множество встреч с авторами, чей творческий «голос» казался на этих «прослушиваниях» иногда недостаточно мощным, но оставался в памяти уникальностью своего визуального тембра. В этой книге нет случайностей. Все, о ком я писала, были для меня захватывающим путешествием в новое, интересовали меня, были загадкой, разгадывание которой, процесс погружения в их творчество, был радостным, интригующим.
Я любопытна. Понимаю, что кому-то в своих текстах (как видится с расстояния прошедших лет) оказывала авансы, ожидая яркого развития. Есть имена, которые остаются в современной истории фотографии благодаря только этому изданию. Но никто не может утверждать определенно, что изменяющийся контекст восприятия не вернет их снова спустя годы, если не на авансцену, то в тот большой спектакль, который мы называем историей фотографии.
В эту книгу собраны статьи, критические эссе и рецензии на книги фотографов и художников, работавших с фотографией в России в ХХ – начале XXI века. Мои первые тексты о современных…
Настоящее издание представляет собой публикацию трех «экскурсионных» работ известного российского и итальянского медиевиста Николая Петровича Оттокара (Санкт-Петербург, 1884 - Флоренция, 1957).
Очерк о Венеции вышел на русском в 1915 г., но остался малоизвестным, в то время как очерки о Флоренции и Сиене, выдержанные в том же ключе, были опубликованы автором уже в эмиграции, на итальянском языке, и впервые переведены для отечественного читателя. Описания трех знаменитых городов лежат в русле италофилии «Серебряного века» и дополнены инструментарием профессионального историка.
Книга представляет интерес для историков-медиевистов, историков отечественной исторической науки, историков- эмигрантоведов, а также для широкого круга читателей.
Настоящее издание представляет собой публикацию трех «экскурсионных» работ известного российского и итальянского медиевиста Николая Петровича Оттокара (Санкт-Петербург, 1884 -…
Перед вами первая книга, посвященная «советским иконам» — интереснейшему культурному наследию ушедшей эпохи. Это лишь краткий обзор традиции. Однако публикация такой книги в издательстве «Индрик», приуроченная к выставке советских икон в РГГУ — очень важный шаг. Альбом впервые покажет широким кругам читателей уникальные образы, культурная и историческая ценность которых до сих пор практически не осознавалась ни их владельцами, ни исследователями.
Спасение, сохранение и изучение этого быстро исчезающего наследия — важная задача. Рукодельные иконы — явление не только религиозной культуры эпохи СССР: это и социальный феномен, и многообразное, богатое наивное искусство. Советские иконы были связаны с локальными промыслами и с ремесленными (микро)традициями. На протяжении своей истории они оказывались в центре сложных социальных взаимодействий, играли важные роли в домашнем и сельском пространстве. Эти образы ярко воплощают историческую память российских регионов. С их исчезновением бесследно уходит множество уникальных технологий и культурных контекстов, которые отразились в их сложном ассамбляже.
Иконы, публикуемые нами в альбоме, были собраны в ходе двух исследовательских экспедиций 2021 г. и представля ют несколько локальных традиций юго-запада Нижегородской области. Выбор региона не случаен: это один из важнейших религиозных центров России, связанный с почитанием Серафима Саровского, покрытый сетью монастырей, скитов, храмов, часовен и природных святынь. Религиозная жизнь здесь активно поддерживалась в десятилетия советских гонений, что определило богатство православных артефактов, нелегально изготовлявшихся в селах и городах.
«Советской иконой» мы называем сложные религиозные бриколажи, которые изготовляли сельские и городские мастера в эпоху СССР. В качестве основы использовались моленные образы разного типа — чаще всего советские фотографические иконки, реже дореволюционные, литографические или писаные. Их помещали в центр деревянного киота, украшали декором из различных материалов — от фольги, бумаги и лыка до проволоки, птичьих перьев и сухоцветов — и закрывали стеклом.
Перед вами первая книга, посвященная «советским иконам» — интереснейшему культурному наследию ушедшей эпохи. Это лишь краткий обзор традиции. Однако публикация такой книги в…
Να λες την αλήθεια του Θεού. Για τα μέσα μαζικής ενημέρωσης. Εκδοτικός Οίκος του Πατριαρχείου Μόσχας της Ρωσικής Ορθόδοξης Εκκλησίας, Συνοδικό Τμήμα του Πατριαρχείου Μόσχας για τις Σχέσεις της Εκκλησίας με την Κοινωνία και τα ΜΜΕ.
Να λες την αλήθεια του Θεού. Για τα μέσα μαζικής ενημέρωσης. Εκδοτικός Οίκος του Πατριαρχείου Μόσχας της Ρωσικής Ορθόδοξης Εκκλησίας, Συνοδικό Τμήμα του Πατριαρχείου Μόσχας για…
Книга посвящена тому, как «архетипическая» фигура девы-воительницы изображалась писателями Серебряного века. Такие героини рассматриваются на широком культурном фоне, включающем их фольклорно-мифологические истоки, связанные с ними религиозно-мистические представления, литературную и художественную традицию и, наконец, те изменения в гендерном порядке, в социальном положении женщин в предреволюционную и постреволюционную эпоху, которые обусловили широкую популярность образа воительницы. Описываются различные варианты этой фигуры (амазонки, включая Пентесилею, валькирии, в том числе Брунгильда, девы-рыцари ренессансных поэм, «поляницы» русских былин, царь-девица русских сказок, Жанна д’Арк и др.), действующие по отношению к ним топосы и стереотипы, устойчивый мотивно-сюжетный комплекс, проводятся многочисленные параллели с европейскими литературами.
Книга посвящена тому, как «архетипическая» фигура девы-воительницы изображалась писателями Серебряного века. Такие героини рассматриваются на широком культурном фоне, включающем…
Всемирно известный ученый Альгирдас Юлюс Греймас (1917–1992), лингвист, структуралист, мифолог, один из создателей французской семиотической школы в исследованиях по литовской мифологии обращается к своим литовским корням. В рамках структурной антропологии и мифологической теории он рассматривает литовское фольклорное наследие как культурный текст, реконструирует литовскую мифологию и мифологический словарь по «осколкам» этнографических, лингвистических и фольклорных данных.
Части книги, написанные в разное время (часть «О богах и людях» впервые была опубликована в 1979 г., часть «В поисках народной памяти» — в 1990 г.), не потеряли своей актуальности и сегодня.
Для широкого круга специалистов – в области мифологии, семиотики, фольклора, этнографии, антропологии, культурологии, религиоведения, литературоведения.
Всемирно известный ученый Альгирдас Юлюс Греймас (1917–1992), лингвист, структуралист, мифолог, один из создателей французской семиотической школы в исследованиях по литовской…
В книге рассматривается почти полуторавековой период сербской истории — от получения Сербским княжеством независимости в 1878 г. и до наших дней, до нового появления Сербии как самостоятельного государства после ее длительного развития в рамках «трех Югославий». Основное внимание обращено на процессы модернизации, которые приняли сначала имитационный характер, потом — альтернативный (и даже альтернативный альтернативному), затем — вновь имитационный. Особенно подробно рассматриваются титовская и милошевичевская (сербско-черногорская) Югославии, а также постмилошевичевская Сербия. Много места уделено вопросам историографии, русско-сербским отношениям, специфике социалистической Югославии, сербскому варианту постсоциалистической трансформации. Для специалистов и всех интересующихся историей Сербии, Югославии и Балкан.
В книге рассматривается почти полуторавековой период сербской истории — от получения Сербским княжеством независимости в 1878 г. и до наших дней, до нового появления Сербии как…
Книга известного слависта Александра Наумова посвящена теоретическим вопросам изучения церковнославянской литературы. Проблемы влияния византийской литературы на славянскую и развития самой славянской литературы автор рассматривает на структурнофункциональном уровне, вводя в научный оборот понятие и термин слой-посредник. Слой-посредник имеет богословское основание и представляет собой арсенал многозначных образов и способов оперировании ими на разных уровнях организации литературного текста.
Книга известного слависта Александра Наумова посвящена теоретическим вопросам изучения церковнославянской литературы. Проблемы влияния византийской литературы на славянскую и…
Дневник путешествия по Египту – один из трудов известного врача и глубоко увлеченного египтологией коллекционера и путешественника Александра Васильевича Живаго (1860–1940), написанный ярким слогом и в неповторимом авторском стиле. Эта работа, над которой А.В. Живаго трудился долгие годы, уточняя и дополняя ее, так и не была издана при жизни автора. Фрагменты из нее публиковались
в различных изданиях, связанных в первую очередь с выставками памятников из его коллекции, переданной по завещанию в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Данное издание – первая полная комментированная публикация этого Дневника. Многие детали, отмеченные наблюдательным автором-путешественником, штудировавшим различную литературу, от путеводителей до научных трудов по египтологии, будут интересны как специалистам, так и любителям мемуаристики и историй о Египте.
Дневник путешествия по Египту – один из трудов известного врача и глубоко увлеченного египтологией коллекционера и путешественника Александра Васильевича Живаго (1860–1940),…
До недавнего времени об Александре Корине было мало что известно. Только его большая посмертная персональная выставка в 2001 году показала его настоящую величину. Он в одиночку реставрировал громадные картины Тьеполо в подмосковном Архангельском. Там же предпринял реставрацию утраченных частей знаменитых декораций Гонзаго, исполнил классические копии картин Леонардо да Винчи и Рафаэля («Мадонна Литта» и «Мадонна Конестабиле»). Он взял на себя всю живописную работу в местах проживания Горького в Москве, Крыму и Горках (все эти работы находятся в Музее-квартире Горького в Москве). Ценнейшую часть для биографии А.Д. Корина представляют его письма к своей невесте и жене из-за границы (Италия, Франция, Германия), а также из Палеха, Ленинграда, Тессели и Горок, в которых содержится масса конкретных сведений о жизни Горького и художественной жизни в Москве, Ленинграде и других русских городах. Настоящий сборник восполняет существеннейший пробел в истории отечественной культуры.
До недавнего времени об Александре Корине было мало что известно. Только его большая посмертная персональная выставка в 2001 году показала его настоящую величину. Он в одиночку…
Традиционная духовная культура славян. Современные исследования
Книга представляет собой комплексное междисциплинарное исследование славянского фольклора, мифологических представлений, обрядов и поведенческих предписаний, связанных с деревьями и кустарниками. Работа основана на обобщении мифологических верований и фольклора (нарративы, прежде всего легенды и былички, поверья, приметы, обрядовые и необрядовые песни, паремии, заговоры и приговоры, запреты и их мотивировки, поверья и гадания), традиционных знаний, обрядов и магических практик, диалектной лексики и фразеологии и других источников, также определяющих символику деревьев в связи с влиянием мифологических архетипов, книжной традиции и этнографического контекста.
В первой части монографии собрано более полутора десятков очерков-«портретов», посвященных отдельным деревьям. Во второй части внимание переносится с конкретных дендрообразов на более общие темы: здесь показано, как дерево вписано в традиционную культуру и отдельные ее сферы, как выстраиваются взаимоотношения дерева как ботанического объекта и культурного символа с элементами других символических рядов, с другими пластами культуры и составляющими картины мира (дерево и человек, дерево и народная демонология, дерево и Священное предание и т.д.).
Книга представляет собой комплексное междисциплинарное исследование славянского фольклора, мифологических представлений, обрядов и поведенческих предписаний, связанных с деревьями…
Книга посвящена исследованию эпических традиций монгольских народов. В ней обсуждаются проблемы изучения устного героического эпоса монголов, бурят и калмыков, рассматриваются разные национальные версии Гесериады — крупнейшего эпического произведения данного региона в его историческом развитии и географическом распространении, анализируется соотношение его фольклорных и книжных форм (рукописных и ксилографической), наконец, прослеживается зарождение в монгольской письменной словесности жанровых разновидностей «эпической литературы», ее поэтической эволюции, начиная с древнейшего памятника — историко-героической хроники «Сокровенное сказание» (XIII в.). Во многих разделах книги используется экспедиционный опыт и собственные полевые записи автора 1970-х и 2000-х годов.
Издание может быть интересно монголоведам, специалистам по культуре Центральной Азии и Южной Сибири, а также фольклористам и антропологам широкого профиля
Книга посвящена исследованию эпических традиций монгольских народов. В ней обсуждаются проблемы изучения устного героического эпоса монголов, бурят и калмыков, рассматриваются…
Книга посвящена исследованию ритуально-мифологических традиций монгольских народов. В ней обсуждаются наиболее важные темы в фольклоре данного региона, связанные с многоаспектной концептуализацией неба и земли - как обожествленных областей космоса и как персонажей религиозно-мифологической системы. Рассматриваются образы верховных богов, небесных драконов, ландшафтных духов-хозяев, демонов и обитателей загробного царства, дается сравнительный анализ самого, видимо, известного монгольского мифа — о культурном герое Эрхий-мэргэне, борце с «солнечным хаосом», и о грозящей эсхатологической катастрофе, которая едва не случилась в результате этой борьбы. Изучаются процессы адаптации и фолькло-ризации «высокой религии» в традициях «народного буддизма», испытывающего огромное влияние шаманских представлений и практик; с использованием структурно-семиотической методологии исследуются современные формы внехрамовой обрядовой деятельности (культ обо, моления о дожде и некоторые другие).
Книга заключает в себе опыт многолетней работы, сочетающей занятия «полевые» и «кабинетные», причем во многих случаях именно экспедиционные материалы автора и его коллег лежат в основе исследования, составляя его предметную базу.
Издание может быть интересно монголоведам, специалистам по культуре Центральной Азии и Южной Сибири, а также фольклористам и антропологам широкого профиля.
Книга посвящена исследованию ритуально-мифологических традиций монгольских народов. В ней обсуждаются наиболее важные темы в фольклоре данного региона, связанные с многоаспектной…
Книга известной немецкой исследовательницы Дагмар Кристианс посвящена малоизученному вопросу топосов и их роли в создании агиологических типов — мучеников, апостолов, учителей Церкви, преподобных — в византийской и славянской гимнографии, а также трансформации раннехристианских метафор при перенесении их из византийской культуры в славянскую. Исследование проведено на материале песнопений раннего славянского перевода византий- ской служебной минеи, дошедшего до нас в восточнославянских рукописях XI–XIII вв., и их византийских образцов.
Книга известной немецкой исследовательницы Дагмар Кристианс посвящена малоизученному вопросу топосов и их роли в создании агиологических типов — мучеников, апостолов, учителей…
Данное академическое издание является результатом научного сотрудничества российских и испанских исследователей. В нем представлена широкая историческая панорама развития российско-испанских отношений: дипломатических, экономических и культурных. Особое внимание уделяется эволюции мировоззренческого взаимодействия двух народов, культурной рецепции и изучению параллелей в российском и испанском художественном мышлении. Научная монография издается на двух языках и адресована специалистам-гуманитариям и широкому кругу читателей — всем, кто интересуется российско-испанскими отношениями.
Данное академическое издание является результатом научного сотрудничества российских и испанских исследователей. В нем представлена широкая историческая панорама развития…
Новая книга П. В. Стегния «Скитоначальник» посвящена судьбе игумена Серафима (Кузнецова), вывезшего с Урала в 1919–1920 гг. сквозь фронты Гражданской войны гробы Алапаевских мучеников и доставившего мощи Великой княгини Елизаветы Фёдоровны и её келейницы Варвары (Яковлевой) в Иерусалим.
Новая книга П. В. Стегния «Скитоначальник» посвящена судьбе игумена Серафима (Кузнецова), вывезшего с Урала в 1919–1920 гг. сквозь фронты Гражданской войны гробы Алапаевских…
В этой книге, созданной группой авторов, рассказывается как о посмертных чудесах старца, так и об удивительной земной жизни архимандрита Ипполита (в миру Сергей Иванович Халин, 1928-2002), который с 1991 по 2002 годы являлся настоятелем Свято-Николаевского монастыря в городе Рыльске Курской епархии. История его жизни неотделима от судеб России и ее народов, святости Афона и православных Балкан. Книга предлагается всем христианам, а также тем, кому еще предстоит сделать выбор своего пути к Богу.
В этой книге, созданной группой авторов, рассказывается как о посмертных чудесах старца, так и об удивительной земной жизни архимандрита Ипполита (в миру Сергей Иванович Халин,…
Рождение в величии и роскоши одной из богатейших придворных семей, казалось, обеспечивало князю Феликсу Юсупову графу Сумарокову-Эльстону-мл. жизнь, наполненную блеском российского императорского двора. Но судьба, выпавшая на долю младшего сына княгини Зинаиды Юсуповой и графа Феликса Сумарокова-Эльстон, оказалась намного неожиданней.
Настоящая книга является первой полной документальной биографией князя Феликса Юсупова, когда-либо изданной в мире, основанной на неопубликованных ранее обширных юсуповских архивах, хранящихся в России, Франции и Великобритании. В основу биографии легли 14000 неизвестных писем семьи Юсуповых, дневник княгини Зинаиды Юсуповой, неопубликованные воспоминания князя Феликса Юсупова-ст. и воспоминания их родных и друзей.
Рождение в величии и роскоши одной из богатейших придворных семей, казалось, обеспечивало князю Феликсу Юсупову графу Сумарокову-Эльстону-мл. жизнь, наполненную блеском…
Коллективная монография посвящена анализу явлений и проблем, лежащих в русле междисциплинарного исследовательского направления «антропология искусства». В центре внимания авторов — изучение меры человеческого как исторически изменчивого ориентира художественного творчества. Новые языки искусства рассматриваются как мощный фактор преодоления культурных стереотипов, расширения сознания человека, как импульс к непрерывному самопревышению и усложнению индивида в истории.
Коллективная монография посвящена анализу явлений и проблем, лежащих в русле междисциплинарного исследовательского направления «антропология искусства». В центре внимания авторов…