Больше рецензий

User_22

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 августа 2018 г. 15:22

570

3

Читатель, обращаясь к трёхтомнику швейцарского учёного А. Боннара, желает, как мне кажется, получить цельную картину древнегреческой цивилизации. К сожалению, не выйдет: эти книги иного характера и вообще довольно своеобразны. Прежде всего, они рассчитаны на самую широкую аудиторию, порой кажется на чересчур широкую. Написаны максимально доступно: без ссылок, примечаний и всего того, что может усложнить чтение. У нас есть почти сорок глав на различную тематику. Наибольшая их часть о литературе, чуть меньше посвящено истории, философии и остальной науке. Они не претендуют на всеохватность: для многих важных тем места не нашлось, нередко выбираются какие-то частные вопросы. Так, из всего Аристотеля взято только его учение о животных. В общем, как вы поняли, с цельной картиной не выйдет, то есть обычно берутся наиболее яркие представители (Эсхил, Платон, Геродот, Феокрит) и всё такое, но "Греческая цивилизация" не самодостаточна, что для книги её жанра плохо. Особенно страдает историческая часть, где важна непрерывность и цельность, а вместо этого какие-то лоскутки. Немалое место занимает эпоха эллинизма, и это радует, работа не ограничивается классическим периодом. Вообще же главная проблема трёхтомника — это его неровность: качество у глав очень разное; возьмёшь одну — отличная, другую — и так и сяк, третью — сами понимаете. А. Боннар — филолог, но именно главы о литературе чаще остальных попадают в последнюю категорию. У меня сложилось впечатление, что думая о наиболее широкой аудитории, автор ориентируется на тех, кто не знаком с первоисточниками и знакомиться не собирается. Огромное место в его трёхтомнике занимает пересказ! Дело это, конечно, нужное и без него не обходится ни один учебник по литературе, но надо же знать меру. А здесь много, очень много пересказа, часто без цитат (из тех, что есть некоторые были добавлены русским редактором или переводчиком, как написано в предисловии) и каких-то глубоких мыслей, без интересных идей, зато предостаточно утомляющих эмоций и воды. Если учесть, что нередко речь идёт о драматургах или лириках, у которых небольшие произведения, то выходит совсем печально. Скажем, я не планирую в ближайшем будущем читать греческий роман — ладно, но уж с трагиками-то почти каждый интересующийся античностью знакомится, здесь не пересказ, а анализ нужен (главы о трагиках получилось разными, но в целом неплохими). К счастью, это относится не ко всем главам о литературе. Например, обращаясь к "Илиаде", А. Боннар рассматривает образы главных героев, забывая обо всём остальном, и делает это хорошо. Ещё один момент: автор — марксист ("Греческая цивилизация", если не ошибаюсь, написана в середине XX века). Художественной литературы это касается меньше, а вот истории и философии больше. Меня не раздражало, напротив, такой взгляд был интересен, но как бы имейте в виду, фильтровать придётся немало. Радует, что он, кажется, настоящий марксист (пусть я не увлекаюсь этим учением), а не как некоторые советские граждане. Трагикомично, что нередко лучше остальных получились главы в тех областях, где А. Боннар ориентируется не очень хорошо, то есть в не гуманитарных науках. Впрочем, я в них тоже не разбираюсь, может быть, поэтому они мне понравилось больше остальных.

Кажется, наибольший интерес "Греческая цивилизация" вызовет у тех, кто не знаком с выбранной эпохой и больше ничего читать не собирается, включая как источники, так и исследования. Другое дело, что это будет во многом своеобразный (не скажу, что в сильно хорошем смысле) взгляд. Подведём итог: трёхтомник А. Боннара — это не замена учебника по истории, литературе или философии, и это не всеохватывающее исследование. Думаю, правильнее всего использовать "Греческую цивилизацию", как дополнение к другим книгам, ведь в ней есть немало положительного, но надо быть готовым и к отрицательным моментам, которых хватает. Я не жалею, что прочитал это, но, может быть, стоило поискать что-то получше.

P. S. Если вдруг надумаете ознакомиться, да ещё в бумаге, то имейте в виду, что изданы книги были в мягкой обложке и не отличаются особой крепостью: разваливаются только так.