Больше рецензий

AnitaK

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 января 2019 г. 10:53

2K

5

624 страницы (почти формата А4 ) краткости. Издание хорошее (хоть и неудобное своим объемом) - пристойного качества бумага, много иллюстраций и всё, что важно показать в цвете- показано в цвете.

По содержанию это строго хронологический и последовательный путь через большие стили- от древнего мира, через Византию и Средневековье в Западную Европу и Россию рубежа 19 и 20 веков.
У автора интеллигентный, суховатый язык, без велеречивости и взрывов эмоций, но и не суровая энциклопедичность (Восток всё равно будет "пряным", а не просто так). Живой, интересный, достаточно личный, но и сдержанный рассказ. Читать его будет несложно и тем, кто не в теме, она не загоняет читателя в необходимость выяснять значение специфических терминов или же быть идеально подкованным. Объективна ли она? Я не видела объективных книг по искусству и не верю, что это возможно- Дмитриева отбирала материал, ранжировала его, выбирала слова- уже очень субъективно (это чувствуется, например, когда она говорит о любимом Врубеле и не может остановиться). И это не учебник (который, впрочем, тоже не гарантирует объективности).

Понятно, что существует ещё один принципиальный вопрос- что с тем, что книга закончена в 1975 году? Ну да, Дмитриева не была свободна от ограничений, книга должна была издаваться в СССР и, конечно же, там будут упоминания суровой жизни французского пролетариата и т.п. Но если быть к этому снисходительным и понимать, что это- требование времени, то окажется, что говоря о Делакруа, она вполне умеет найти равновесие между революционным пафосом трудящихся и гораздо более универсальными вещами. В процентном отношении автору удалось сохранить прекрасное чувство меры.

Да, возможно для 21 века она чуть прямолинейна своей хронологичностью и каноническими объяснениями, но, мне кажется, это хорошо, что есть разные способы смотреть на историю искусства.