Больше рецензий

Vitalvass

Эксперт

Эксперт по литературным испражнениям Лайвлиба

3 апреля 2019 г. 03:16

926

2 Полоний, КаГеБе и siloviki в Кремле

Есть такой писатель Том Клэнси, именем которого названы несколько средних компьютерных игр, и им написаны несколько романов, объединенных одним персонажем - Джеком Райаном. Это своего рода вариант дэнбрауновского Роберта Лэнгдона или акунинского Фандорина - супергерой-интеллектуал.
В России серия совершенно не популярна (по некоторым причинам), а вот в США, похоже, ее знает каждый десятый. По ней снято несколько высокобюджетных фильмов, одним из наиболее известных является "Охота за Красным Октябрем". А еще Джек Райан, если я не ошибаюсь, упоминается у Стивена Кинга в романе "Под куполом", где одна из второстепенных героинь, служащая в полиции, говорит, что у нее есть от Джека Райана рекомендации.
Так вот, Джек Райан, как я понял из этого произведения и из краткого содержания остальных, сначала был морским пехотинцем (тут сразу вспоминается Р.Хайнлайн и его убеждения, что все мужики должны служить, чтобы иметь право принимать важные решения). Потом он как-то стал работать в спецслужбах, но не агентом типа Джеймса Бонда, а аналитиком (потому что умный). При этом, поскольку он все-таки служил в армии, он может дать кому-то в рыло при случае или найти нужный рычажок в автомате, чтобы стрелять без промаха по врагу.
Кто же главный враг Джека Райана? Конечно, тот, кто заставлял дрожать среднестатистического американца, строить подвалы у себя в доме на случай ядерного взрыва, с придыханием произносить слово sputnik... Советский Союз, безусловно. Романы писались в основном в 80-е-90-е, под конец "холодной войны".
Джек Райан употребляет весь свой ум, все свое везение и хладнокровие, для борьбы с "проклятыми коммуняками". В первом романе серии он помогает экипажу советской подводной лодки предать свою страну и найти политическое убежище в США, а подводная лодка стала американской. В другом романе американцы и русские борются за лазерное оружие, и победитель заранее известен.
Не во всех романах главным врагом выступают русские. Советский Союз распался, и Тому Клэнси под влиянием политической конъюнктуры пришлось выдавливать из себя сюжеты, где русские и американцы объединяются против, к примеру, "китайской угрозы" или каких-нибудь исламских радикалов.
Важным обстоятельством является то, что вся серия представляет из себя альтернативную историю. Здесь нет реальных исторических деятелей, есть отдаленные прототипы, события все вымышленные, хотя в целом история великих держав идет по тому же пути. Этим Клэнси решает две задачи - дает простор для своей фантазии, а также снимает с себя ответственность за допущенные им ошибки в описании культуры и быта других стран. Подумаешь, написал, что в 1990-е в России существовал ГУЛАГ, и не один, а сразу несколько разных ГУЛАГов! Можно всегда сказать, что в его альтернативной истории все по-другому.
В 2013 вышел последний роман серии, после которого Клэнси не написал ничего, потому что приказал долго жить. Это и есть роман, на который я пишу рецензию.
Роман посвящен российско-украинскому конфликту и рисует Россию, конечно же, как врага всего прогрессивного человечества.
Клэнси тут же начали хвалить недалекие люди за то, что майдан случился в 2013-2014, а вот "гений" уже его предсказал. На это я могу сообщить наивным читателям, что незачем предсказывать то, что и так планировалось и лелеялось в мечтах его соотечественниками. Том Клэнси вряд ли писал свои книги один. У него были консультанты, и, видимо, весьма компетентные. И эти "компетентные люди" намекнули Клэнси, что пора предвосхитить кое-какие события и уже заранее дать им политическую оценку.
=============================СЮЖЕТ==========================================
Джек Райан уже стал президентом. Ну, а как иначе, он же охренительно умен. Тут даже не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что это не просто президент, а идеальный президент. Дальновидный политик, слуга народу, отец демократии. Еще и семейный человек, не изменяет жене с секретаршами.
В России тоже есть президент, и автор назвал его Валерием Володиным. Ну, здесь понятно, кого именно имел в виду Том Клэнси, с кого он рисовал образ бывшего КГБшника из Питера (это биография и книжного персонажа тоже), ставшего президентом России. Как говорил Джон Маккейн: "Когда я заглянул в глаза Путину, то увидел три буквы: КГБ". Так и здесь.
На примере поступков Володина сразу видно, как же убого понимание Тома Клэнси реалий внешней политики.
Президент Володин мечтает, видимо, захватить мир. Он начинает агрессию против несчастной Эстонии, чтобы ее натурально оккупировать и сделать частью Российской Федерации! Вот просто зачем? Вот зачем нам Эстония? Зачем она могла бы быть нужна Путину? Кому она нужна, кроме самой себя?!
Я понимаю, средневековье или древний мир, когда человеческий и территориальный ресурсы были очень актуальны, и нужно было расширяться, чтобы получить новых рабов, новые земли для выращивания хлеба и разведения скота, когда нужен был выход к морю, чтобы торговать с кем-то. Но сейчас-то зачем России еще один маленький кусок?!
Для этого "империя зла" посылает небольшую механизированную армию, но тут с пафосом набегают войска НАТО и в кровавой стычке отбивают агрессию. Но поборники демократии понимают, что это еще только начало, что следующей жертвой кровавой России будет Украина, а там, глядишь, и вся Европа падет на колени, чего допустить нельзя.
Во вселенной Тома Клэнси русские сами организовывают майдан, сами провоцируют так называемых (автором называемых) российских националистов сражаться с украинскими националистами на территории всей Украины, чтобы развалить власть на Украине и посадить своих, пророссийских политиков. Заодно на Украину должна вторгнуться российская армия, как бы с миротворческими целями.
В это время коварный Володин решает отомстить своему давнему недругу, бывшему директору КГБ Сергею Головко, который является товарищем президента Райана и оппозиционно настроен по отношению к российскому правительству. Агенты ФСБ подбрасывают в питье Головко полоний-210, и тот прямо на приеме у президента начинает блевать и страдать от радиации. Ну, и конечно, сдыхает. Перед тем, как сдохнуть, Сергей жалуется, как все прогнило в его государстве, как он ненавидит этого проклятого КГБшника Володина и лицемерно заявляет, что на самом деле любит свою страну.
Реальный прототип Сергея очевиден - это Александр Литвиненко, автор претенциозных и лживых высеров на тему того, как ФСБ якобы устраивала теракты против собственных граждан. Он тоже был отравлен тем же самым веществом, и в его смерти тоже обвинили российское правительство.
К слову сказать, доводы против России и в отношении выдуманного персонажа звучат очень похоже на реально выдвинутые - полоний-210 - у России есть ядерная энергетика - значит, там полно полония - значит, это русские.
Эпизод этот ни на что в сюжете не влияет и имеет только одно значение - демонизировать проклятого Володина/Путина.
Однако американцы не знают, что делать с этими наглыми русскими, готовящимися уничтожить островок свободы на Украине.
На помощь приходит случай.
В романе параллельно действует сын президента - Джек Райан-младший. Он тоже неглупый малый и работает в какой-то крупной компании, специализирующейся на расследовании финансовых махинаций. Поскольку в мире нет зла опаснее России, Джек Райан-мл. расследует преступления "Газпрома".
Здесь начинается самая унылая линия книги, потому что на протяжении около 100-150 страниц идут длинные рассуждения о том, как "Газпром" отмывает деньги, уходит от налогов, создает фиктивные фирмы-однодневки, закрывает их, перепродает и прочие вещи, которые могут быть интересны только специалистам. Да что там специалистам, я думаю, от таких лекций может сдохнуть со скуки даже экономист, потому что такого говна ему и на работе хватает. А здесь все-таки как бы остросюжетный роман. Но я должен читать какую-то нудятину про оффшоры...
Расследование приводит Джека Райна-мл. к разгадке многих тайн, и там начинается уже лютый бред.
Оказывается, еще до распада СССР у коммуняк был суперагент по фамилии Таланов, который успешно совершал "мокрые дела". Понятное дело, что был он с такой спецификой профессии человеком не из простых, не ангел уж точно.
Предчувствуя распад "совка", некоторые умные люди решили заручиться поддержкой преступного мира (!), чтобы их власть крепла и Россия на этом держалась. Одним из них и был Володин, когда был помоложе. Для этого суперубийцу Таланова "внедрили"... в ГУЛАГ! Ха-ха-ха! Для того, чтобы он встретился с местными авторитетами, "перетер" с ними, а дальше можно держать Россию в ежовых рукавицах.
Проблема в том, что "воры" никогда не будут доверять человеку, который служит в органах, а уж тем более в КГБ. На это очевидное недоразумение многократно указывают даже персонажи романа, НО автор пишет, что Таланов был настолько хорош, что скрыл свое происхождение, и успешно выдал себя за настоящего вора.

0:16

А потом спустя много лет Таланов стал наконец-то главой ФСБ, благодаря своему покровителю Володину.
Казалось бы, ну окей, ну раскопали вы эти факты, и что дальше-то?
"Силы добра" выясняют, что "воры в законе" не знали, что Таланов до отсидки в ГУЛАГе был госслужащим. Поэтому они сообщают это дело самому главному "вору", и авторитет Таланова падает практически до нуля. И был бы Таланов снова на "зоне", ждало бы его анальное рабство...

0:06

Но автор не отвечает на вопрос, почему же тогда "воры" не взъелись на Таланова, когда он стал главой ФСБ? Ведь это же тоже "зашквар", предательство их интересов.
В общем, президент США начинает шантажировать этой информацией президента России, обвиняя его и его приспешников в разных преступлениях, и тому ничего не остается, как взять и отозвать войска. В итоге за Россией остался разве что Крым, а "гордая и независимая" Украина устояла.
В конце герои выражают надежду, что добро и демократия не будут побеждены, говорят, что надо еще много работать и быть бдительными, бла-бла-бла. В самом конце президент вспоминает, что, оказывается, у него есть семья, и автор, нагружавший читателя на протяжении 800 страниц описанием оружия, армейской иерархии, основ геополитики и экономики, начинает учить "семейным ценностям". Но, к счастью, книга на
этом заканчивается.
Я с трудом дочитал книгу. Возможно, это издержки любительского перевода, но текст - графомания жуткая, в стиле Стига Ларссона. Автор работал на объем и перегружал книгу дополнительными подробностями, даже того, что герои употребляли в пищу и питье. Он мог, к примеру, описать, с какой стороны особенно хорошо поджарили какую-нибудь пиццу, какой вкус испытал персонаж, попробовав то или иное вино. Черт побери, кого это вообще может интересовать?!
Автор также наслаждается описанием оружия. Есть такая категория людей, преимущественно среди мужского пола - "пушкофилы". Это люди, которые возбуждаются почти что сексуально от лицезрения и ощупывания современного оружия. Причем не просто какого-нибудь там пистолетика или винтовочки, а чего-нибудь посложнее - танк, истребитель. Они начинают задротствовать, заучивая названия всех моделей, выдавая наизусть их характеристики. зная, какие снаряды они несут, сколько их там на вооружении.
Мне повезло, я этим не страдаю, но при этом чтение таких деталей вызывало зевоту. Все эти брутальные описания вертолетов с ракетами "хэллфайр", всех этих "мигов", летающих туда-сюда, лазерных прицелов, танков... просто сдохнуть можно! Потом начинаются эти банальные "пиу-пиу", "пууух!!!", "трах-та-ра-рах!", "мы не продержимся, генерал!". Но для "пушкофилов" здесь просто рай.
С психологией здесь вообще все ужасно. Персонажи с западного мира картонные до ужаса. Все говорят умные фразы, строят сложные умозаключения без всякой подготовки. Простые солдаты и ведут себя попроще, но все как на подбор брутальные героические вояки.
Русские, как ни странно, не столь однообразные. Есть "хорошие" русские, а есть "плохие". Уже хотя бы какое-то различие!
Еще в книге нет никакой романтической линии, что вызывает у меня недоумение. Шпионский роман, и без женщины? Что за бред?
Разумеется, зачем нужны какие-то женщины, когда старичок Клэнси, женщинами уже давно не интересующийся, считает, что нет ничего важнее в мире, чем борьба с внешним врагом - с этими "тупыми рюсскими". Книга написана, чтобы вернуть образ врага рядовым американцам, сформировать их мнение. Стиль книги ужасен и уныл, но на самом-то деле книга много кому зайдет там, на континтенте. Простые читатели примут все за чистую монету - и про дикую тоталитарную Россию с ГУЛАГами, и про желание ее лидеров поработить все человечество.
Наверно, этот самый графоманский стиль и является причиной, почему Клэнси не читается здесь. Нашему читателю все-таки нужно, чтобы и с юмором, и с острой драмой, а не просто какая-то политическая хроника.
Я лично убежден, что Клэнси вряд ли разделяет те идеи, которые описывает в своих романах. Романы эти - чистейшая заказная пропаганда, в которую автор даже душу не вкладывает, просто старательно пишет их в соответствии с существующей на момент описания политической обстановкой.
На самом деле понятно, что перспективы подобных масштабных военных столкновений крайне маловероятны, что большая война вообще в принципу никому не нужна. Война была хороша в середине века, когда люди могли читать только газету в своем городе, не имели интернета, не могли оценить мировую обстановку в целом, а порой просто сами жили патриотически-реваншистскими мыслями о "Германии, которая превыше всего и всех" или о том, как перебить всех коммунистов. В наше глобализированное время люди стали более ленивыми, сытыми, попробуй мобилизовать их на войну! Визг такой поднимут, что придется тут же разоружаться.
Искренний страх, который сквозит между строк у американца перед "путинской тоталитарной Россией", внушает мне надежду, что он не беспочвенен, а, значит, мы нащупываем верный путь.

Комментарии


Он мог, к примеру, описать, с какой стороны особенно хорошо поджарили какую-нибудь пиццу, какой вкус испытал персонаж, попробовав то или иное вино. Черт побери, кого это вообще может интересовать?!


Как кого?

Провинциалов мечтачщих переехать из фаст-фудовского Мухосрансковилля в гурманский "Большой город" (см. например биографии "отравителей Скрипалей" Мишкина+Чепиги, С.Семенченко, "Моторолы", "Гиви" и т.п. "Бабаев")!

НО!!!

Переехать не "тварью дрожащей" (см. "наемным рабом капитала" - конкурентом "гастеров"), а "право имеющим" (см. силовиком-отставником = "СМОТРЯЩИМ" за ... "наемными рабами", "гастерами" и т.п. лохами-терпилами).

Так, что автор (и все его коллеги-пиарщики "оборотней в погонах" = настоящих "частных собственников на средства производства" всех стран и всех континентов) #всеправильносделал!


Меня поражает, Том Клэнси - писатель, признанный во всём мире. А , кто Вы? А чем, таком Вы рассуждаете, говоря о высасывание из пальца сюжетов Клэнси. Вы сами заговорили о невозможности, описываемой Клэнси агрессии на Украину. Кто прав? Кто хочет возврата к холодной войне? И, наконец, - ‘ хотят ли русские войны, спросите вы у тишины, спросите вы у тех солдат, что под березами лежат...’ И, конечно, из детства : ‘ дети разных народов, мы мечтаю о мире живём...’ Своими романами Клэнси пытался предостеречь от того, что натворил теперь известный персонаж. Проигнорировав предупреждение, мы ( не по своей вине) превратились в жупела для всего мира. Увы.

Ну вообще-то в романе не состоялась "агрессия" на Украину вообще, как и в реальности в 2014 году. Если ты внимательно читал, то эпизод с агрессией и прямого противостояния России и НАТО имел место где-то в Прибалтике - и именно это я назвал невозможным и абсурдным.



Для этого "империя зла" посылает небольшую механизированную армию, но тут с пафосом набегают войска НАТО и в кровавой стычке отбивают агрессию.

А по поводу солдат - я лучше обращусь не к мертвым, которые уже ничего не скажут и не захотят, а к живым. И живым я скажу: "Убивайте ВСУ! Прямо сейчас в Балаклее эти твари режут тех, кто нам доверился. Не берите никого в плен, не проявляйте милосердие".