Больше рецензий

30 марта 2020 г. 17:41

4K

3

Марк Аврелий приятно удивил. Я от него не ждала ничего хорошего, но хорошее всё-таки нашлось: он действовал на меня умиротворяюще.

В остальном, всё ожидаемо. Книга - чистейшая и дистиллированная философия. Никакой реальной жизни, семейных проблем и чего-нибудь этакого, императорского. Не знать кто автор - можно решить, что книгу написал очередной "umbraticus doctor", кабинетный учёный, каких много развелось в то время.

Всё тот же стоицизм с его пессимизмом и пассивностью.
Всё та же нелюбовь к людям, нелюбовь к жизни.

цитата
После этого обратись к нравам живущих вместе с тобой, из которых даже самого приятного с трудом можно переносить, не говоря уже о том, что некоторые и самих-то себя с трудом переносят.

В одном смысле человек в той мере, в какой мы должны делать людям добро и терпеть их, наиболее родственен нам.
свернуть

Отказ от познания, от принадлежности к сапиенсам.

цитата
Нет ничего более жалкого, нежели человек, измеряющий все вдоль и поперек, пытающийся, как говорит поэт, «мерить просторы земли, спускаясь под землю», разгадать тайну душ окружающих его людей, но не сознающий, что для него вполне достаточно общения только со своим внутренним гением и честного служения ему. Последнее же заключается в том, чтобы оберечь его от страстей, безрассудства и недовольства делами богов и людей
свернуть

Неподвижно-иерархическое строение мира.

цитата
Разве не очевидно, что худшее сотворено ради лучшего, а лучшее – друг для друга? Лучшими же по сравнению с неодушевленными [существами] являются одушевленные, из одушевленных же высшими являются разумные.
свернуть

Всё то же расхождение слов и дела, свойственное мыслителям.
Безнадёга.

Сам Марк Аврелий показался мне грустным, усталым и несчастным человеком.

От Сенеки и Эпиктета он отличается не столько идейно, сколько по настроению. Нет того напряжения, что у Сенеки и Эпиктета. Нет желания во что бы то ни стало утвердить свою правоту. Настроение подавленное, но не озлобленное.

Сенека и Эпиктет постоянно наводили на мысли о христианстве. Марк Аврелий, скорее, о восточных учениях. Есть в его сочинении какая-то восточная обречённость, понимание бессмысленности бытия.

цитата
Природа целого из всего естества, словно из воска, вылепила вначале лошадку, затем, растопив это, использовала тот же самый материал, чтобы создать деревце, затем – человечка, а затем еще что-нибудь. Каждое из этих [творений] существует лишь самое короткое время.

«Ветер листву по земле расстилает – Таковы же и поколенья людей»

свернуть

Сенека и даже Эпиктет по менталитету - римляне. Марк Аврелий - нет. Хотя он и сам этого не понимает, гордится своим римским происхождением. Нет у него ничего общего с грубыми, алчными, напористыми и жизнелюбивыми предками. Кстати, гордится своей римскостью Марк Аврелий на греческом.

Думаю, мы с Марком Аврелием попали на одну минорную волну, оттого книга мне и понравилась. Пользы никакой, зато настроение. Как блюз послушать.

Под спойлером - ещё больше депрессивных цитат от Марка Аврелия:

цитаты
Все происходящее так привычно и знакомо, как роза весной и плоды в пору урожая. Ибо таковы и болезнь, и смерть, и клевета, и коварство, и все, что радует или печалит глупцов.


Останавливая внимание на каждом отдельном предмете, воображать его уже в состоянии распада и превращения и каков он станет при гниении и рассеянии или думать о том, что каждая вещь создана как бы для умирания


Еще немного, и я – пепел или остов и одно имя, или нет уже и имени, имя-то пустой звук и отголосок. Да и все, что высоко ценится в жизни, – пусто, и гнило, и ничтожно, возня грызущихся собачонок, ссорящиеся детишки, то смеющиеся, то опять плачущие. Верность же, и стыд, и справедливость, и правда «на Олимп с многопутной земли улетели». Итак, что же тебя еще держит здесь, раз все, вызывающее ощущения, легко превращается в другое и неустойчиво, ощущения же – неотчетливы и легко искажают то, что отпечатывают, сама же душоночка – испарение крови, а быть в чести у таких-то существ – ни к чему? Что же ты не делаешь вывода? Почему не ожидаешь с кротостью либо угасания, либо перехода? Но пока не пришел этот срок, в чем искать удовлетворения? В чем же ином, как не в почитании богов и славословии им, а также в благодеяниях для людей и в том, чтобы и их не раздражать, и на них не раздражаться? А все то, что за пределами твоего мяса и дыхания, об этом помни, что не твое оно и от тебя не зависит.


Можно так предвидеть и будущее. Ведь оно будет иметь совершенно такой же вид и не сможет отступить от ритма того, что возникает сейчас. Поэтому и все равно, изучать ли жизнь людей на протяжении 40 или 10000 лет. Ведь что нового увидишь в ней?


Все, что ты видишь, разрушится в скором времени, да и наблюдающие это разрушение вскоре сами разрушатся. И тот, кто умер в глубокой старости, станет равен тому, кто умер преждевременной смертью.

свернуть

Комментарии


Вот рад, что вы появились! Точно такие же мысли были по прочтении Марка Аврелия! О том, что пользы там мало. Впрочем, есть в книге такая древняя грустная мелодичность. Ради этого тоже стоит прочесть. Приятно так читать и ощущать себя просвещенным римлянином золотой осенью Империи :) И, чтобы окно приоткрыто, занавеска, августовская ночь и цикада стрекочет. Но, и в условиях карантина в марте, наверное, тоже прочитать неплохо?
Однако, все же была у Антонина в "Наедине" 1 (одна) интересная мысль. Что-то о религии, кажется. Но я эту мысль забыл :)


Спасибо! Да, я наконец-то сделала это! :)

Марка Аврелия я читала ещё прошлым летом. У меня тогда внезапно умерла любимая тётя, я была в подавленном настроении. Никогда не верила в утешение философией, всегда казалось, что никому не захочется в горе грузиться чужой болтовнёй. Но оказалось, оно работает. По крайней мере, с Марком Аврелием.
К эпидемии же я отношусь с юмором. Ну, что я поделаю? Не страшно мне. Даже интересно.

Про религию я у Марка Аврелия ничего необычного не заметила: "бог(и) есть, потому что без них жизнь бессмысленна". И рассуждения эти, и возражения уже оскомину набили. Может, пропустила что-то?


Сочувствую вам! Мне сейчас трудно сказать (не буду щеголять цитатами из Интернета, а сам ни одной не вспоминаю), но что-то там, помню, было. Надо бы перечитать, но лень :) Стоит на полке маленький томик Аврелия от "Эксмо". Давно, кстати, пора его загнать книжному жучку.


Спасибо!
Да уж, перечитывать Марка Аврелия стоит только под настроение. Надеюсь, у вас никогда такого настроения не возникнет.


Я понял вашу мысль :) Не пропадайте надолго!


Извините, что беспокою. Но, несмотря на ваше предостережение, перечитал и нашел ту цитату, о которой писал выше. Вот она, та мысль

27 Живи в общении с богами! Но в общении с богами живет тот, кто постоянно являет им свою душу довольной своим уделом, действующей согласно желаниям гения, которого Зевс дал каждому человеку, как наставника и руководителя, и который есть частица его самого. Этот гений есть дух и разум каждого из нас.

Это в пятой книге (в переводе Роговина она звучит цветистее).
Меня это заинтересовало, поскольку раньше я представлял римский культ как некий внешний обряд. И в комментариях к тексту написано, что боги "безучастно наблюдают". Но вот же, нет!

И предисловие С. Котляревского не очень :(


А вот не было единого культа. В научпопе любят обобщать. Мол, римская религия - сухая и буквоедская, требовала лишь досконального соблюдения обрядов. Но живые-то римляне жили не в "сферическом Риме в вакууме", где существует только одна, "традиционная", религия. Они варились в густом бульоне из разных культов, идей, философских систем. Для желающих были и таинства, и экстаз, и близость с божеством. Зря что ли сенат всю историю боролся с восточными религиями? :)

Традиционных богов в народной религии я бы тоже не назвала безучастными. Они (хвала им за это!) не лезут в душу человека, зато являются гарантами справедливости. Нечестивца, нарушившего клятву или закон, ждало возмездие богов. Разве ж это безучастность?

Аврелий же высказывается вполне в духе стоицизма. Вот Эпиктет о близости с божеством:

Души, вот, так связаны и соединены с богом, поскольку они частицы и сколки его, а разве не всякое движение их замечает бог, поскольку оно свойственно и присуще ему?


Предисловие мне тоже не зашло, но не помню уже почему :/


Просто это уже "начало конца", и МА пусть и не осознано, но чувствует это)))