Больше рецензий

22 мая 2020 г. 15:22

2K

4 Любовный треугольник + новая троечка лошадок = чума в доме

В первых двух редакциях пьеса имела персонажные названия: «Студент» и «Две женщины», отражающие углы основного любовного треугольника произведения. Но в окончательном варианте все эти углы были полностью изъяты Тургеневым из заглавия, в котором указаны теперь место и время: «Месяц в деревне». При каждом очередном редактировании комедии смещались авторские акценты, что, видимо, и приводило к изменению названия. Сначала центр тяжести переносился от "студента" к соперничеству "двух женщин". Но позже точка зрения поднялась над всеми персонажами и событиями, а взгляд писателя от концентрации на конкретных героях перешёл к обобщённому пространственно-временному восприятию пьесы.

картинка Ludmila888

Центральным персонажем комедии является 29-летняя жена хозяина имения – Наталья Петровна, а героиней, более других пострадавшей в финале, - её 17-летняя воспитанница Верочка. Только один месяц провёл в деревне 21-летний студент Алексей Беляев, приглашённый на всё лето для занятий с 10-летним сыном хозяев. Перечисленные взрослые персонажи и стали тремя углами весьма распространённой геометрической фигуры. Но вообще-то в пьесе, говоря словами Чехова о «Чайке», "пять пудов любви". Под гладкой поверхностью спокойной и размеренной деревенской жизни скрывается сложный внутренний мир героев, наполненный кипящими страстями и бурлящими эмоциями. И этой многопудовой любовью составляются три любовных треугольника, в каждом из которых в качестве одного из углов присутствует молодая хозяйка имения, склонная к рефлексии и подверженная «припадкам тоскливого беспокойства».

Наталья Петровна – женщина смелая, умная, глубоко чувствующая, страстная, увлекающаяся, но всё же не преступившая известных границ. Неудовлетворённость своей жизнью и желание её изменить прослеживаются в её словах, мыслях и поступках. В её женской судьбе одновременно присутствовали трое совершенно разных мужчин: любящий муж (богатый, деловой и хозяйственный помещик), влюблённый близкий друг семьи (интеллигентный и утончённый дворянин) и весёлый студент (бедный юноша, не получивший в детстве от родителей должного внимания и воспитания). Но есть в пьесе и ещё одна тройка: «новая троечка лошадок», сыгравшая значительную роль в судьбе Верочки.

Возникшее соперничество молодой женщины и совсем юной девушки, связанных семейными узами, приводит каждую из них к личной драме. А в итоге герои выходят из месячной деревенской истории обогащёнными новым эмоциональным опытом, причём без каких-либо трагических потерь. Исключение составила лишь сирота Верочка, в судьбе которой наметился крутой поворот далеко не в лучшую сторону. Ведь в ход жизни девушки вмешалась прекрасная тройка лошадей, обещанная робким и никчемным 48-летним соседом Большинцовым доктору Шпигельскому за содействие в сватовстве. И доктор активно принялся за такое, казалось бы, безнадёжное дело. Услышав впервые о подобном предложении руки и сердца, юная красавица лишь громко и искренне посмеялась над старым холостяком. Но, испытав горечь неразделённой первой любви и предательство опекунши, она не захотела дальше оставаться в доме Натальи Петровны и не очень обдуманно дала согласие на брак с этим глупым, смешным и совсем неподходящим ей человеком. «Верочка... и Большинцов! А, впрочем, что же? Бывают свадьбы и хуже». Ну, а довольный доктор получил в награду долгожданную тройку: «две рыжих на пристяжке, гнедая в корню!».

картинка Ludmila888

«Мы часто своего прошедшего не понимаем... где же нам отвечать за будущее! На будущее цепей не наложишь». На протяжении всего произведения Наталья Петровна пытается разобраться в самой себе, постоянно наблюдает за собой и занимается самоанализом. В результате героиня сталкивается с теневой стороной собственной личности и ужасается. После этого подозревает она наличие не до конца осознаваемой тени и в других: «...все вы прекрасные люди... все, все... и между тем...». Вероятно, в результате многочисленных переделок психологическая проблематика комедии возобладала над её социальной направленностью. А параллельные сюжетные линии пьесы неожиданно сходятся в одной пространственно-временной точке и обрываются. Многие герои скоропостижно покидают деревню, имея на то свои личные веские причины. «Что это такое? Начало конца или просто конец? Или начало?». Увлечённый большим деревенским хозяйством муж Натальи Петровны, как водится, не видит, что у него под носом творится, и обо всём узнаёт последним: «Я ничего не понимаю. У меня голова кругом идёт. Что тут можно понять? Все улепётывают, кто куда, как куропатки, а всё потому, что честные люди… И всё это разом, в один и тот же день…». А ошарашенный студент признаётся Верочке: «Я словно чуму занёс в этот дом: все бегут отсюда…». Ну, чем не комедия? )

Пьеса прочитана в рамках "Тургеневской дуэли" с boservas (рецензия)

Комментарии


Ты считаешь, что это всё-таки комедия?
А что скажешь на предложенные мной аналогии с "комедиями" Чехова?


Мне кажется, что всё зависит от точки зрения. Когда я читала пьесу, она не казалась мне комедией. А при написании рецензии я несколько изменила ракурс – и она стала похожей на комедию. )


По поводу аналогий трудно не согласиться. Да, они, безусловно, есть. Но пьесы Чехова более многоплановые, они не поддаются однозначной интерпретации и гораздо ближе к символическим обобщениям, связывающим личные драмы героев с судьбами страны. У Чехова есть так называемое "подводное течение", то есть философский план пьесы, отсутствующий у Тургенева.

Кстати, чеховская оценка «Месяца в деревне» коренным образом изменилась за очень короткий срок. В январе-феврале 1903г он писал в письмах о необходимости иметь эту тургеневскую пьесу в репертуаре МХТ. Но в марте пьеса Чехову уже не нравится, так как она устарела. Но это совсем не отменяет влияния драматургии Тургенева на Чехова. Например, ситуация любовного соперничества связанных друг с другом женщины и девушки будет несколько иным образом обыграна в «Дяде Ване» и «Чайке». Есть отголоски тургеневских мотивов из «Месяца в деревне» и в пьесах «Три сестры» и «Вишнёвый сад».


Пьеса прочитана в рамках "Тургеневской дуэли" с boservas

А можно огласить весь список дуэлей?
Чтобы секунданты могли подготовиться :)


Вызов на дуэли происходит спонтанно, в результате бросания перчатки одним из дуэлянтов. Поэтому подготовленного списка нет. Но за несколько дней до поединка дата уже, конечно, известна. В следующий раз Вы, как секундант, будете непременно предупреждены заранее. Но вообще-то секунданты могут приступать к своим важным обязанностям и с небольшим опозданием, как случилось, например, с Палатой. Мы всегда рады секундантам.)))


Закралось подозрение, что объект дуэли Вы выбираете по тому же принципу, что я рассказы Чехова. А именно - исправить несправедливость :)
Так ли это?
Обратил внимание, что до ваших отзывов там был далеко не самый лестный


Как же это здорово, когда секундант обладает аналитическими способностями и склонностью к расследованиям!) Да, в данном конкретном случае (в отличие, например, от Палаты) зерно истины в закравшихся подозрениях имеет место быть. Хотя "Месяц в деревне" вполне достоин быть объектом дуэли и сам по себе, будучи вырванным из контекста борьбы за справедливость. А совпадение принципов и общность взглядов на моральные ценности – залог дальнейшего тесного и плодотворного сотрудничества дуэлянтов и секундантов! И это не может не радовать! )))


склонностью к расследованиям!

Случайно заметил :)

А совпадение принципов и общность взглядов на моральные ценности – залог дальнейшего тесного и плодотворного сотрудничества дуэлянтов и секундантов!

согласен :)


Людмила, Лютик, прошу извинить за задержку с комментом! Подумал: я потом этот текст в качестве рецензии ещё забабахаю у себя.

Ну вот. Какие мысли ты мне навеяла этим :)) "месяцем"?

Как всегда - монументальные :))

1. Если бы его, "Месяца" не было бы, его "нужно" было бы придумать! Очень уместны твои заметки об отношении обожаемого АП к пьесе. Очень! В самом деле: меня забавляли и забавляют такие вещи, когда из "новых людей", молодых людей в первую очередь (и в первую очередь именно их молодость и есть первое и главное оправдание некой их позиции, которую на самом деле сформулировали другие дяди, значительно старше, - об этом и пойдет главным образом речь у моем комменте) слышатся "отлитые в граните" суждения о советской,ой, пардон - совковой литературе, как о недоискусстве и проч. Молодости это - простительно со всех сторон. Дядькам, у которых не хватает ума (о литературном таланте не смею судить за отсутствием необходимого "ума") - нет. Потому что за уничижительными оценками художественной эпохи, всегда стоит скудоумие.

Почему так важны чеховские оценки "Месяца", которые ты привела? На самом деле, без "Месяца" не было бы ни "Чайки", ни "Сада". например. Великая русская классическая литература, создававшаяся в этническом отношении самыми разными людьми, что только невероятно повышает её, литературы, ценность , - огромный и, главное, ЕДИНЫЙ в ценностном и художественном отношении пласт. "Мы стояли на плечах гигантов", - формула на все времена, применима к любой сфере человеческой деятельности. Потому что эта формула - суть суждение ума зрелого, "отстоявшегося" от сиюминутной эмоциональности.

Чехов - один из столпов мировой драматургии, их, этих столпов, Господи, на пальцах одной руки" - он что, в вакууме творил? Всё напридумывал в "едином порыве", всё поднял из "пепла дряхлеющего дворянского сословия"? Фигня же полная! А Тургенев и Европа с её культурным процессом, где у России своя ниша, - антагонисты что ли??? Какая разница откуда приходят сюжеты? И что с похожести сюжетов???

Знаешь, это мне напоминает феномен и сложнейшую диалектику (само понятие это оплевано в едином порыве очередного российского сотрясания основ) означаемого и означающего: вот есть СЛОВО. И миллион интонаций его произношения, миллиард контекстов его использования. Так и с сюжетами, так и с темами.

Непрерывность и разнообразие в единстве - вот, на мой взгляд, самое главное в чеховском суждении тургеневской пьесы. А изменение оценок... Чехов, конечно, гений, но живой. Живее всех живых,как оказалось!

2. Людмил, знаешь, комментарий к твоей рецензии на "Палату" и сейчас - на "Месяц", помогли мне до конца оформить свой взгляд на чеховское же "делом надо заниматься, делом!" Теперь я понимаю и душой, и не только умом, откуда это всё у АП. Откуда и главное - почему это всё, эти неоднократные повторения.

Тургенев пишет о своей "почве" и своей "жизни". Нашел его фразу: "Я в своих романах неудачным любовником изображаю себя". Собственно, как и любой художник, он пишет о "своем"! В каких декорациях происходит очередное "ламур а труа"? Но сначала...сначала попытаюсь вспомнить, в чем отличие нашей в-себя-погруженной-атмосферы-русской-усадьбы и "их нравов" у Стриндберга или Ибсена. Ну хорошо - Теннеси Уильямса, хотя последний - это много позже.

Что там, у них? Интрига в контексте социального движения, нет, не широких масс трудящихся, но движухи в семье по поводу. По поводу конкретных материальных проблем, ну или благ. Почти всё у скандинавов об этом или вокруг этого. "Трамвай" Уильямса...елы-палы, да там сама жизнь не просто стучится в дверь - она,жизнь, давно уже внутри! И в страшном сне не придет мысль: а че они ничерта не делают??? Чё они "делом не занимаются"???

Что у нас? У нас иначе, не хуже, не лучше. Иначе. На самом деле эта инаковость - грань бесценного разнообразия мира! Лютик, посмотри, какая интересная штука: искусство ради искусства, кажется, эта концепция конца 19-начала 20 веков? А потом, в 60-х, если помнишь "Жить, чтобы жить" Лелюша и его же "Мужчина и женщина", - первое, приходящее на ум, вспоминая погруженность жизни саму в себя. Как в русской дворянской усадьбе Ислаевых в 184...года! Но есть разница.

"Чистое искусство" и "частная жизнь", - два этих вида как бы рафинированных явлений - конечно, чистая иллюзия, прости, чистоты феномена. Русское дворянство, о, конечно, оно разное! Достаточно почитать Бунина, чтобы увидеть несколько иные дворянские усадьбы, чем в тургеневских описаниях. Но в целом, чеховское "делом заниматься нужно, делом" - это ведь как бы и приговор "незамутненной" житейскими заботами о куске хлеба жизни уходящего, разлагающегося (помнишь, как Мышкин пытается "спасти" этот "цвет нации", обращаясь к этому "цвету" на каком-то балу с ему присущей страстностью?) сословия. Погруженные сами в себя, достаточно обеспеченные люди, упасть в финансовом смысле которым не даст щедрое государство Российской Империи, - да, они
могут себе позволить утонченность отношений, переживания "чистых чувств", напоминающих мне юношеские переживания типа "я нравлюсь ей сам по себе, или потому, что езжу на "BMW"?

Все столь утонченны, что по умолчанию все всё и всех понимают: муж - жену, знакомые - Ислаевых и проч. и проч. Что ж - культурные люди, да, достойные люди, которым ничто человеческое... Но у этого есть цена. Именно о ней и говорит АП, советуя, что "делом нужно заниматься, делом!"

Может быть, у Тургенева нет "социальности? Есть, конечно, Тургенев - это Тургенев! Верочка... тут ведь и сказать=добавить нечего. Ещё.

Утонченный психологизм. Это "всёпонимание" Аркадия Петровича к происходящему с Натальей Петровной, ну, или почти "всёпонимание"... Смотри, почти через полвека, ну, через 40 лет Толстой пишет гениальную "Сонату". Этот вот тонкий психологизм, обозначенный Тургеневым в"Месяце", Толстой доведет до всё сокрушающего конца, до предела, перешедшего флажки, психологизм семейного то ли рая, то ли ада...

И подобное погружение в "чистую жизнь чувств" будет иметь через 67 лет после публикации "Месяца" свою цену: абсолютный и тотальный провал дворянских, ну, почти дворянских, интеллектуалов, составивших Временное Правительство. Помнишь, Бердяев писал о причинах его краха?не было у русской интеллигенции опыта ответственности за социально значимые дела. И навыка не было. Было желание. Как это сейчас называется - хотелки.

Так что же получается?

3. "Чеховская тоска" по Делу, которым нужно заниматься, вообще - обвинения Чехова в беспросветном пессимизме - есть художественное "свидетельство" ускоряющегося движения России к... К чему? Переменам? Давай свежим взглядом посмотрим на тургеневских героев: кому нужны перемены в том смысле, который имел в виду АП? Через 18 лет после "Месяца" Достоевский выводит на общественную сцену "новых людей", ищущих это новое направление, направление перемен. "Куда идти?", а не "Что делать?" - главное направление интеллектуальных поисков дворянских культурных людей. Беляев или Шпигельский - им нужны перемены? Собственно говоря, о переменах в пьесе ни слова...

Получается, что "Дело", о котором постоянно говорил АП - это либо деньги=бизнес, либо "общественное благо", как, например, усилия самого АП по лечению мужиков от холеры...

Через 67 лет другие русские люди ответят на чеховский призыв "заниматься делом" иным способом, ещё не виданным в истории человечества. Всем найдется это дело, да ещё какое! Да с невиданным доселе размахом. Только вот не выросло. в очередной раз, российское интеллектуальное сообщество до спокойной и трезвой оценки этого "Дела". И сейчас не дозрело до. Спокойной и достойной его оценки.

4. Самое последнее. Тургеневский гений - он плетет изумительные узоры в своем тексте, изумительные! Шахматит, как сказала бы молодежь сегодня, по полной! Сколько тончайших линий в тонких же отношениях участников! Обязательно к прочтению!

Лютик, а тебе - отдельное мерси за "Месяц"!

P.S. Ведь как хотелось ещё порассуждать о героине и её чувствах, не судьба. Наталья Петровна... "Люблю тебя, Петра творенье!"

P.P.S. А ведь хотел ещё "сравнить" "Месяц" и "Карамазовых"! Не судьба....


Огромное спасибо, Саша! Ну и коммент ты мне забабахал! Прямо-таки монументальный!!! Я одновременно и в восхищении, и в глубоком обмороке. Буду теперь потихоньку в себя приходить и перечитывать твои мудрые мысли. Ещё раз благодарю тебя, мой боевой друг и по совместительству секундант!))) Кстати, после "Месяца" у нас была дуэль и по "Скуке жизни" Чехова, тема которой потом расширяется и продолжается писателем в обсуждаемой когда-то "Скучной истории". Так что если вдруг заскучаешь, загляни сюда и сюда. Хороших выходных тебе!


"пять пудов любви"

Вот, да - 5 человек участвуют в этом процессе! Правда один из них, который муж - вроде самый обманутый, но самый отстранённый и, такое чувство, менее всех пострадавший.

Наталья Петровна – женщина смелая, умная, глубоко чувствующая, страстная, увлекающаяся, но всё же не преступившая известных границ. Неудовлетворённость своей жизнью и желание её изменить прослеживаются в её словах, мыслях и поступках.

Хочу просто поделиться. То ли актрису так подобрали, то ли сама героиня такая и есть (я не читала пьесу) - неприятна она мне была, хотя я её по-женски очень понимаю и возраст у нас с ней примерно похожий. Понимаю, почему она влюбилась, но Веру было мне жальчее. По пьесе на бумаге - есть разница с фильмом или нет? Как ты сама к ней отнеслась?

Увлечённый большим деревенским хозяйством муж Натальи Петровны, как водится, не видит, что у него под носом творится, и обо всём узнаёт последним: «Я ничего не понимаю.

Да уж... Простой, просто мужик - хозяйственник. Ясное дело, что ей не хватало его и в эмоциональной и в интеллектуальной сферах. Я бы тоже, наверное, при таком муже влюбилась в другого. Хотя в такого молодого, почти в сына, вряд ли...

Людмила, а что там по пьесе - у них не было детей?

три любовных треугольника

Хм... Интересно... Я, когда посмотрела, сказала, что тут любовный четырёхугольник)

Ну, чем не комедия? )

Что-то мне больше трагедия видится... Причём для всех)


муж - вроде самый обманутый, но самый отстранённый и, такое чувство, менее всех пострадавший.

Да, есть такой тип мужчин. Сразу вспомнился роман Мопассана "Пьер и Жан". Там такие страсти бушевали в семье, но простоватый отец умудрился вообще ничего не заметить. Если ты не читала, то рекомендую.

Понимаю, почему она влюбилась, но Веру было мне жальчее.

Ну, конечно, Вера пострадала больше других. Студент её отверг, а опекунша предала. И дала она сгоряча согласие на этот бесперспективный брак с неприятным человеком. Ей можно только посочувствовать. Наталья Петровна была Вере вместо матери и так некрасиво поступила со своей воспитанницей.

По пьесе на бумаге - есть разница с фильмом или нет?

Я помню, что разница есть и что пьеса мне понравилась больше фильма. Но так как читала и смотрела давно, то не могу сейчас сравнивать детали.

что там по пьесе - у них не было детей?

Почему же не было? Студент ведь и был приглашён на лето для занятий с их 10-летним сыном, о чём я написала в рецензии.)

Что-то мне больше трагедия видится... Причём для всех)

Но всё-таки есть приличный шанс, что все, кроме Веры, быстро забудут о случившемся и заживут по-прежнему.


Сразу вспомнился роман Мопассана "Пьер и Жан". Там такие страсти бушевали в семье, но простоватый отец умудрился вообще ничего не заметить. Если ты не читала, то рекомендую.

Забавно) Это уже вторая рекомендация этого автора за сегодня) У меня его целое собрание сочинений. Спасибо, возьму на заметку)


Я вспомнила, у них же сын! Во ведь..

Людмила, не по теме рецензии.
Я под твоими прошлыми отзывами часто вижу богатую компанию из дюже умных мужчин) Где они сейчас? Не пишут, ушли с лл?

Да, сейчас эти дюже умные мужчины практически не появляются на сайте. И у каждого есть на то свои причины. Когда-то мы достаточно тесно общались, но ничто не вечно под луной. Или под месяцем в деревне.) Всему рано или поздно приходит конец. Впрочем, я тоже значительно снизила активность, хотя ещё регулярно заглядываю сюда. Но писать рецензии на данный момент уже почему-то нет желания.)


Поняла, жаль, конечно...

но ничто не вечно под луной. Или под месяцем в деревне.) Всему рано или поздно приходит конец.

это точно..(( Жаль, что этот конец приходит не только плохому, но и хорошему(