Больше рецензий

12 июля 2020 г. 08:51

71

3 Действительно неладно...

Странная книга, и впечатление от нее странное.
С одной стороны она насквозь вторична. С другой - речь идет исключительно о сатире, и сам автор об этом прямо говорит, так чего ожидать?

Здесь у нас есть главная героиня Четверг Нонетот, которая работает литдетективом (блуждает по страницам произведений в поисках определенных преступников), но в этой книге (а я начала читать со второй, а не с первой книги цикла, не пожалела, в общем-то, поскольку содержание первой книги полностью пересказано во второй) она из Книгомирья переселяется обратно в реальный мир. Четверг хочет вернуть своего мужа Лондэна (если верить благодарностям, то это реальный человек, чье имя автор заимствовал), от которого у нее есть сын Пятница. Потом у нее появится дочь Вторник. Имена по дням недели - это странно.
А еще она ловит сбежавшего персонажа по имени Хоули Ган (Хулиган, да), который хочет стать диктатором. А еще она должна противостоять корпорации "Голиаф", которая собралась стать религией, а еще... Ну да, у нее куча проблем. Но во всем этом как-то не сочувствуешь героине. Она настолько ненастоящая, что просто даже уже не смешно. Ничем от персонажей, которых она ловит, она не отличается, рояли в кустах и боги из машины выскакивают в тексте на каждом шагу (чего стоит папочка, который гуляет по времени), а финальная встреча с самой собой - это вообще нечто из ряда вон: присутствовать при собственной смерти, которая произойдет сто с лишним лет спустя... Ну такое. Я, конечно, подозревала, что бабушка Нонетот еще выстрелит, но чтобы вот так...

С одной стороны, вполне понятно, что роман - сатира (которая не обязательно смешной должна быть) с претензией на юмор, но с другой - откровенная вторичность, использование чужих персонажей в качестве героев своей книги - это как-то ну... на уровень фанфика тянет. При этом стычки литературных персонажей, детективная линия, неожиданные повороты сюжета - это все, конечно, неплохо, но по количеству неприятностей, которые валятся на Четверг, у меня сложилось впечатление, что я читаю Донцову от фэнтези. И не уверена, что меня это порадовало. Хотя - да, мне интересно, что там было в других книгах. Но и про Донцову я могу сказать то же самое. С третьей стороны - Джаспер Ффорде - мужчина, причем явно начитанный, но начитан он в какой-то очень ограниченной области - в тех текстах, где можно накопать кучу клише, которые он и высмеивает. Особенно достается женской прозе - от Остин, Бронте и Элиот до современных любовных романов. Я, конечно, тоже не в восторге от этих текстов, но все-таки классика есть классика, а для автора, по ходу, авторитетов как таковых не существует в литературе. Еще один постмодернист?

В общем, я по итогу прочтения в неком замешательстве...

killwish