Больше рецензий

olastr

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 августа 2020 г. 10:29

2K

0 Ветер нагваля у вас в голове

– И что, маг может, например, отправиться на Луну?
– Конечно может, но он не сможет принести оттуда мешок камней.

Что хорошо с Кастанедой: совершенно все равно, с какого места его начинать читать и где остановиться. Несколько лет назад мне почему-то захотелось прочитать все серию, которую частично я читала давным-давно в разрозненном порядке. Проект этот я так и не осуществила – застряла, но это неважно, потому что какого-то единого сюжета в книгах Кастанеды нет. Каждая последующая книга является своего рода комментарием к предыдущим, частично возвращаясь к описанным событиям и поясняя их на совершенно другом уровне.

Четвертая книга «Сказки о силе», на которую я сейчас пишу рецензию, в каком-то роде переломная. Если в первых трех дон Хуан с энтузиазмом травил своего ученика разнообразными растительными психоделиками, то в «Сказках» он перестал этим заниматься, объяснив, что это было необходимо из-за того, что герой был тупой и непробиваемый. Сейчас же он по-прежнему тупой, но уже достаточно расшатал свою психику, чтобы галлюцинировать без всякой химии.

Употребление слова «галлюцинировать» здесь достаточно условно. В психиатрии галлюцинацией считается все, что не соответствует традиционному описанию мира, и зачастую любые поведенческие отклонения от норм, принятых в социуме, расцениваются как заболевания и лечатся разрешенной химией. Поэтому, если я скажу, что сейчас 2563 год и я временами ощущаю себя потоком энергии, то кому-нибудь может захотеться упрятать меня в психушку и покормить таблетками. Но сейчас действительно 2563 год, а для того, чтобы почувствовать себя столпом энергии и света, не обязательно ничего принимать, все изначально присутствует у нас внутри.

Просто некоторые любят называть писания Кастанеды бредом, тогда как этот бред ничем не лучше и не хуже любого другого, например какого-нибудь закона штата Калифорнии. В мире, где собаки не имеют право появляться в общественных местах, если они не ведут на поводке хозяина, а ковбойские сапоги можно носить только тем, у кого не меньше двух коров, почему бы не поговорить с койотом или не побегать от союзника.

Карлос Кастанеда был антропологом и он построил достаточно логичную и стройную магическую систему, которая не может считаться вымыслом только потому, что преобладающее большинство населения не имеет описываемого опыта. Я заметила, что к Кастанеде принято относиться или с восторгом или с крайним раздражением, тогда как, и то, и другое означает чрезмерную серьезность и потакание чувству собственной важности. Не забывайте про «осознанную глупость».

В «Сказках о силе» появляется концепция, в которую входят понятия тоналя и нагваля, объясняется необходимость разрушения чувства собственной важности и остановки внутреннего диалога, а также говорится о людях как о светящихся существах, которые поддались очарованию тоналя, в котором правит разум, и не осознают, что все их действия исходят из нагваля – не поддающейся описанию части мира, которую можно воспринимать только через центр воли.

Дон Хуан в этой части сильно преображается. Он перестает быть хитрым индейцем-травником и становится элегантным господином в безукоризненно сидящем костюме. Более того, он начинает говорить как доктор наук в области психологии. Верить ли в возможность такой метаморфозы? Всю свою жизнь, когда Кастанеду спрашивали о реальности этого персонажа, он утверждал, что ничего не придумал, и был такой индеец, от которого он получил магическое учение, хотя складывается впечатление, что автор сильно интеллектуализировал образ своего учителя и подарил ему собственные идеи.

Что действительно может вызывать раздражение, понятное для меня – это некий пафос, который можно было бы назвать трагическим, если бы он не снижался хорошей долей смеха. Все эти рассуждения о необратимости пути, о смерти, стоящей у каждого за спиной, о невозможности совершить ошибку звучат чересчур торжественно, если не сказать высокопарно. Видимо Кастанеда таким образом индульгирует на тему высокой миссии воина.

По большому счету, читать или не читать Кастанеду – это вопрос не выбора, а совпадения вибраций что ли. Если у вас в брюхе не задергались какие-то светящиеся усики, то бесполезно постигать его интеллектуально, просто проходите мимо. Мне почему-то нравится время от времени почитать эту тягомотину. А вообще, молодец-мужик, умудрился продать этому миру 13 (или сколько там?) книг об одном и том же и заморочить всем голову.

Рецензия написана в рамках игры Несказанные речи

Комментарии


Помню, когда-то, на рубеже тысячелетий, Кастанеда у нас был очень модным - его книгами были завалены все книжные магазины и ларьки и кто только его не читал. Я сама тогда пробовала, но ограничилась одной книгой. Странные были впечатления. :)


Ну да я тогда же пару-тройку книг прочла, какие дали - они тогда по рукам ходили. На этом все закончилось, но отпечаток остался. )))


У нас дома полное собрание было. :))


Всё очень просто - К. Кастанеду надо воспринимать как очень умного фентезиста и одновременно очень умного психолога- бизнесмена, как мастера продать весёлые умные книжки. Много это или мало? А так ли уж важно?


На самом деле, действительно, не важно, кто был Кастанеда, нравится - можно читать, не нравится - никто не заставляет. Главное, ни к чему не относиться серьезно. :)


Понравилась рецензия о "Сказках". Что-то похожее сама ощущаю. Для меня Карлос, как чемодан без ручки: и тащить не очень легко, и бросить жалко. Читаю по мере ... всего: сил, времени, желания.


Про чемодан - это правда. :) Я так и не дочитала цикл, но не исключаю возможности, что когда-нибудь это сделаю.