Больше рецензий

23 января 2021 г. 18:53

1K

2.5

Павич до поры до времени оставался моим незакрытым гештальтом. Первая попытка ознакомиться с его творчеством случилась у меня лет 10 назад, когда наобум был куплен сборник "Страшных любовных историй". Собственно он мне не зашел, но я списывала это скорее на свою юность и литературную неискушенность, чем на личную несовместимость с автором. Второй раз несколько лет назад я решила попробовать entry level "Ящик для письменных принадлежностей", но что-то опять пошло не так. Наверное неудачное время, подумала я тогда, да еще и текст в электронке, а раз Павич так дотошно экспериментирует с формой, то и читать его лучше все-таки традиционно. Теперь же изрядно прокачавшись в балканской культуре, я решила дать Павичу еще один шанс. И таки да - опять мимо. Если история Леандра еще могла удержать мое читательское внимание (все равно жаль, что автор не продолжил развивать тему с дешевыми и дорогими пророчествами или индивидуальным ощущением времени), то история Геро вывела мое раздражение на новый уровень. Видимо, мы с Павичем существуем по разные стороны ветра. И от того сильнее мое разочарование, ведь ему мастерски удается все, что я так люблю в литературе (интерпретации мифов, балканский колорит, тематику снов, противостояние любви и смерти) опошлить и захламить невнятными и не самыми художественными образами. Наверное, по той же причине меня в свое время так раздражал Гомбрович с его "Фердидуркой", в которой сплошные инфернальные попочки вокруг. У Павича же в изобилии ногти, взаимные плевки в рот и прочьи шеи, предназначенные для сабли. Возможно, я однажды решусь на прочтение "Хазарского словаря", но если и он окажется таким же плевком в рот, то на этом с самым читаемым писателем Сербии я и закончу.