Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 февраля 2021 г. 18:22

4K

4 Вот такое кино...

Всё своё детство я мечтал прочитать этот роман Джека Лондона. Мне рассказал о нем дядя - папин брат, это был увлекательнейший рассказ, дядя Лёша утверждал, что это была самая интересная книга, прочитанная им в юности, что, дескать, она покруче "Острова сокровищ". Потом я снова и снова слышал от кого-то о том, насколько этот роман увлекателен - не оторваться. А вот мне он всё никак не попадался, в школьной и сельской библиотека я его найти не мог. Помню, как я обрадовался, когда в 1976 году мои родители подписались на 13-томник Джека Лондона, издававшийся в библиотеке "Огонёк", и какое меня ждало разочарование, когда я получил последний - 13-й том, но и в нём не нашлось места этому роману.

Я тогда еще не знал, что Джек Лондон написал 50 романов, кстати, "Сердца трёх" именно 50-й. Так что, если даже учитывать, что романы Лондона потоньше, чем романы Дюма, даже в таком случае, на то, чтобы все их собрать в одно издание, надо рассчитывать на 20-25 томов, а ведь еще порядка 20 сборников рассказов, так что что-то было обречено на выморачивание, и в числе таких "жертв" оказались долгожданные мною "Сердца трёх".

Встреча с книгой случилась уже в годы перестройки, когда на книжных лотках появилось всё то, за чем раньше мы годами охотились: читай - не хочу. Я не раздумывая приобрел томик, вот, как раз тот самый, который вы можете увидеть в левом верхнем углу рецензии. Какое же это было наслаждение - встретиться с книгой, о которой так долго мечтал, и какое же меня ждало разочарование по мере того, как я продвигался по тексту. Нет, я не скажу, что книга плохая, просто её нужно читать в определенном возрасте, если бы она попалась мне в детские годы, когда я грезил ею, наверняка, я бы был в восторге, и детское впечатление осталось бы со мной на всю жизнь, как это, видимо, произошло с моим дядей Лёшей, да и со мной самим, если речь пойдет об "Острове сокровищ" Стивенсона.

Роман оказался по сути пустым, он неимоверно насыщен действием, переполнен экзотическими приключениями, кипит прямо-таки мексиканскими страстями, хотя по факту они - панамские, но вся эта приключенческая суета и мельтешение оставляют открытым вопрос: к чему всё это?

Я совершенно не ожидал чего-то подобного от Джека Лондона - писать приключенческий роман ради самих приключений - это либо полное графоманство, чего об американском классике, конечно же, сказать нельзя, либо какой-то запредельный запоздалый романтизм, что тоже ему не свойственно. Загадка, мучавшая меня, разрешилась, когда я узнал, что на самом деле этот роман задумывался как киносценарий - действие было первично. А поскольку речь идёт об эпохе немого кино, то определенная "киношная" экзальтированность, которая была тогда нормой, переносилась и на литературную основу для будущего фильма.

А кроме того, как оказалось, у Джека Лондона был соавтор - Чарльз Годдард, каждый из участников тандема автономно писал свою часть, этим и объясняется некоторая несогласованность отдельных сцен с не очень четко прописанной последовательностью.

Так что роман о двух Морганах - потомках легендарного пирата - и девушке Леонсии, оказался для меня на момент прочтения слишком примитивным и бесхитростным, но все же, учитывая обстоятельства его создания, я думаю, что получилось намного лучше, чем могло быть, и причиной тому как раз участие в проекте такого мастера как Джек Лондон.

1315

Комментарии


Мне эта книга могла бы понравиться, если бы я читал её в 12-13 лет. Ну, может быть в 14. Вот только я её прочитал в 25, и результат был вполне ожидаем.


Да. Та же история, что и у меня... )


Что ж, простим это Лондону. За "Морского волка" ему многое простить можно.


Спасибо. Я примерно так себе и представлял этот роман. Недавно прочёл "Мартина Идена". В ближайшее время Лондона читать не буду. Что не успел в детстве, буду читать на пенсии...
А всё-таки хорошо (в чём-то) что в твоём детстве не было такого книжного изобилия как сейчас. Кто бы тогда читал Всеволода Вишневского, Лагина (кроме Хоттабыча) и пр.? И кто бы нам о них рассказал?

А я люблю "северного" Джека Лондона... и очень "южного" - рассказы про Полинезийские острова, кишащие каннибалами... )


Южные я не читал. А с северными я чувствую себя некомфортно. Там все такие геройские герои, что у меня развивается комплекс неполноценности.


Не сердитесь, пожалуйста, что я влезу. Но классикой Джек Лондон стал спустя годы, а не во время своей жизни. Джек Лондон всю жизнь пытался заработать, он и на Аляске побывал, и золото на приисках искал. И все тщетно. Так что литература для него это ещё и неплохой способ заработка, а писать надо то, что покупают. Точно так же поступали и семейство Дюма (и дед, и отец, и сын), и Конан Дойл, и Агата Кристи, и Купер. Всегда лучше всего продавалась приключенческая и детективная литература, поэтому часто писатели не брезговали повторениями сюжета, приключениями ради приключений и тому подобным. Это не умаляет их талант, а всего лишь говорит о том, что писатели - люди и хотят кушать. Повторюсь, что классиками они стали считаться много позднее, когда исследовали добрались до их творчества, вывели особенности стиля и приписали их к определенному направлению. По сути, классик - это тот, в чьем произведении сочетаются все принципы того или иного направления, стиля, кто становится образцом для подражания и на кого начинают равняться молодые писатели.

Джек Лондон признавался, что брал пример со Стивенсона и Киплинга, так что сравнение с "Островом сокровищ" логично и объяснимо. Свой стиль сам Лондон называл "вдохновленным реализмом", при том, что он сознательно копировал черты произведений, присущие романтизму: исключительные обстоятельства, исключительный герой.

В конце жизни (к моменту написания романа, о котором идет речь) Лондон влез в долги, поскольку купил ранчо и не очень грамотно распорядился хозяйством, поэтому он уже испытывал отвращение к писательству, которое стало для него исключительно подёнщиной. Он обязан был писать, чтобы покупали и платили деньги, по сути "на отвалите" писал, по принципу "пипл схавает", так что последние его романы по уровню разительно отличаются от его первых произведений, которые были благосклонно встречены литературными кругами не только Америки, но и Англии и даже России.

Надо отметить, что именно из-за своей "киношности" роман "Сердца трех" оказалось так легко и интересно экранизировать, сделав приятный приключенческий фильм безо всякой поучительной канвы.


Спасибо за видит и внимание. Так ведь и я пишу о "классике" Лондоне спустя годы, а не во время его жизни... )


Примерно такие же впечатления у меня оставил "Всадник без головы" Майн Рида. Неплохо, но в 27 лет уже не впечатляет.