Больше рецензий

Melbourness

Эксперт

, попутанный бесом графомании.

1 июля 2021 г. 07:51

1K

4 Сад земных наслаждений

Новый для меня автор Юрий Буйда приятно удивил своими "Садами Виверны". Четыре новеллы, пронизанные страстями, сексом и борьбой за жизнь, и окольцованные перстнем с изображением виверны. Каждая из частей стилизована под описываемую страну и эпоху, все они написаны ярким, сочным языком и очень графичны. При чтении возникают целостные образы - вот битва в монастыре святого Витта подобная "Безумной Грете" Питера Брейгеля-старшего, здесь Манон любезничает с мужем и любовником одновременно, напоминая "Качели" Фрагонара, или картинка из помещечьей жизни как у Кустодиева "На террасе", которую потом сметет революционная метла и останется только "Петроградская Мадонна" Петрова-Водкина. Все истории связаны прошедшей через века книгой "пахабного содержания" и ничем не прикрытым эротическим подтекстом. При этом занятно видеть, как автор показывает различные формы секса от сугубо романтического любовного томления до простого "сунул-вынул и пошел, потому что приспичило" и животной страсти.

В первой новелле читатель оказывается в Италии шестнадцатого века в обществе просвещенного и не чуждого плотских наслаждений инквизитора и его помощника Томазо. У этих господ задание расследовать то ли чудо, то ли колдовство. Короче, объявился художник, способный превращать убогих дурнушек в красавиц. Это то время, когда в магию верили в буквальном смысле этого слова, и в конце истории перед нами оказывается виверна как она есть - крылатый змей, из пасти которого вырывается огонь. Стиль изложения похож на смесь "Декамерона", "Маятника Фуко" и немножечко "Имени Розы". Отличной иллюстрацией может послужить гравюра "Похоть" все того же Брейгеля-старшего. Кстати, виверна парит над свершающимся развратом в ее левом верхнем углу.

Вторая часть переносит нас во Францию времен Великой революции. Аристократов режут как курей, королю с королевой отрубили головы, но в глубинке поспокойнее. В одно из огромных поместий попадает молодой герой этой истории Антуан, потомок помощника инквизитора из первой части. Обитатели поместья не совсем обычны, а порядки странны, но кто будет на это обращать внимание сразу, когда хозяйка соблазнительна и совсем не против покувыркаться в постели. Какая разница что там сжигают в садовой печи? То, что начиналось как французский приключенчиско-фривольный роман постепенно перетечет в готический ужастик наподобии "Дракулы". Ихор короля в коньяке опять же. Здесь отношение к магии уже скорее как к надоевшей забаве - легкое и потребительское.

Картина помещечьей жизни из третьей части на просторах Российской империи вполне узнаваема. Конец девятнадцатого века, буржуазия и аристократы побогаче живут красиво, управляющие подворовывают, студенты бурлят и трубуют свобод, бомбисты взрывают "душителей народа". Но это в больших городах, в провинции поспокойнее, детям привольнее, нравы проще. Вот и потомки Антуана из второй части обосновались в России, в довольстве и достатке. Пожалуй, эта часть в книге самая спокойная, с героями происходит многое, но без особого надрыва и накала страстей. Виверна на время впала в спячку, ее следующая реинкарнация - Вивенький - еще маленькая. Хотя и тут уже прослеживается аналогия. Как в первой части настоящая виверна летала по небу и плевала огнем, так в третьей Вивенький вынет из кармана револьвер и выстрелит в мужика, убившего собаку подруги детства. И опять меняется манера повествования - теперь есть в нем что-то от русской классики.

И, наконец, апофеоз - действие четвертое, военно-революционное. Тут Вивенький скользит как истинная змея: кусая, обвивая и душа направо и налево. Где надо он спрячется, а где нужно мгновенно нападет, смертельно ужалив. Дети из третье части выросли, стали взрослыми, их пути то расходятся, то вновь пересекаются. Это поколение прогрессивно мыслящих, хорошо образованных людей, выпустивших из своих рук управление страной и обнаруживших себя даже не на обочине, а под колесами и копытами крестьян и пролетариата. И та Великая революция во Франции, которой многие вдохновлялись и восхищались, теперь покажется им детским пикником.

Мне книга понравилась. И сами истории, и складывающие их образы, и переход из жанра в жанр. Хочу отдельно еще раз отметить эволюцию языка по мере разворачивания рассказа. Кстати, новеллы можно читать и отдельно, структура вполне это позволяет. Если будет время, перечитаю обязательно.