Больше рецензий

12 июля 2021 г. 13:23

435

1 Выпьем же за ещё один день, приближающий тебя к смерти!

Я люблю ужасы и триллеры (за что меня, в свою очередь, ненавидят уже окружающие, которые вынуждены ходить со мной в кино и квеструмы), моя единственная мечта о путешествии - посетить Мексику на Dia de los Muertos и я живу возле кладбища. Хотя последнее было не моим решением, всё остальное вполне явственно указывает - обсуждение зацикленности общества на тематике смерти не могло меня не заинтересовать.

Отношение к книге развивалось по схеме от "хм, я не вполне согласен, но допустим" до "автор, что за чушь ты несёшь?!". В искусстве натягивать сову на глобус Хапаева достигла редких, уникальных высот, явно превосходящих её академический уровень. Последний раз такой уровень горячечного бреда я встречал в статьях проекта "Научи хорошему", пролистанных из некого энтомологического интереса. Но пойдём по порядку.

Большая простыня претензий.

Первые вопросы у меня начали возникать к автору после того, как она резко отказала изображениям жестокости в некотором терапевтическом эффекте. Да, это несомненно дискуссионный вопрос, но, к примеру, по компьютерным играм существуют вполне заслуживающие внимания исследования, показывающие их положительное влияние. Я не то чтобы не согласен или согласен с позицией автора, мне не нравится сама её безапелляционность. Вообще ужасно напрягает манера автора отбривать отличные от её точки зрения аргументом "это выглядит неубедительно", не подтверждённым ничем сверх того.

Потом также начали копиться и вопросы к материалу - как у человека, включённого в некоторые из рассматриваемых тем. Например, в готик-роке и хэви действительно приличное место занимает тема смерти (хотя сильно зависит от исполнителей; я, например, знаю группу, которая поёт от лица толкиеновских гномов - про горы, пещеры и драгоценные камни). Но утверждение о зацикленности на смерти рэпа звучит примерно как "обслушаются своего оксюморона и режут вены". В смысле - автор вообще слушала хоть что-то из рэпа? Ну хоть что-нибудь?..

То же с худлитом. Более-менее адекватно звучало до "вампирской" главы - но с неё читалось уже только через фейспалм. В Антоне Городецком есть что изучать на вампирскую тематику. Но называть его вампиром - это либо очень грубо упрощать, либо "слышу звон, да не знаю, где он". Иных можно считать своего рода энергетическими вампирами, да и среди Тёмных есть упыри классические... но Хапаева проводит такую уравниловку, будто все они жрут людей на завтрак. Окончательно я осознал масштаб передёргивания на описании истории инквизитора сквозь призму авторского видения - она совершенно уверена, что у Лукьяненко тот положительный персонаж.

Так получается примерно с каждым рассматриваемым каноном. Если я его знаю - я нахожу в авторском на него взгляде грубейшие подгоны под её точку зрения. (Смотревшие "Дневники вампира" - сколько там раз за всё время Стефан кусал Елену? Раз, два? А то по мнению Хапаевой, он этим занимается регулярно, питаясь своей девушкой и причмокивая. Может, она братьев... да и героинь заодно перепутала? Как бы вообще не сериалы.) Если же не знаю, то после предыдущих просто думаю - ага-ага, делим на три, и тогда, может, получим что-то приблизительно похожее на то, что в этом фильме/книге/сериале происходит на самом деле.

Учитывая всё вышеописанное, к самому большому разделу книги - о "Гарри Поттере", - я подходил с очень дурными предчувствиями. Причём не будучи фанатом, любителем, читавшим и вовсе являясь человеком, который стабильно засыпает на двадцатой минуте каждого фильма, начиная с пятого (на меня за это всегда дико обижаются). Но реальность превзошла все самые смелые предположения. При попытке рассмотреть "Поттера" Хапаеву понесло в необузданные догадки, которые она продвигает как непреложные истины. Единожды высказывая что-либо как теорию, далее она рассматривает это как факт.

"На самом деле читатель вообще не может быть уверен, действительно ли Гарри проснулся в самом начале романа или у него имело место "ложное пробуждение", а это может означать, что вся история - лишь пересказ его кошмара, в котором только одно действующее лицо - он сам..." И тут я вспомнил Диму Сыендука и его любовь к придумыванию безумных конспирологических теорий по всему подряд, в конце которых всегда оказывается, что всё это - сон героя. Только вот он это делает в стёбных роликах на ютубе, а не вроде бы серьёзных культурологических исследованиях.

Идея о том, что Гарри не вампир только потому, что книга про мальчика-вампира не нашла бы понимания у читателей, мне просто мозг взорвала своей бредовостью. А ещё Гарри не крот, потому что читатели не кроты, но на самом деле Роулинг это подразумевала. Так это работает, что ли? Отдельно любопытно, слышала ли Хапаева, так уверенно считающая Гарри после воскрешения живым мертвецом, про такие штуки, как библейские мотивы или "путешествие героя по Воглеру". Видимо, в обоих этих источниках её ждёт много открытий чудных.

Тема психических проблем Гарри была бы очень интересной, если б автор со свойственным ей пренебрежением "мелкими" и "незначительными" деталями не приводила в качестве обоснования голоса в голове, которые имели явную внешнюю природу. Ах, да, Гарри же в Матрице. При этом вообще не отрицаю, что у Гарри, судя по фильмам, проблемы с контролем гнева, приступы звёздной болезни на грани с бредом величия временами, приступы паранойи и последствия психологической травмы, и всё это - отличный материал для анализа. Только анализа нет.

Особенно интересной выглядит мысль про эпилептические припадки (попёрта у других исследователей, разумеется). Но автору этого мало. Сноски с исследованиями на эту тему психоаналитиков и психологов, из которых Хапаева с мясом выдирает отдельные утверждения, интерпретируя под свои взгляды, выглядят значительно более здраво. И это хуже всего, потому что чужие адекватные мысли автор замешивает с тем, что сама хочет найти в подтекстах, и из-за этого её можно ненароком воспринять всерьёз.

А уж попытки ловить Роулинг на её "истинных идеях" и вовсе смехотворны. Она не может рассказать, в чём связь Гарри и того-кого потому, что не может на весь мир объявить, что на самом деле Гарри - псих и/или серийный убийца! Конечно, всё так, ведь не может же быть, что Роулинг хотела сохранить интригу... или имела прописанное условие о её сохранении в контракте с издателем, как прямо и сказала. Роулинг очень стройно и внятно объясняет, чем для неё является образ Волан-де-Морта - и автор "ловит" её на сбивчивости показаний. Правда, не уточняя, в чём. Такое чувство, будто мы не слышим ещё одного важного участника обсуждения - голосов в авторской голове.

Фаталити всей книге - гордое обвинение Хапаевой, выдвинутое "Поттеру", в том, что дети "перестают различать вымысел и реальность". А в Джорджа Ривза, игравшего Супермена, пару раз пробовали стрелять, чтобы посмотреть, как от него будут отскакивать пули. Охренеть новое и удивительное явление - дети верят в сказки, давайте с этим бороться. Ну и лично мне было прямо обидно за вскользь упомянутого авторшей "Порри Гаттера", когда она начала рассказывать, что там люди - ущербные ничтожные существа. Весь смысл цикла в том, что даже не будучи магом, ты можешь достигнуть огромных высот, если найдёшь то, в чём хорош. Но для этого его надо читать дальше первых двух страниц, а это Хапаевой, очевидно, не дано. Чукча не читатель.

свернуть

Та часть, где "подбиты" результаты различных исследований и прочая статистика, выглядит местами странновато, но в общем-то увлекательно. Но стоит перейти к выводам самой автора практически по любой теме, как начинает возникать чувство, что нам впаривают какую-то хрень. Что самое плохое - это полностью обнуляет ценность первой части. Осознавая, как часто автор передёргивает, теряешь всякое доверие к собранной ей потенциально интересной информации. Ну и добавлю, что обилие ссылок на свои же работы - отличный сигнал о том, что качество исследования под большим сомнением. А Хапаева ссылается на себя регулярно.

Это плохо. Это уникально плохо, и мне искренне интересно, чем шантажировали человека, пустившего эту не имеющую никакой научной ценности чушь в печать. Автор придумывает термин, который ничего не объясняет, и обосновывает вещами, которые существуют только в её голове. Больше всего это похоже на многостраничное заламывание рук под траурное, надрывное "как страшно жить!" - с соответствующим уровнем аргументации ("ужас что такое ваши "Сумерки", мне Рабинович напел").

картинка Zato