Больше рецензий

Contrary_Mary

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 мая 2013 г. 02:39

690

4

Забавно: я как бы знала о существовании этого эссе, но на имя автора то ли внимания когда-то тогда не обратила, то ли что - в общем, не помнила я его. А тут погрузилась - снова - в обэриутов и вдруг наткнулась на него: да это ж Липавский! Мало того, что как раз в тему, так еще и может помочь в понимании: "ужас" (пусть даже и неназываемый) у того же Введенского - одна из ключевых категорий (Время, Смерть, Бог - это все явления, внушающие (метафизический) ужас). Липавский, правда, пишет больше не об экзистенциальном ужасе как таковом, а о бытовом страхе (перед мертвецами или многоножками, например), прозревая за ним, однако, более глубинный ужас перед "безличной", "стихийной", "разлитой" жизнью, угрожающей индивидууму потерей собственного "я". Мертвец, например, страшен не тем, что он мертв, но, напротив, тем, что мы воспринимаем его как живого - но живущего потусторонней, "темной", безличной жизнью: [п]оэтому же так неприятны мысли о том, что у мертвеца еще растут ногти, продолжается жизнь отдельных клеток. Многоножки, раз уж зашла о них речь, своей многосегментной формой тела бессознательно напоминают нам о стихийно делящейся первобытной клеточной массе: клетка, две клетки, три клетки, и так до бесконечности, а шевеление этих бесчисленных ножек только усиливает эффект. Все, что не имеет сознания, но при этом живет - ужасно, и чем более размыта и неопределенна граница между мертвым и живым - тем ужаснее. Есть тут, конечно, моменты, с которыми психолог мог бы поспорить, но очень много ценных и метких наблюдений; есть даже попытка модной нынче забавы - интерпретации старой сказки с "психологических" позиций. Почему Спящая Красавица погрузилась в сон именно уколовшись веретеном? Потому что у пряжи много общего с первобытно-стихийной жизнью: она так же не имеет ни начала, ни конца, не имеет центра и бесконечна, неограниченно продолжаема. Укол веретеном рушит границу между личностным и безличным, и королевство погружается в сон - в мир автоматической, не сознающей себя жизни. Может, и сомнительное объяснение, но зато - ahead of its time! А вообще, если серьезно - занятно, что как раз обэриуты, изначально позиционировавшие свое искусство как "без-эмоциональное", именно эмоциональное схватывали очень хорошо и точно. А "Исследование ужаса" с его навязчивым мотивом растворения личности в некоей аморфной массе в контексте своего времени приобретает даже что социальный подтекст, хотя вряд ли Липавский его туда вкладывал. Вообще же тема страха/ужаса и его (их) происхождения - очень занимательная (хотя и пугающая; на меня, например, хоррор-фильмы и книжки производят впечатление редко, зато псевдопсихологическая статеечка в мамском журнале о детских страхах может внушить острое желание лечь спать с включенным светом, лол), так что ежели кто вдруг чего посоветует - будем благодарны.