Больше рецензий

22 марта 2022 г. 19:00

1K

2 Спойлер

Мимо. Вообще не понимаю, чем тут все восхищаются - а уж тем более кем. Я начиталась восторженных отзывов - психологический романтизм Стендаля, хрестоматийная повесть для французской литературы, роковая страсть аристократки и карбонария, все дела... И надо же такому случиться, чтобы меня постигло огромное разочарование! Никогда такого не было, и вот опять :) Осторожно, токсичная рецензия! XD

Логично начать с главной героини - Ванины Ванини, которая оставила меня в крайнем недоумении. Нам её представляют в начале презрительной, надменной, своенравной девушкой и чуть ли не интеллектуалкой - поскольку недостаток ума у Ливио Савелии в её глазах был "большим недостатком". Но сама-то она недалеко ушла, конечно. Первые вопросики к Ванине у меня появились, когда она поначалу приняла Пьетро за девушку. Зная в общих чертах сюжет ещё со школьной скамьи, мне было любопытно, как же произойдёт первая встреча аристократки и карбонария, - но такого я точно не ожидала. И ладно бы она думала, что это девушка, только глядя издалека, со стеклянной террасы, - но она ведь не замечала подвоха на протяжении нескольких дней! Напомню, речь идёт о девятнадцатилетнем юноше, который из-за тяжёлого ранения был прикован к постели. Навещал его только князь Ванини, буквально полчаса в день с корзинкой провизии - навряд ли он там его брил!! Каким бы юным и белокурым ни был этот юноша, как же Ванина не заметила его щетины??!! А мужской голос её не смутил?)) А причёска? Уж навряд ли карбонарии носили длинные волосы.



Только одно очень удивляло княжну: она не раз замечала, что во время этого серьезного разговора незнакомка сдерживала внезапное желание засмеяться.

Я б на его месте тоже постоянно прыскала от смеха)) Обман раскрывается на третий день знакомства, Ванина обижается и примерно ещё неделю ghost'ит его по ночам через застеклённую дверь - никакой романтики тут нет, один сплошной red flag)) "Однажды, около полуночи, ему показалось, что кто-то стоит в темноте на террасе" - не знаю, как Пьетро, но я б там точно глаз не сомкнула)) Всю эту неделю игнора, княжну обуревают противоречивые чувства:



Ванина невольно вспоминала, какую дружбу она чувствовала к этому юноше, когда так простодушно считала его женщиной. И после столь задушевной близости позабыть его?

Действительно, такая прям задушевная близость была - три дня она её проведывала мельком и всех разговоров-то было только как о самочувствии "незнакомки". Но, как известно, ничто так не сближает, как общая тайна - ладно, с большой натяжкой, но допустим. Дальше же Ванина Ванини раскрывает себя во всей своей бездумной, эгоистичной красе - она хочет обладать Пьетро полностью, всеми его помыслами, идёт на всё, чтобы оставить его при себе, пытается даже купить, - и это ещё один сплошной red flag. Никогда не понимала людей, которые пытаются манипулировать своим партнёром в духе "я или работа" - каждому человеку очень важно быть при деле (какое уж оно - это каждый выбирает исходя из своих желаний и возможностей). Как это так у него глаза горят при слове "родина"?! Да это же замечательно - ибо человек истинно прекрасен именно, когда воодушевлённо рассказывает о своём деле. Но Ванине видимо никогда этого не понять - и праздный, ничем не интересующийся Ливио для неё как раз-таки идеальный вариант.

А уж то, что она совершила - якобы из любви, вообще не поддаётся никакому логическому объяснению. Такая типичная женщина из анекдота, которая сама себе проблему создала, сама потом и расхлёбывает. И весь этот пафос с клятвой - так как же она наказала предателя? Ушла в монастырь? Наложила на себя руки? Нет, она просто соизволила дать своё добро на блестящую партию - но видите ли, не по любви. Можно подумать, Пьетро она любила! Вся эта её история - сплошной фарс на тему "смотри, что я могу ради тебя сделать!" - она любит не юношу, но вот эту свою способность горы сдвинуть ради него. Впервые в жизни этой избалованной, надменной девушке пришлось хоть что-то в жизни сделать самой - и эта роль ей безумно понравилась.

Возможно я, конечно, придираюсь, глядя на всю эту историю надменным взглядом из XXI века - но, по-моему, у Ванины напрочь отсутствует логика и здравый смысл. Ну хорошо, она совершила величайшую подлость - пусть даже ослеплённая страстью, допустим. Чего она затем боится больше всего? Как бы только ненаглядный Пьетро не узнал, что это она. И что она делает на последнем свидании? "Я хочу, чтобы ты узнал, что я сделала из любви к тебе". Фейспалм. Занавес. Но всё-таки зачем? Потому что своё эго выше, ценнее, значительнее, чем этот несчастный юноша - даже на последнем свидании она отказывается его слышать, а желает только, чтобы он пал к её ногам и по достоинству оценил её "жертвы во имя любви". Во всей её истории я не вижу ни романтики, ни героизма, ни жертвенности, ни даже искренности. И главное, я всё ждала-ждала какого-то развития, какой-то арки персонажа - но нет. И даже все эти её многоходовочки со священником и слугами не исправят моего о ней мнения. Но опять, весь этот лакейский маскарад и уж тем более отговорки в духе "не за себя прошу, это подруга интересуется" - просто смех))

Ну а Пьетро? А что Пьетро? Он просто ещё очень юн и крайне зависим от внешнего влияния. Когда он влюблён в Ванину, будучи прикованным к постели в доме её отца, родина и свобода - это лишь "полезная одежда, которую я должен купить", в конце же он предстаёт таким якобы самоотверженным революционером с высокими принципами. Самый интересный же тут человек на мой взгляд - отец Ванины, князь Аздрубале Ванини, который укрывает в своём доме карбонария, а скорее всего и способствовал его бегству из тюрьмы - и ничегошеньки ему за это не было. Тёмная лошадка этот князь, жаль, что его персонаж раскрыт столь мало.

Сама не ожидала, что накатаю такой трактат - мне же не понравилось)) Даже язык Стендаля показался мне довольно безыскусным, а глубокого психологизма его прозы я и вовсе не оценила. Даже никакой цитаты в заголовок рецензии не выбрала. Как-то желание читать "Итальянские хроники" " дальше существенно поубавилось. Единственное, что спасало на протяжении этих несчастных 30 страниц - это невероятно прекрасные иллюстрации Ю. Гершковича (посмотреть можно здесь). Не люблю плеваться ядом - но душа требует выхода эмоций.

Читаем классику вместе - Литературный турнир. Тур 6

Комментарии


она любит не юношу, но вот эту свою способность горы сдвинуть ради него

напоминает утомительную любовную линию из "Пармской обители". Но там и юноша тоже хорош был своим экзальтированным представлением о романтике.


Я вообще с ужасом предвкушаю своё знакомство с его крупной прозой... видела, что и роман "Красное и черное" во многом перекликается с этой повестью... Наверное, надо дать себе немного времени :)


"Красное и чёрное" мне понравился, да и "Пармская обитель" хороша. Мне совсем не близко понимание любви героями Стендаля, но всё остальное прекрасно.


Вы вселяете в меня робкий лучик надежды :)