Больше рецензий

11 апреля 2022 г. 23:51

351

4 В поисках морали у истоков человечества

Интересная по своей задумке и аргументации книга. Однако составлена она довольно хаотично, многие мысли повторяются, некоторые главы кажутся избыточными, фиксация на картинах Босха через какое-то время начинает раздражать. Кажется, что это тот случай, когда книгу можно было сделать в несколько раз меньше без ущерба для содержания.

Основные тезисы вкратце:

спойлер
– Мораль возникла раньше религии
– Религия - масштабирование морали на большие сообщества, условный инструмент "коллективного сдерживания"
– Атеизм по мнению автора - “агрессивный сон” - непродуктивное и вредное движение
– Религия заполняет важный пропуск в человеческой психике, снимает чувства одиночества, бессмысленности и конечности происходящего, дарит надежду
– Вопрос о происхождении морали остается открытым, как параллель с известным вопросом - была ли математика открыта или изобретена
– Примат примату рознь. Шимпанзе - агрессивны, бонобо - спокойны и дружелюбны
– Людям и приматам не присуще насилие и испорченность, это приобретенные качества
– Приматы способны к альтруизму (и первого уровня - "отдать то, в чем сам не нуждаешься", и второго - "отдай то, чем дорожишь").
– Приматы иерархичны. Уважение к правилам и уважение к расстановке сил в обществе, радикальная оппозиция власти наказуема вплоть до изгнания или летального исхода. Широко практикуется забота о старших, молодые особи подражают своим более опытным сородичам
– Некоторые известные исследования были поставлены неверно и привели к искаженным выводам за счет некорректных предпосылок. Пример: в отличие от приматов слоны отказывались поднимать с земли палку, чтобы с помощью нее достать свисающий с высокого дерева фрукт -> вывод: слоны не способны строить логические цепочки. Однако хобот, с помощью которого слонам предлагалось захватить палку, служит им в качестве органа обоняния (на нем размещаются нервные окончания). Поэтому попросить слонов взять что-то хоботом - почти то же самое, что завязать человеку глаза и ожидать от него чудес координации
– Исследованиям мешает антропоцентричность, необходим взгляд с другой стороны
– Принципы честности и справедливости вероятно возникли у приматов как сдерживающие механизмы в условиях конкуренции за ограниченные ресурсы (так что условный homo economicus вполне может быть старше homo sapiens)
– Феномен репутации в человеческих обществах тесно связан с развитиям языка - это и пересказ событий от очевидцев, и уточнение подробностей, и сплетни - все, что помогает поступкам закрепляться в коллективной памяти
свернуть