Больше рецензий

19 мая 2022 г. 22:19

450

5

Что делать, если ты - девушка убийцы с татуировкой волка ("если не в курсе погуглите санитары леса"), санитара города, который "очищает" его от бездомных и попрошаек? Засыпает поваренную соль им в глаза и рот. Очевидно - сменить имя, сбежать из города, где все тебя узнают, в город, где все друг друга знают и без страшных происшествий, сбежать от воспоминаний о нём, о маме, о плевках в лицо просто за то, что ты - с ним. Сбежать в город, где на первый взгляд ничего не происходит, чтобы найти время разобраться, как же так, как жить с убийцей и не знать этого.



Прости, говоришь ты тринадцатого сентября, когда убил Анну Николаевну Нелидову, - сегодня встретиться не получится, задержусь в тренажерке.

А на второй взгляд, конечно, оказывается, что в Красном Коммунаре что-то ещё как происходит. Между Маей и Мартом не хватает только апреля, такая у них была шуточка. Своего недоапреля, Апрелева Илью, Прелю, Майя находит именно в Красном Коммунаре. Преля - придворный шут короля Джона, главного колдуна города, который знает, что сделать, чтобы желание точно сбылось, главное не загадывать чью-то смерть. Это не фентези. Это такой мир, придуманный Джоном, существующий для Прели, Вики, Стаси, существовавший для Кати. Мир, подозрительно напоминающий фильм Ивана Твердовского "Класс коррекции". Майя знает, Майя смотрела этот фильм.

Как и я. Смотрела "Класс коррекции", ходила на "Боженьку" в Гоголь-центр, слушала группу Мы, читала "Такие дела", знала про "яму" на Китай-городе. Я - идеальная целевая аудитория этой книги, я чувствую каждую отсылку, и я почти верю, что Март был, а Майя - есть. Ходит, как и я, в маске в магазин, отправляет, как и я, стикеры в телеграме, записывает подкаст (а я - слушаю). "Не говори маме" поразительно попала в наш, современный мир, каждая отсылка бьёт своей актуальностью. Постковидно-тревожно.

В Красном Коммунаре Майя устраивает гаражную распродажу для помощи незнакомой девочке с ДЦП, возит Прелю-Илью в Москву, потому что он никогда там не был, почти крадёт чужого (чужого ли? Всё же, племянник) ребёнка, читаешь и думаешь - ну почему? Ну зачем? Но на каждый вопрос через несколько страниц поступает исчерпывающий ответ, и тем интереснее читать.

И да, я проглотила её за два дня вместо обеда и работы. Потому что Саша Степанова очень хорошо умеет расставлять ружья в начале, а потом дооолго держать палец на спусковом крючке, всем видом показывая, что вот-вот оно выстрелит, вот-вот выстрелит. И оно выстреливает - без единой осечки.