Больше рецензий

Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 сентября 2013 г. 15:16

476

5

Гоголь увидел мир sub specie mortis.

Когда я читаю о таких авторах как Гоголь, Достоевский или Толстой, то каждый раз поражаюсь той бездне, которую каждый из них носил в себе, мучительной бездне поиска духовного пути. Каждый из них мнил себя мессией русской литературы, пытаясь объяснить читателям что делать?, чтобы российский поезд свернул в сторону духовной религиозности, к спасению мертвых душ. А их не все слушали и зачастую просто не понимали, видимо, потому, что путь каждого человека индивидуален и вряд ли существует одна-единственная универсальная тропа к спасению. Как же мучительно каждому из великих писателей давался личный опыт поиска истины, мучительно и в какой-то степени страшно, если подробно разбирать жизнь и творчество каждого в отдельности. Именно поэтому мне было интересно разобраться в духовных поисках Гоголя, который начал свой творческий путь с почти по-немецки романтично-готичных с примесью украинского фольклора ''Вечеров на хуторе близ Диканьки'' и закончил религиозными ''Выбранными местами из переписки с друзьями''.

В литературной критике наиболее глубокими получаются те исследования творчества/философии/убеждений/жизни автора, которые написаны теми критиками, которые бесконечно уважают и любят творчество исследуемого автора, рассказывая не с придыханием, а уважительно и с пониманием относясь с заблуждениям и заскокам автора. Такова книга ''Духовный путь Гоголя'' Константина Васильевича Мочульского. К.В.Мочульский практически не известен в российской литературной критике, скорее всего по одной причине: в 1920 году он эмигрировал - сначала жил в Болгарии, а в 1922 переехал во Францию, где в 1924–1940 читал в Сорбонне курсы по истории русской литературы и философии; преподавал в Православном богословском институте в Париже. Главной темой его научных исследований было изучение духовного развития русских писателей XIX века и глубокое убеждение Мочульского было в том, что именно Гоголь развернул русскую литературу на духовно-религиозный путь, это именно Гоголь был предтечей великих русский писателей Достоевского и Толстого, это именно Гоголь первым начал описывать самые темные человеческие бездны, от Гоголя все «ночное сознание» нашей словесности. Именно Гоголь первым из русских авторов свое творчество рассматривал как мессианское, способное ''разбудить Россию'':

После выхода в свет «Мертвых душ» Гоголь ожидал, что они потрясут Россию, разбудят ее от мертвого сна. Но никто не заговорил. Точно Россия была населена в самом деле мертвыми душами. За этот грех ответят и писатель и читатели. «Знаю, — пишет Гоголь, — что дам сильный ответ Богу за то, что не исполнил как следует своего дела; но знаю, что дадут за меня ответ и другие».


Однако духовный путь Гоголя был страшным, мучительно страшным из-за своей раздвоенности, из-за недопонимания российской царской действительности и чудовищных внутренних заблуждений о том, что помещик и царь даны Богом и нужно терпеть все их издевательства, он был не за отмену крепостного права, а за внутренний духовный рост помещиков и царя. Чудовищные заблуждения, раздвоение мечты и реальной действительности, которые разрывали его душу; у Гоголя было страстное желание любить ближнего и внутреннее отсутствие непосредственной любви к людям - он учил себя любить людей, через ''надо''; осознание в самом себе наличия ''отвратительных мерзостей'' было сродни видению в зеркале мистически-ужасной потусторонней маски с себя самого. Он боролся, писал, он болел, он умирал в этом внутреннем поиске. Сложная и практически непознаваемая личность одного из величайших писателей русской литератры в книге Мочульского рассмотрена довольно подробно, все заблуждения Н.В. не осуждаются и не оправдываются, а просто констатируются в сравнении со взглядами западников, в контексте его переписки с друзьями и знакомыми. Книга, небольшая по объему, дает наиболее полное представление о духовных исканиях Гоголя и немного о его творчестве, мне не хватило чуть больше академичности, но для тех, кто хочет разобраться в Гоголе - одна из лучших книг о нем.

Думаем, что смысл жизни Гоголя не будет никогда разгадан; он лежит в той области, на пороге которой изнемогают все человеческие домыслы.
Но какой скорбный, какой страшный путь! Какими непрерывными, многообразными и изощренными страданиями куплено его величие! Жизнь Гоголя — сплошная пытка, самая страшная часть которой, протекавшая в плане мистическом, находится вне нашего зрения. Человек, родившийся с чувством космического ужаса, видевший вполне реально вмешательство демонических сил в жизнь человека, воспринимавший мир sub specie mortis, боровшийся с дьяволом до последнего дыхания, — этот же человек «сгорал» страстной жаждой совершенства и неутолимой тоской по Богу. Душа Гоголя — сложная, темная, предельно одинокая и несчастная; душа патетическая и пророческая; душа, претерпевшая нечеловеческие испытания и пришедшая ко Христу.


Единственный минус для меня в книге это то, что Мочульский считает Пушкина ''эпизодом'' русской литературы, но, в принципе, для понимания глубины личности Гоголя и его пути это не имеет значения. Это мои личные пристрастия глубокой и нежной любви к Пушкину слегка возмущаются и недоумевают.

Комментарии


а я первая)


:)) я рада.


бедный Гоголь... я понимаю откуда эти настроения о необходимости терпеть помещиков и царя, этому действительно сложно противостоять. Гоголь слишком был тонок, чтоб другим путем пойти.


Да. Он считал, что освождение должно прийти изнутри, духовно, путем приятия Бога, а не насильственным путем - он был не сторонник деструкций внешнего мира.
Вообще очень мучительно он пришел к Христу, столько в себе преодолевать, бороться с самим собой, изменять творческие установки.


Юлия, а почему не привычный спинозовский взгляд — всех взыскующих вечную истину? Суб специе этернитатис. Иначе какой же "духовный путь", религиозные искания — с точки зрения трупа?


sub specie mortis - это из книги Мочульского перефразированное спинозовское крылатое выражение и в исследовании идет речь именно о смерти, потому что Гоголь всю свою жизнь боялся смерти. До ужаса боялся и его духовный путь ( в том числе и это ) заключался в преодолении этого ужаса перед смертью идорогой к настоящей вере в Христа, которая избавила его в какой-то степени от страха.
То есть такое перефразирование "с точки зрения смерти'' найти жизнь вечную. Не с точки зрения трупа, а именно с точки зрения смерти найти жизнь.
Это очень сильно описано у Мочульского. Физически ощущается ужас Гоголя.


О, ясно. А то у меня мысли убежали по другому направлению. У нас был препод по истории философии, который любил цитировать эту "суб специю этернитатис" и говорил, что это и есть философская точка зрения. Для религиозного человека это точка зрения Бога, для нерелигиозного — точка зрения вечности. Ей противостоит точка зрения временнОго — бренные тела, преходящие вещи, мирская суета. Я помню, мне нравилась в юности книга, исследование творчества Достоевского: "Три круга Достоевского: событийное, временнОе, вечное". Все основные произведения писателя рассматривались там трижды — соответственно, с трех точек зрения (или трех уровней познания).
Так вот в ряду всего этого "суб специе мортис" прозвучало для меня как возврат на уровень смертного тела (которое прах и тлен). И как-то это мало вязалось с духовным путем. Странно, но страх смерти Гоголя у меня просто вылетел из головы. Наверное, это вытеснение.
Панический, безумный страх перед смертью — я это видела.
Надо было внимательнее прочитать последнюю цитату. Правда, веет от нее мракобесным средневековьем: "вмешательство демонических сил в жизнь человека", "боровшийся с дьяволом до последнего дыхания". Жуть.


Вы хорошо подметили про ''мракобесное средневековье'', потому что у Гоголя было средневековое сознание. Вот это раздвоение: средневекового сознания, находящегося в России 19 века - я не знаю как с этим можно жить и не сойти с ума. Страх смерти с самого детства преследовал Гоголя. Я перечитала тут ''Старосветских помещиков'', которые считаются практически идиллией супружеской жизни. Боже мой, да там этот страх смерти просто визжит с каждой страницы, по-настоящему страшно...
Причем, Мочульский это очень хорошо понял и увидел, может быть потому, что сам был религиозный мистик.


Замечательная рецензия. Спасибо.


Вам спасибо!