Больше рецензий

29 августа 2022 г. 17:53

2K

5

Самое известное и полномасштабное исследование философа Симоны де Бовуар "Второй пол" до сих пор способно ответить на многие вопросы в области гендера, на все эти наивные/издевательские "а в чëм, собственно, проблема? вы же всего уже добились, что ещё надо". И хоть эта работа вышла в 1949-м, во многом повлияв на возникновение второй волны феминизма, многие темы, поднимаемые в ней, пока ещё не канули в Лету.

Бовуар разбила свою работу по большим блокам: в первом томе "Факты и мифы" она сначала подробно разбирает биологические различия, которые лежат в основании разделения двух полов; историю, в ходе которой женщина всë глубже погружалась в незавидную судьбу "второго пола"; мифы, что существуют о женской природе, и тут спектр очень широк – от дьявольского отродья до возвышенных созданий, ради которых мужчины готовы на любые подвиги (до тех пор, правда, пока у этого создания сохраняется этот возвышенный облик, человеческий не приветствуется). В голословности не обвинить – много цитат и умозаключений от мужчин (чаще всего представителей культуры, философов, писателей, психоаналитиков), но много прямой речи и от женщин: собрана она в основном, конечно, не через литературные произведения (в эту область мало кто была допущена), а через рассказы пациенток на приёме у психоаналитика. Можно себе представить, сколько там интересного!

Второй том посвящëн "Жизни женщины", тому пути, который она проходит: от воспитания и приобщения к сугубо "женскому" миру к половому созреванию и неприятному открытию того факта, что мир в своей полноте принадлежит именно мужчинам, и дальше по накатанной – дом, брак, семья, общественное положение, старость. Но главное, что кроме скрупулёзного разбора "как это происходит", Бовуар обращается к вопросу "почему это происходит".

В общем-то, конечно, многие причины ясны: порабощение (в разных формах, но это именно оно) целой половины человечества просто выгодно; то, что женщина куда больше зависит от собственного тела, что еë жизнь более жëстко регулируется великой целью продолжения рода, будто бы лишает её качеств "настоящего" человека. Но немаловажно и то, что она становится для мужчины Другим, зеркалом, в которое он смотрит, чтобы увидеть самого себя.

Последнее объяснение на первый взгляд может показаться немного странным, но оно просто раскрывает более глубинный уровень, обращаясь к вопросам философской антропологии: кто я в этом мире? И если по разным причинам (по каким – подробно у Бовуар) мужчина воспринимает себя как деятель, созидатель, тот, кто творит этот мир и может его преобразовать, кто несёт за него ответственность, то женщина, которую воспитывают как объект, существующий для мужчины (для его дома, уюта, продолжения его фамилии, для его радости и услады глаз, что там ещё), отторгается от самой себя, теряет субъектность. Она попадает в ловушку, она целиком зависит от мужчины, от того, как он смотрит на неё и что (не кого!) он в ней видит.

Позитивный момент, который во всём этом можно найти, что такое отношение прежде всего женщин к самим себе идёт из воспитания. А значит, это можно изменить, перестав воспроизводить установки "естественного", "природного" миропорядка, в котором вшито разделение на "человека" и ведомую им "женщину". Но, конечно, сделать это будет непросто: сторонников т.н. "традиционных ценностей" полно как среди мужчин, так и среди женщин. Один из триггеров - куда же уйдёт любовь, разнообразие, таинственная женская душа?

Да никуда не уйдёт. "Освободить женщину - значит отказаться ограничивать её лишь отношениями с мужчиной, но это не значит отрицать сами эти отношения." Каждый будет друг для друга Другим, и мир станет ещё богаче и разнообразнее. Уйдут шаблоны и рамки, которые упрощают восприятие реальности и, конечно, экономят силы, но всегда лишают возможности увидеть тех, кто в эти рамки не попадает. Без рамок и самому легче жить, ведь не нужно тратить силы на соответствие, не нужно расстраиваться, когда не выходит, не нужно контролировать, чтобы другие играли (и страдали) по тем же правилам; и не нужно тратить силы на ненависть к тем, кто живёт без них.

И даже если уйдёт прелесть и очарование, то "если эти сокровища оплачиваются кровью или несчастной судьбой, нужно суметь ими пожертвовать". Разве нет?

В общем, эти надоевшие кому-то разговоры будут актуальны до тех пор, пока не утихнут последние наставления, как выглядеть, как себя вести, как себя реализовывать, когда выходить замуж, когда рожать; пока не исчезнут мистические описания женской природы, снисходительно объясняющие поведение всех женщин скопом; пока будут слышны восхваления некой абстрактной прекрасной женщины-богини, для соответствия недостижимого образа которой положено столько сил. Поэтому и важно говорить, обсуждать, делиться опытом и анализировать его, распространять и разъяснять информацию о том, что и почему должно быть нормой, а что должно искоренить. Никто по доброй воле не отдаст свободу самоопределения, свободу быть собой. Её нужно завоёвывать. Тогда, может, и настанет тот день, когда каждая/каждый сможет "встать лицом к лицу с миром как независимая и неповторимая личность".