Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

25 сентября 2022 г. 11:54

4K

4 Дальше жить

Сегодня кому-то говорят «До свиданья»
Завтра скажут «Прощай навсегда»

"Протагонист" от Редакции Елены Шубиной один из самых ожидаемых романов осени. Еще до выхода о нем написали все (или почти все) кто есть кто-то в мире современной литературы. Критики хвалят, портал Прочтение дает отрывок, Delibri ставит в один ряд с "Именем розы" Умберто Эко, "Щеглом" Донны Тартт, "Домом, в котором" Мариам Петросян в числе книг, которые станут новой классикой. Серьезный аванс, а о чем книга?

Погибает юноша, студент престижной Академии. Выходит из окна комнаты на одиннадцатом этаже, не справившись с учебной нагрузкой. Или другая какая-то причина? Понятно, что в молодости мы все максималисты и незначащие мелочи, о которых через месяц не вспомним, разрастаются до вселенских масштабов. То есть, этот парнишка оставил записку: "В моей смерти прошу винить...", где синим по белому прописал декана и преподавательницу немецкого.

А все же, странно предполагать, что неглупый молодой человек сведет счеты с жизнью из-за одной только учебы. Никто не существует в рамках единственного интереса, всякий ввязан во множество социальных отношений: родители, друзья, возлюбленные, коллеги по совместной деятельности, будь то учеба, ролевые игры или волонтерство. Да сетевые приятели, в конце-то концов! Нас столько всего в этом мире держит, и вот так, взять и оборвать... Может там любовь была безответная? Ввязался в криминал, наделал долгов или еще каких глупостей, а признаться не смог?

"Протагонист" - попытка разобраться, взгляд на ситуацию с разных, иногда диаметрально противоположных, а порой обманчиво близких точек. Почему, между прочим, протагонист? В античной трагедии это герой-который-погибает, в современной литературе просто главный герой, хотя Анастасия Володина выстраивает книгу по канону античной трагедии, с масками, агонами, хором и коммосом. Неважно. что в сути это академический роман о современности со значительной ролью событий четвертьвековой давности, происходивших в криминальной провинции.

То есть, подожди, это все-таки о мальчике и почему он прыгнул, о внутреннем устройстве современной университетской жизни, о лихих девяностых и бандитском Тольятти? Обо всем этом, и еще о семейном насилии, о родительской гиперопеке и детской гиперответственности, о скелетах в шкафах, о любви, о ненависти, о грехах отцов, падающих на головы детей, о прощании и прощении и о том, как все исправить, когда, казалось бы, безнадежно повреждено.

Как-то Асе Володиной удалось все органично совместить в достаточно небольшом романе. Признаюсь, я ждала книги с особым чувством. Тольятти, где росла она и долго жила я, нечасто становится литературной локацией. Фактура богатая: гигантский автозавод, бандитские войны - а написать никто не сподобился. Я была
мелким предпринимателем, платила бандитам. В Казахстане, откуда переехала в 1994, эту практику к тому времени искоренили, однако переехала - приспосабливайся. Отдавала заработанное без радости. но и без особого возмущения, так здесь принято. Когда убивали очередного знакомого из их числа, грустила, и с женами бандитскими была знакома. Теперь есть и про них книга, это тоже хорошо.

Я не знаю. как сложится литературная судьба "Протагониста", и предсказывать не берусь. Может возьмет кучу наград, может пройдет незамеченным, но от себя могу сказать: если прочтете, не пожалеете.

#РЕШ, академический роман, семейные отношения, суицид, "лихие 90-е"

ТГ Book Addict