Больше рецензий

2 января 2023 г. 11:21

433

5 Голос революции из уст клоуна

Сначала герой «Скарамуша» показался мне очередной калькой с капитана Блада (Сабатини явно импонирует такому образу), но в процессе чтения нашлись и некоторые отличия. Например, в сюжете с театралами Андре-Луи Моро ведёт себя совершенно не так, как повёл бы пират. Да и в целом в нём нет той доли аристократичности, которой отмечен Блад. А вот удача явно благоволит этому персонажу.

Некоторые измышления Андре-Луи о природе человеческой сути и государственном правлении можно распечатывать и вешать на стенку. Его слова о бессмысленности и жестокости революции мне полностью импонируют – они созвучны моему внутреннему ощущению добра и зла. Революция – это всегда гражданская война, это всегда зло и кровавое месиво. И это последнее, что должны допускать люди.

И вот такой человек, который вообще не был революционером, в силу двух чувств: мести и дружбы – стал «голосом революции»! Эдакий оксюморон положен в основу всего сюжета, поэтому и называет сам себя Андре-Луи всю книгу не иначе как Скарамуш.

Больше всего мне понравилась третья часть романа – «Шпага», где действительно начинаются остросюжетные приключения, поскольку первая часть была слишком уж революционной для меня, а вторая, после недавно прочтенного «Капитана Фракаса», показалась довольно шаблонной. Ощущение, что я уже это всё читала, не покидало меня добрую половину книги.
О том, кто на самом деле родители Моро, я догадалась за несколько глав до раскрытия старой тайны. Его благородный поступок в конце вызвал во мне прилив уважения к натуре главного героя, хотя местами его ершистость сильно раздражала.

В целом ни одна из известных мне экранизаций не передает и 10-й доли того, что несет в себе книга. Поэтому, если готовы читать, то забудьте про кино. Это совсем другая история.