Больше рецензий

Sotofa

Эксперт

по имперским стаутам

30 января 2023 г. 21:14

256

Трагедии - это вам совсем не то же самое, что эпическая песнь. Объём, построение сюжета, диалоги, отсутствие обильных витийствований - всё это сразу создаёт совершенно иную атмосферу и невольно начинаешь представлять себе ка бы это могло выглядеть на сцене. Ещё занятно, что со времён Гомера прошло несколько веков, но он всё ещё остаётся главным по части литературы. Да что уж там, он до сих пор переосмысливается и вдохновляет писателей.

Орестея фокусируется на семье Агамемнона, в частности описывая возвращение Агамемнона домой, его убийство Клитемнестрой и затем месть Ореста за смерть отца. Кровавые подробности я оставлю Эсхилу, но их там хватает и фантазии есть где разгуляться. Для меня самым интересным оказалось то, что человек стал более самостоятельным. В "Илиаде" если бог сказал что-то сделать - то без вариантов, пошёл и сделал. У Ореста же всё равно есть свобода воли и даже несмотря на то, что Аполлон сказал ему мстить за отца, он всё равно сомневался и раздумывал. И в последней трагедии случился очень свежий и неожиданный для меня мотив образования суда присяжных в Афинах и в целом прогресса морали и обновления этических норм.

В общем, оказался неожиданно интересный опыт. В умных книжках пишут, что до Эсхила в трагедиях был хор и один актёр, а Эсхил раздвинул границы разумного рамки дозволенного и ввёл сначала двух актёров, а потом и вовсе трёх и драматически уменьшил важность хора. Да, Орестея далека от современных пьес, но для своего времени она супер-новаторская и даже сейчас читается неплохо.