Больше рецензий

Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 января 2014 г. 19:19

2K

5

В небе моего Вифлеема
никаких не горело знаков,
никто не мешал
могилами
спать кудроголовым волхвам.
Был абсолютно как все
- до тошноты одинаков –
день
моего сошествия к вам.

Владимир Маяковский

Вот он перед вами: большой и красивый революционер-романтик, достающий из широких штанин дубликатом бесценного груза паспорт советского гражданина, мечтающий выгрызть бюрократизм, играющий ноктюрн на флейте водосточных труб.
Ведь если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно, правда? Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда, правда?
Его звезда.
Вот он приехал из Багдати в Москву – юный, решительный, полный надежд, с большими руками и желанием учиться живописи; вот он гуляет по дореволюционной Москве с Бурлюком; вот он попадает 16-летним в тюрьму; вот его желтая кофта; вот он знакомится с Бриками. Вот он перед вами! Он мечтал сотворить революцию, этот большой и красивый романтик с нежным и трепетным сердцем все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Вот он такой – Маяковский Владимир. И на страницах воспоминаний Шкловского оживает человек, горячий человек, романтик с нежным сердцем, у которого не было денег на бутерброды и оттого были плохие зубы; мужчина, полюбивший однажды femme fatale – Лилю Брик. Однажды и навсегда, как наваждение, как вирус, от которого не избавиться, даже переболев. Вот он перед вами!

Люди – лодки.
Хотя и на суше
Проживешь
свое
пока,
много всяких
грязных ракушек
налипает
нам
на бока.

Люди-лодки разбивались о жизнь, разбивались о берега неизвестности, буржуазности и бюрократизма, а на кого-то налипали грязные ракушки реального мира. А Маяковский делал революцию, свою собственную революцию – в поэзии, в ритме стиха, изменив его классическое звучание, подбирая ритмы не по звуку, а по смыслу, ломая внутренности самих слов, придумывая свои собственные образы, ему нужно было изменить звучание и смысл стихотворения, впустив в пространство уходящего 19 века, воздух нового времени, подчиняя искусство жизни, а жизнь искусству, соединяя себя и других людей посредством поэзии. Любил и ценил поэзию Пастернака, который сотворил революцию в синтаксисе стиха. Но самому Маяковскому нужно было ГОВОРИТЬ - Классический стих Маяковского не повествователен. Это – ораторская речь. Ему нужно было достучаться до каждого человека своими стихами. И он в революцию 17-го вошел смело и с надеждами, отсюда и знаменитые Окна РОСТА. Это не было чем-то тяжелым и насильственным для Маяковского, нет, это было продолжение его личной революции, это продолжение и творчества. Он пробовал свои силы во всем: в живописи, в кинематографе (ценил Дзигу Вертова), был и актером, и сценаристом; был редактором журнала ''ЛЕФ''. Ему нужно было творить, чтобы дышать.
Но это все факты из жизни поэта Маяковского Владимира, а на страницах этого небольшого издания оживает человек, который хотел быть понят современниками и потомками:

Я хочу быть понят моей страной,
а не буду понят —
что ж,
над родной страной
пройду стороной,
как проходит
косой дождь.

У него было много планов, идей, он любил, cтрадал а, впрочем, наступил апрель:

Я с сердцем ни разу до мая не дожили,
а в прожитой жизни
лишь сотый апрель есть

Мы можем строить предположения: почему? Но апрель 30-го года уже не вернешь. Да и нужно ли строить предположения? Шкловский в этом издании не стал, а просто рассказал о ЧЕЛОВЕКЕ - Маяковском Владимире и о его творчестве, о его личных революциях в творчестве, о его любви. Просто о нем. Когда он был еще жив и рядом. Творил и менял внутреннюю ритмику русского стихосложения. Вот он перед вами - Маяковский Владимир.
Только не наступите на бабочку поэтиного сердца. Не надо.

Комментарии


красиво рассказала!


А как Шкловский пишет о Маяковском! Там такие подбирает слова, я вообще в восторге. И так много праллелей с Пушкиным проводит.


Всё никак не выберу время и своё подходящее состояние для того, чтобы к Шкловскому приступить. Хотя уже и от Конецкого авторитетная рекомендация в голове сидит... М.б. в этом году всё-таки получится... Надеюсь :-)


Шкловский хорош! Он, конечно, так заворачивает словеса, такие подбирает эпитеты и метафоры, что иногда приходится перечитывать несколько раз предложение пока в голове создаться образ :) И он, конечно же, очень субъективен, порой до упрямства, но интересен все равно. И эпоху ту он великолепно отражает.
Пусть в этом году Шкловский уже случится :)))


Да, уже просто пора :-) Спасибо, то продвигаете это имя :-)


Как же я люблю Маяковского! И люблю тех, кто хорошо пишет о Маяковском, чтоб еще больше людей приобщилось и полюбило Маяковского! И люблю тех, кто пишет хорошие рецензии на книги тех, кто хорошо пишет о Маяковском!


Мне кажется, что о Маяковском иначе нельзя :) Я давным-давно пытаюсь сказать многим, что Маяковский лирик, умница и огромный талант.


О, да!


Я в свое время был потрясен Маяковским. Изначально представлял его как иронично-циничного несгибаемой воли человека, занимающегося показухой (в том числе в стихах), но потом в стихах нашел глубочайшую душу.
Спасибо за рецензию, отмечу для себя книгу. Пожалуй я уже дошел до чтения книг о любимых писателях)


Маяковский какой угодно, только не циничный :) А ео стихи - это поиск новых форм для нового смысла, потому что акмеисты и символисты слишком увлеклись формой и звуком и совсем забыли о смысле слов, а Маяк именно пытался найти рифму смысловую. Как и Пастернак. Как и Асеев.
В.В. во всех видах искусства пытался идти вперед, найти новое и передать дух и веяния времени. Кстати, его часто сравнивали с Джеком Лондоном и сам он очень уважал этого писателя. )


какой угодно, только не циничный


Ну так это ж давно было))
Чего искал Маяковский - это вопрос литературоведческий, а я в этом не силен. Знаю только, что его стихи "свежи" и сейчас. Видимо он, пытаясь идти вперед и передать своё время, остался в веках)
Ну а Джек Лондон - суперзвезда своего времени, неудивительно, что сравнение имело место.


Согласна! Именно ''свежи'' и сейчас. Потому что в какой бы форме стихи не были, они у него всегда о человеке, а человек всегда звучит современно :) Потому что в стихах есть душа, а не только размер, ритм или рифмовка. Недаром и ''Сплин'', и Николай Носков исполняют песни на его стихи. А ''Ночь'' на музыку Тухманова и в исполнении Носкова это вообще офигительная вещь.


как раз где-то год назад наверное.
три часа ночи.
мы решаем с соседкой (тоже учится на филолога) почитать Маяковского вслух. Сидели, читали, делились, что нравится... это воспоминание со мной навсегда останется, наверное, одно из сильных "универских"

В какой ночи
бредовой,
недужной
какими Голиафами я зачат -
такой большой
и такой ненужный?


Да, это одно из сильных эмоционально стихотворений и одно из самых любимых:
И слова
и любовь моя -
триумфальная арка:
пышно,
бесследно пройдут сквозь нее
любовницы всех столетий.


С душой написали, приятно читать, спасибо. У Маяковского есть еще автобиографическое эссе, тоже приоткрывает его личность и мотивы творчества.
А я не от всего у него в восторге. Дурную шутку со мной сыграло его полное собрание сочинений из родительской библиотеки и что бы найти что то свое не редко ужасалась его идеями. Уж больно категоричен... Но то что "за жизнь" сильно написано.


Спасибо.
Да, категоричен. Но он весь в этой категоричности - без полумер. Именно этим он мне очень нравится. Даже самые его дикие идеи я воспринимаю как часть его безмерной личности. Вполне возможно, что это его заблуждения, но я воспринимаю их как продолжение революции, его внутренней революции. Маяковский не человек - пламя.
Любимое конечно подобное флейте водосточных труб, но иногда люблю в удовольствие и поскандировать в одного его агитки из Окон РОСТА. Прям вот в кайф бывает. )


Ну, кто-бы мог подумать!
Вы просто открыли нам всем глаза!