Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

9 апреля 2023 г. 12:16

2K

4.5 Весь мир театр

Вот удивительная глупость, и мир в это верит. Будто бы в несчастьях, что мы сами причиняем себе своей распущенностью виноваты расположение звезд, солнца и луны. Словно мы злодеи по необходимости.
Шекспир "Король Лир"

Любите ли вы Шекспира? Если ваше знакомство с творчеством Барда на среднестатистическом уровне русскоязычного (читай - не имевшего пьес в школьной программе) не-читателя: Гамлет держит черепушку, Ромео и Джульетта умирают, Отелло душит Дездемону, Макбет со своей бабой грохнули короля - то вам сильно не сюда. Хотя если так, с чего бы вам вообще брать эту книгу? Вы читатель и взяли ее потому что: 1, Галина Юзефович хвалила; 2. говорят, что похоже на "Тайную историю", которую продвинутым книжным девочкам и мальчикам положено обожать, хотя я из всех книг Донны Тартт люблю меньше всего, но я и не девочка уже давно; 3. лонг Ясной поляны и одна из первых книг нового издательства "Дом историй", где теперь Настя Завозова - а вот это как раз те причины, которые привлекли меня

Итак, вы читатель, следите за модными новинками и имеете представление не только о сюжетах шекспировских пьес, но и о ключевых сценах: на балконе в "Ромео и Джульетте", ведьмы в "Макбете"., однако пьес не читали и постановок не смотрели, тогда вам все еще не сюда. Вас будет раздражать обилие незнакомого контекста, на котором в романе строится примерно все. Потому что из четырех составляющих книги: детективная интрига, элитарное закрытое сообщество (салют, "Тайная история"), ненадежный рассказчик и что ж там на самом деле было?, много-много прямых и косвенных цитат - вы возьмете три первых, и разозлитесь на загадочную М.Л.Рио, о которой гудридс говорит, что она писательница. а еще актриса, и автор магистерской диссертации по Шекспиру, но прежде всего запойный читатель. И наговорите о книге гадостей, вроде "Тартт на минималках", хотя проблема не в ней.

Но если вы знакомы с шекспировским творчеством, "Словно мы злодеи" станет для вас невероятной роскоши подарком. Каждая сцена, пронизанная ассоциациями, развернется веером множества значений, с возможностью проживать одновременно происходящее с героями и с теми их прототипами, чьи роли в данный момент играют, чьи образы накладываются на этих двадцатилеток всей мощью четырехсотлетних архетипов, со всей накопленной за это время семантикой. И вот, после того, как я столько усилий приложила, чтобы отговорить вас читать, а вы все еще здесь, давайте разбираться, о чем книга.

Их семеро, четверокурсников актерского факультета Деллакера, отсев был чудовищным к выпускному четвертому курсу на актерском осталась семерка. За колледжем укрепилась слава фабрики звезд, отсюда выходят танцоры, музыканты, вокалисты, за выпускниками охотятся менеджеры прославленных коллективов, а на дипломные спектакли приезжают представители виднейших театров. Актеры - элита. Самые заметные, самые яркие, все время на перекрестье взглядов. Ричард - красавец, здоровяк, невероятно талантлив и очень силен физически, все главные роли достаются ему. Мередит - его девушка, материализованный соблазн, из очень богатой семьи, амплуа femme fatal, героиня. Рен двоюродная сестра Ричарда, хотя совсем на него не похожа, милая и обаятельная, амплуа инженю. Филиппа - ум, честь и совесть этой компании, амплуа - субретка, травести, хотя в шекспировском театре ей часто приходится играть юношей.

Джеймс, не менее талантлив, чем Ричард, но в тени его харизмы обречен играть вторые положительные роли. Александр - мощное отрицательное обаяние, скарамуш и трикстер. Оливер, герой-рассказчик, вечный второй, в отличие от Джеймса, не претендует на главные роли и четко осознает свой потолок, но при этом замечательный чуткий партнер - театр ведь прежде всего взаимодействие. Первый курс, введение в профессию, второй, этюды и маленькие роли в постановках старшекурсников, третий, комедии - все это позади. Четвертый курс - время шекспировских трагедий. Конец первого семестра ознаменует "Юлий Цезарь", финал - ""Король Лир", которого в "Деллакере" обычно не ставят в силу невозможности для столь юных людей воплотить настолько явно возрастной образ. На сей раз в спектакле примут участи педагоги. Замечательно интересно и со знанием дела прописано сценическое мастерство: особенности движений при поединках, создающие у зрителя впечатление боя, но красивого, в отличие от реальных драк, и главное - максимально избегающего травматизма партнера. Этот момент стоит запомнить, потому что он ключевой.

В Деллакере есть одна необычная фишка - ко всем значимым праздникам студенты получают запечатанные воском (!) конверты с указанием роли и сцен, которые нужно будет подготовить из определенной пьесы без обсуждения с партнерами. То есть, буквально имерсивный театр, метод погружения. Определенные, как правило . самые яркие сцены из пьес будут разыгрываться ими с чистого листа, без предварительных репетиций, даже без знания, какие роли достанутся партнерам, и в естественных декорациях. На Хэллоуин назначен "Макбет", самая мистическая из шекспировских драм и пьеса с самой дурной репутацией, окруженная в театральном мире множеством легенд о роковых поворотах в судьбах тех, кто ставил ее и в ней играл. Оливеру достается Банко, Джеймс внезапно Макбет, девочки ведьмы. Ставятся избранные сцены, все пять сотен студентов и профессоров колледжа собираются посмотреть, как на берегу ручья разыграются сцена с ведьмами, а потом явление окровавленного призрака Банко. Предельная степень реалистичности, действие на берегу реки, зрители и актеры в восторге, Ричард, в кои веки оставленный без главной роли, взбешен. На пьянке после представления он ведет себя агрессивно.

С этого начнется череда жестких абьюзерских действий, которым он станет подвергать друзей, как бы ненамеренно причиняя им на репетициях жестокую физическую боль, а готовят они в качестве первого дипломного спектакля "Юлия Цезаря", не забыли? Сюжет которого убийство заговорщиками тирана, поправшего идеалы демократии. И вот, среди прежде монолитных друзей, зреет заговор, по типу: "миром и батьку легче бить", давайте навалимся все вместе. да поучим его. Но того, чем обернется банкет после генерального прогона не ждал никто. Собственно, на этом заканчивается завязка и начинается непосредственно история, которой я не буду пересказывать, потому что вы здесь не за тем, чтобы узнать краткое содержание, а для того. чтобы решить для себя, стоит или не стоит читать этот роман.

Скажу совершенно искренне - стоит. Но бэкграунд не то, чтобы приветствуется - он здесь обязательное условие. Аудиокнигой в исполнении Григория Переля это просто роскошно.

#современная проза, американская литература, театр, закрытое сообщество, академический роман, загадка, детектив, триллер, жертвоприношение, аудиокнига Григорий Перель, Букмейт, издательство Мир Историй

Book Addict Читаем с Майей

Комментарии


Так благодарна вашей рецензии за то, что она, как мне кажется, в гораздо большей степени отражает восхищение этим романом, по сравнению с другими (пусть и положительно настроенными рецензентами).
Просто спасибо за эмоциональную открытость.*))


Может быть дело в том, что мне повезло прочесть/послушать роман в новом переводе? Он необычайно хорош, а в сравнении с предыдущим еще и более точен (так все мои знакомые говорят).
И спасибо.


Я не читала роман в старом переводе и слава богу.*) По откликам - крайне неудачный вариант адаптации книги. Потому что написана она вся полутонами, полунамеками, легкими штрихами про тяжелое. И большое спасибо Екатерине Ракитиной, за то, что вернула книгу к жизни. Она чудесна.*))


И говорят, что у нее роскошные шекспировские лекции. Я пока не слушала, но собираюсь.


Вот это новость! Постараюсь их найти.*)) Шекспир - он же сейчас, наравне с библейскими сюжетами очень актуален. Спасибо*)))