Больше рецензий
9 апреля 2023 г. 12:16
2K
4.5 Весь мир театр
РецензияВот удивительная глупость, и мир в это верит. Будто бы в несчастьях, что мы сами причиняем себе своей распущенностью виноваты расположение звезд, солнца и луны. Словно мы злодеи по необходимости.
Шекспир "Король Лир"
Любите ли вы Шекспира? Если ваше знакомство с творчеством Барда на среднестатистическом уровне русскоязычного (читай - не имевшего пьес в школьной программе) не-читателя: Гамлет держит черепушку, Ромео и Джульетта умирают, Отелло душит Дездемону, Макбет со своей бабой грохнули короля - то вам сильно не сюда. Хотя если так, с чего бы вам вообще брать эту книгу? Вы читатель и взяли ее потому что: 1, Галина Юзефович хвалила; 2. говорят, что похоже на "Тайную историю", которую продвинутым книжным девочкам и мальчикам положено обожать, хотя я из всех книг Донны Тартт люблю меньше всего, но я и не девочка уже давно; 3. лонг Ясной поляны и одна из первых книг нового издательства "Дом историй", где теперь Настя Завозова - а вот это как раз те причины, которые привлекли меня
Итак, вы читатель, следите за модными новинками и имеете представление не только о сюжетах шекспировских пьес, но и о ключевых сценах: на балконе в "Ромео и Джульетте", ведьмы в "Макбете"., однако пьес не читали и постановок не смотрели, тогда вам все еще не сюда. Вас будет раздражать обилие незнакомого контекста, на котором в романе строится примерно все. Потому что из четырех составляющих книги: детективная интрига, элитарное закрытое сообщество (салют, "Тайная история"), ненадежный рассказчик и что ж там на самом деле было?, много-много прямых и косвенных цитат - вы возьмете три первых, и разозлитесь на загадочную М.Л.Рио, о которой гудридс говорит, что она писательница. а еще актриса, и автор магистерской диссертации по Шекспиру, но прежде всего запойный читатель. И наговорите о книге гадостей, вроде "Тартт на минималках", хотя проблема не в ней.
Но если вы знакомы с шекспировским творчеством, "Словно мы злодеи" станет для вас невероятной роскоши подарком. Каждая сцена, пронизанная ассоциациями, развернется веером множества значений, с возможностью проживать одновременно происходящее с героями и с теми их прототипами, чьи роли в данный момент играют, чьи образы накладываются на этих двадцатилеток всей мощью четырехсотлетних архетипов, со всей накопленной за это время семантикой. И вот, после того, как я столько усилий приложила, чтобы отговорить вас читать, а вы все еще здесь, давайте разбираться, о чем книга.
Их семеро, четверокурсников актерского факультета Деллакера, отсев был чудовищным к выпускному четвертому курсу на актерском осталась семерка. За колледжем укрепилась слава фабрики звезд, отсюда выходят танцоры, музыканты, вокалисты, за выпускниками охотятся менеджеры прославленных коллективов, а на дипломные спектакли приезжают представители виднейших театров. Актеры - элита. Самые заметные, самые яркие, все время на перекрестье взглядов. Ричард - красавец, здоровяк, невероятно талантлив и очень силен физически, все главные роли достаются ему. Мередит - его девушка, материализованный соблазн, из очень богатой семьи, амплуа femme fatal, героиня. Рен двоюродная сестра Ричарда, хотя совсем на него не похожа, милая и обаятельная, амплуа инженю. Филиппа - ум, честь и совесть этой компании, амплуа - субретка, травести, хотя в шекспировском театре ей часто приходится играть юношей.
Джеймс, не менее талантлив, чем Ричард, но в тени его харизмы обречен играть вторые положительные роли. Александр - мощное отрицательное обаяние, скарамуш и трикстер. Оливер, герой-рассказчик, вечный второй, в отличие от Джеймса, не претендует на главные роли и четко осознает свой потолок, но при этом замечательный чуткий партнер - театр ведь прежде всего взаимодействие. Первый курс, введение в профессию, второй, этюды и маленькие роли в постановках старшекурсников, третий, комедии - все это позади. Четвертый курс - время шекспировских трагедий. Конец первого семестра ознаменует "Юлий Цезарь", финал - ""Король Лир", которого в "Деллакере" обычно не ставят в силу невозможности для столь юных людей воплотить настолько явно возрастной образ. На сей раз в спектакле примут участи педагоги. Замечательно интересно и со знанием дела прописано сценическое мастерство: особенности движений при поединках, создающие у зрителя впечатление боя, но красивого, в отличие от реальных драк, и главное - максимально избегающего травматизма партнера. Этот момент стоит запомнить, потому что он ключевой.
В Деллакере есть одна необычная фишка - ко всем значимым праздникам студенты получают запечатанные воском (!) конверты с указанием роли и сцен, которые нужно будет подготовить из определенной пьесы без обсуждения с партнерами. То есть, буквально имерсивный театр, метод погружения. Определенные, как правило . самые яркие сцены из пьес будут разыгрываться ими с чистого листа, без предварительных репетиций, даже без знания, какие роли достанутся партнерам, и в естественных декорациях. На Хэллоуин назначен "Макбет", самая мистическая из шекспировских драм и пьеса с самой дурной репутацией, окруженная в театральном мире множеством легенд о роковых поворотах в судьбах тех, кто ставил ее и в ней играл. Оливеру достается Банко, Джеймс внезапно Макбет, девочки ведьмы. Ставятся избранные сцены, все пять сотен студентов и профессоров колледжа собираются посмотреть, как на берегу ручья разыграются сцена с ведьмами, а потом явление окровавленного призрака Банко. Предельная степень реалистичности, действие на берегу реки, зрители и актеры в восторге, Ричард, в кои веки оставленный без главной роли, взбешен. На пьянке после представления он ведет себя агрессивно.
С этого начнется череда жестких абьюзерских действий, которым он станет подвергать друзей, как бы ненамеренно причиняя им на репетициях жестокую физическую боль, а готовят они в качестве первого дипломного спектакля "Юлия Цезаря", не забыли? Сюжет которого убийство заговорщиками тирана, поправшего идеалы демократии. И вот, среди прежде монолитных друзей, зреет заговор, по типу: "миром и батьку легче бить", давайте навалимся все вместе. да поучим его. Но того, чем обернется банкет после генерального прогона не ждал никто. Собственно, на этом заканчивается завязка и начинается непосредственно история, которой я не буду пересказывать, потому что вы здесь не за тем, чтобы узнать краткое содержание, а для того. чтобы решить для себя, стоит или не стоит читать этот роман.
Скажу совершенно искренне - стоит. Но бэкграунд не то, чтобы приветствуется - он здесь обязательное условие. Аудиокнигой в исполнении Григория Переля это просто роскошно.
#современная проза, американская литература, театр, закрытое сообщество, академический роман, загадка, детектив, триллер, жертвоприношение, аудиокнига Григорий Перель, Букмейт, издательство Мир Историй
Комментарии
Так благодарна вашей рецензии за то, что она, как мне кажется, в гораздо большей степени отражает восхищение этим романом, по сравнению с другими (пусть и положительно настроенными рецензентами).
Просто спасибо за эмоциональную открытость.*))
Может быть дело в том, что мне повезло прочесть/послушать роман в новом переводе? Он необычайно хорош, а в сравнении с предыдущим еще и более точен (так все мои знакомые говорят).
И спасибо.
Я не читала роман в старом переводе и слава богу.*) По откликам - крайне неудачный вариант адаптации книги. Потому что написана она вся полутонами, полунамеками, легкими штрихами про тяжелое. И большое спасибо Екатерине Ракитиной, за то, что вернула книгу к жизни. Она чудесна.*))
И говорят, что у нее роскошные шекспировские лекции. Я пока не слушала, но собираюсь.
Вот это новость! Постараюсь их найти.*)) Шекспир - он же сейчас, наравне с библейскими сюжетами очень актуален. Спасибо*)))