Больше рецензий

14 апреля 2023 г. 12:25

196

5 После прочтение, называть животных глупыми, это скорее расписывать в своей собственной глупости.

Отличная книга, чтобы начать мыслить по отношению к самим себе и животным иначе. После прочтение, называть животных глупыми, это скорее расписывать в своей собственной глупости.
Как считал Чарльз Дарвин еще в 19 веке "Различие в умственных способностях человека и высших животных заключается в количестве, а не качестве"
Сходу эту мысль сложно принять, ученым понадобилось на это более 100 лет)), но к концу книги она становится очень ясной и понятной ;)
Франс де Вааль хоть и известны приматолог, но в книге полно примеров и с другими животными, начиная от медуз и китов, заканчивая воронами и летучими мышами, видящие и ощущающие окружающий мир совершенно нам непостижим образом. Важнейшее понятие для понимания животных, это наличие у них своего собственного уникального умвельта (новое и очень весомое понятие почерпнутое мной из книги)

Во многом книга даже не про животных окружающих человека, а о людях, заплутавших в лабиринте своих фантазий о собственной исключительности) Приведу на этот счет пару крутых отрывков из книги:

"Оставив позади темные века, когда животные считались всего лишь механизмами, действующими по принципу «стимул – ответ», мы получили возможность тщательно исследовать их умственную жизнь. Это большой шаг вперед. Однако теперь, когда познавательные способности животных вызывают всеобщий интерес, мы все еще встречаемся с убеждениями, что ум других видов – лишь малая доля того, на что способен человек. Удивительно, что подобные убеждения могут быть глубокими и искренними. К концу долгой научной карьеры многие ученые не могут удержаться, чтобы не пролить свет на таланты человека, перечисляя те качества, которыми мы обладаем, а животные – нет. С точки зрения обычного человека, этот перечень – успокоительное чтение, но для специалиста, как я, имеющего представление обо всем разнообразии познавательных способностей на нашей планете, это пустая трата времени. Что за странные мы существа, если единственный вопрос, который приходит нам в голову относительно нашего места в природе: «Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех умнее?»"
"в Лондонском зоопарке, в присутствии публики проводили чаепития с участием человекообразных обезьян. Обезьян, сидевших на стульях вокруг стола, научили пользоваться мисками, ложками, чашками и заварочным чайником. В действительности использование этих приспособлений не составляло труда для обезьян, умеющих применять орудия. К сожалению, с течением времени обезьяны приобретали слишком хорошие манеры, а представление становилось чересчур изысканным для британской публики, которая считает чаепитие высшим достижением цивилизации. Когда это представление начинало задевать самолюбие обывателей, следовало что-то предпринять. Обезьян переучивали, чтобы они проливали чай, разбрасывали закуску, пили из носика чайника и совали чашки в миски, как только отворачивался смотритель. Публике это нравилось. Обезьяны вели себя дико и непристойно, полностью оправдывая ожидания."
"Реальность – это умственная конструкция. Вот что делает слона, летучую мышь, дельфина и крота-звездоноса такими интересными. У них имеются органы чувств, которые у нас слабо развиты или отсутствуют, что не позволяет нам представить, как они взаимодействуют с окружающей средой. Эти органы чувств формируют собственные реальности. Мы можем не придавать им значения просто потому, что они чужды для нас, но они, несомненно, чрезвычайно важны для этих животных. Даже когда животные перерабатывают знакомую нам информацию, они делают это совершенно иным способом, как, например, слоны, научившиеся различать человеческие языки. Эта способность впервые была продемонстрирована у африканских слонов."