Больше рецензий

ListiFideliti

Эксперт

В кошачьих искусствах (^• ω •^)

18 апреля 2023 г. 22:14

609

4.5 Спойлер Трусость — чутье, помноженное на здравый смысл

Текст отзыва — чистое «имхо» и игровой отчёт. Спойлеры.
Уж если чьё имя из современных писателей мне и нравится, то как раз имя госпожи Михалковой. История знакомства с писательницей была странноватая, но на сегодняшний день охотно добавляю в список её романы. Пусть они не всегда удачны, порой излишне трагичны или фантастичны, но, как правило, в них можно найти немного юмора, парочку харизматичных персонажей и несколько гиперболизированные трагические судьбы людей, которые могли бы произойти в действительности. Думаю, именно из-за этой близости к реальности мне нравится иногда погружаться в новое болото Михалковой.

В техническом плане особых претензий не имею. Роман написан нормальным русским языком, без особых литературно-языковых изысков, с редким применением разговорной речи с целью разделения слоёв населения. Повествование ведётся в трёх линиях: Татьяны (от первого лица), Макара и Сергея (от третьего лица). Описания местности и персонажей достаточно подробны, диалоги вполне реалистичны. Хотя я не вкладываю в это понятие «реализма» факт, что свидетели спустя три года точно помнят, что случилось в день Х (это как раз неприятная условность жанра).

Далее.

У романа есть и аудо-версия в исполнении Игоря Князева [17 ч 37 мин]. В принципе, начитка нормальная, но, думаю, многие знают, что при начитывании у Князева возникают проблемы с женскими ролями. Мне это мешало на протяжении пары глав, затем погрузилась в книгу и почти не обращала на это внимание, тем более истеричность кое-где была весьма кстати.

В сюжетном плане перед читателем разворачивают очередную драму двуногих. Точнее три драмы, которые будут причудливо связаны между собой. Хотя, казалось бы, что общего между отравившейся соседкой буйного семейства, стрёмным кавалером сестры одной из девушек семейства и странным литературным романом, описывающим бредовый псевдоромантизм? Оказывается, очень много, хотя и не в таких связях, какие можно заподозрить изначально.

Наблюдать за события интересно, поскольку писательница старается комбинировать линии в таком порядке, чтобы они не успевали наскучивать. Хотя кое-что было явно добавлено ради объёма (поездки-перелёты Бабкина). Персонажи получились привычно колоритными, а отношения между ними умеренно запутанными. И, конечно, не обошлось без темы семьи — этот конёк писательница использует часто, но удачно.

Линия Макара вышла достаточно гладкой: и следователи помогают, и госпожа Фортуна порой выручает. Но этот возрастной «студентик» цепляет своим подходом к ситуациям, юмором и умеренным цинизмом. Хотя стоит помнить, что отчасти Илюшин так сверкает на контрасте с Бабкином даже в тех случаях, когда детективы работают порознь. Да и Макар вполне себе склонен к жестокости, что может оттолкнуть (например, школо-гопоте, попытавшейся до него докопаться, очень не повезло). Не могу сказать, что история о хроникере и его романе была безумно интересной. Меня скорее интересовал процесс расследования: вычисление преступлений, поиск связующего звена, допросы с соответствующим погружением в прошлое. А вот театральный мир получился несколько карикатурным. Виновник этой линии получил простое, но при этом по-своему интересное пояснение в виде разъехавшейся кукушечки и нездоровой фиксации на одном человеке.

Это действительно был мешок для школьной сменки с единорогами на голубом фоне. Если бы не Лёха с приятелем, его голова была бы разбита в этом мешке в кровавый фарш. «Даже единорога напоследок не увидел бы». Отчего-то эта мысль его насмешила.

[Попытаться разить голову, не показав единорога! Да как так можно-то, коть возмущена и негодует! :С]

Линия Сергея получилась немного суетной. Бабкин сам по себе очень приятный персонаж, пусть и немного застывший во времени. За ним интересно наблюдать благодаря сочетанию острого оценивания окружающих «старого следака» с внутренней простотой натуры персонажа. Его поиски-розыски в отношении одного из фигурантов дела, пожалуй, были наиболее фантастичными, но по-своему интересными. И мне понравилось движение в сквозной линии отношений внутри семьи Сергея и Маши (теперь мне очень интересно, чем кончится этот виток сюжета в других романах). Виновник этой линии вызывает подозрения на протяжении всей истории, но заподозрить причину, мне не удалось. Я сочла мотивом супружескую измену, а оно вон чиво... И по иронии судьбы: измена всё ж частично выступает причиной всех происшествий, только не та.

Линия Татьяны вызывает у меня только острое чувство жалости. Ведь героиня раз за разом погружается в аквариум с пираньями, по ошибке названных людьми, и терпит всё происходящее ради своего «слепого» мужа. Вообще, именно в этой линии мы наблюдаем раскрытие неадекватной семейной модели. И при этом всех по-своему жалко: терпеть всё это только из-за понятия «семья — это всё». Конечно, отношения между людьми очень многогранны, в разные годы у людей разные взгляды на социальные группы и т.д. Но, святые лапоньки, какая же это отвратительная семейка. Остаётся лишь надеяться, что финальные события будут иметь абсолютный эффект, а не «забудется-простится», потому что оправдание покушения на убийство с приной или без ней всё-таки не прощают. Но самое дикое то, что родителям вообще по-барабану, что Варвара могла угодить в смертельно опасный брак. Их бесит только сам факт, что Варвара не выйдет замуж. То есть то, что их дочь рассматривается как «дойная корова» это совершенно нормально в их понимании. Впрочем, у этой семейки в целом полно противных качеств от трусости и несдержанности до откровенного презрения к закону (вспомним кражу у покойницы).

В общем, это было занятное расследование с литературой и путешествиями по стране, а также с очередной дико драматичной семейной историей (не одной). Я осталась довольна прочитанным романом и, надеюсь, в ближайшие месяцы доберусь до следующей части цикла :)

свернуть

Итог: хорошее цикловое расследование, которое можно достаточно спокойно читать без знания других книг.

СиВ: Почтомоб-23, книга №14 (бонус Hareru [1/3])