Больше рецензий

22 июня 2023 г. 17:22

311

5

Переводные автофикшн-романы от матерей и про матерей за полминуты перечислить можно, а отечественные чуть ли не одной Анной Старобинец ограничиваются. При всем мнимом засилии автодокументальной литературы — оно именно что мнимое — разные аспекты материнства в современных текстах поднимаются не так уж часто. Но год от года всё чаще, это нужно отметить и возрадоваться!

Звездочка этого года — петербургская писательница Марина Кочан, написавшая книгу о себе как о матери и как о дочери. Сюжетно: героиня узнает, что ее отец умер не от комплекса набранных на опасной работе болезней, а от вполне конкретной — хореи Гентингтона, хорея генетическая и может быть у самой героини, а еще передаться ее сыну, который вот-вот должен родиться. Марина хочет сделать тест на эту хорею, и боится, и страшится, и размышляет, и записывает, и решается, и ждет результата, и сами прочитайте что я вам тут!

Влияние жизни и смерти отца на свою судьбу героиня Марины Кочан ставит на первое место, да и будучи в контексте (Марина продюссирует литературный проект Что я знаю о папе, ну вот, теперь вы тоже в контексте) как-то стараешься наблюдать именно за этой линией особенно пристально. Но, кажется, такую, при всей ее трагичности, фактурную часть истории своей семьи, Марина использует как легальный повод поразмышлять о повседневности, которая беспокоит ее не меньше прошлого.

Акушерское насилие, неудобство городской инфраструктуры, изоляция матерей, недостаточность поддержки и токсичность. В общем — знакомое каждой матери в России. Родив ребенка, героиня плывет по новообретённой жизни, тревожится и не может найти свое место в материнстве. Думает, какая она мать, вспоминает какая она дочь.

Найдет ли героиня ответы? Очевидно, что да. Но присоединившись к пути, вы тоже о многом себя спросите и многое проговорите. В этом и прелесть жанра) За это автофикшен я и сама люблю. Узнаешь себя — узнавая других.

Книжки от Коврижки в Telegram