Больше рецензий

5 мая 2014 г. 21:14

6K

4

Карл Густав Юнг - швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии». Это история жизни с акцентом на самых значимых вещах, особенно на хитросплетениях жизненного пути. Это история о становлении Юнга, об обретении своего места на научном поприще. Она не является автобиографической исповедью в обычном смысле – не предлагает тайны жизни, но вместо этого указывает те места, где эмоции и фантазии вместе открывают ключевые вехи жизни и фундаментальные ориентиры. Она более тонкая и сложная, чем теория, описанная в редуцированном юнгианстве.

Вклад Юнга в развитие психологии и психотерапии неоценим. Он развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (так называемых архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. Ввел термины «интраверсия» (погруженность в самого себя) и «экстраверсия» (взаимодействие с другими людьми). Центром личности Юнг считал «самость» - стремление к индивидуальности. Разработал типологию характеров в зависимости от доминирующей функции личности. Цель психотерапии, по Юнгу, — осуществление индивидуации личности. Оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию. Положил начало так популярной нынче соционике. Юнг не отрицает влияние фрейдовского сексуального и адлеровского комплекса власти, но в отличии от Фрейда не сводит всё к одному фактору.

Первоначально Юнга интересовала антропология и египтология, он выбрал для изучения естественные науки, а затем взгляд его обратился к медицине. Во время учебы он увлекся изучением спиритизма, несколько раз посещал спиритические сеансы. Буквально перед самыми выпускными экзаменами он «внезапно понял связь между психологией, или философией, и медицинской наукой». Тут же он решил специализироваться в психиатрии.

Сновидения, мифы, религиозные верования — все это средства справиться с конфликтами при помощи исполнения желаний, как выявляет психоанализ; кроме того, в них содержится намек на возможное разрешение невротической дилеммы. Юнга не удовлетворяло толкование сновидений как различных вариаций эдипова комплекса, в чём его взгляд существенно разнится с Фрейдом, что, кстати, отнюдь и не является единственным методом психоанализа, поскольку такое толкование не признавало созидательной перспективы сновидения. Сам Юнг неоднократно под влиянием своих сновидений изменял направление своей жизни так, как если бы они были вещими предзнаменованиями. В воспоминаниях Юнга мы узнаем, что мёртвые приходят к нему, звонят в колокольчик и их присутствие ощущает вся его семья. Не случайно Юнг разрабатывал технику общения с мистическим миром, изучал транс. Так же он описал индивидуальное (личное) и коллективное бессознательное. Индивидуальное бессознательное является мощной составляющей человеческой души. Устойчивый контакт между сознанием и бессознательным в индивидуальной психике необходим для её целостности. Коллективное бессознательное является общим для группы людей и не зависит от индивидуального опыта и переживаний человека. Коллективное бессознательное состоит из архетипов (человеческих превообразов) и идей. Наиболее явно и полно архетипы можно увидеть в образах героев сказок, мифов, легенд. Кроме того, каждый человек в собственном опыте может встретиться с архетипами в образах сновидений. Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психики, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки. Кстати, про архетипы интересно и дельно писала Джин Шинода Болен в книге «Богини в каждой женщине», она является последовательницей юнгианской психологии.

В одной из более поздних работ Карл Юнг предложил ряд психотерапевтических приемов, которые могут быть применены в клинических условиях. В частности, его метод «активного воображения». Пациенту предлагается нарисовать или написать красками любые образы, которые спонтанно приходят ему в голову. С развитием личности, изменением её самости, с изменением образа и мыслей меняются и рисунки. Стремление пациента как можно точнее передать тот образ, что ему является, может помочь ему проявить свои бессознательные представления. Юнг считал, что этот прием помогает пациенту не только тем, что дает ему возможность выразить свои фантазии, но и позволяет реально как-то использовать их.
Лечение юнгианскими методами идет по пути интеграции психологических составляющих личности, а не просто при проработке бессознательного как это по Фрейду. Комплексы, по Юнгу, несут не только ночные кошмары, ошибочные действия, забывание необходимой информации, но и являются проводниками творчества. Следовательно, объединить их можно посредством арт-терапии («активного воображения») — своего рода совместной деятельности между человеком и его чертами, несовместимыми с его сознанием в других формах деятельности.

В 1922 году Юнг приобрел поместье в Боллингене и на протяжении многих лет строил там так называемую Башню. Имея в первоначальной стадии вид примитивного круглого каменного жилища, после достройки Башня приобрела вид небольшого замка с двумя башнями, кабинетом, огороженным двором и причалом для лодок. В мемуарах Юнг описывал процесс строительства как воплощённое в камне исследование структуры психики.

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель — это полная реализация “Я”, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Впрочем, писал об этом не только Юнг. Почти все, кто не тянулся в бездну тёмного изучения психоанализа, видели в личности способность развиваться и расти, преодолевая определённые кризисы и неврозы. Даже экзистенциализм рассматривает человека через призму его кризисов и выбора, но выбора для жизни, ведь человек всегда не завершен.

Всё бы ничего, да вот только балл снизила за то, что далеки от меня эзотерические наклонности, изучение сновидений, мифология, алхимия. Слушать Машу в этом вопросе было гораздо интереснее, чем самой размышлять над этим. Наверное, первый раз в жизни такое, - что чье-то повествование дороже собственных мыслей по вопросу. Мне не очень интересна магия, а Юнга можно рассмотреть не только как психиатра, но и как Мага. Мне оказался совсем не близким его поворот в сторону магии, высших явлений, астрологии, экстрасенсорики, психических способностей. У меня была возможность отойти к волшебной жизни во время прочтения, но это всё не то. Юнговское понимание магии отделяло его от Фрейда и даже от тех юнгианских рационалистов, которые стеснялись его эзотеризма. С первого момента прочтения Юнга я увидела, что он пытался идти двумя путями и сделать свою психологию и рационалистической, и эзотерической. На основании именно этой книги я бы сделала вывод о его принадлежности к эзотерическому наклонению.

Что-то я не поняла Юнга, как понимаю и люблю других философов и психологов. Может, это просто не моё направление, потому что от того же Альфреда Адлера у меня выстроилась чёткая концепция относительно стремления к превосходству, учение Карен Хорни дало больше, чем дала сотня других книг, учение Фрейда положило начало всему изучению. Раньше я переживала, что от каждого психолога, психиатра и философа я беру что-то своё, но не имею чёткой концепции и единого предпочтения (может только чуть больше склоняюсь к экзистенциализму и питаю особую любовь к Карен Хорни). В тот момент, мне казалось, что нужно иметь чёткое представление, хотя сейчас понимаю, что наука не стоит на месте, и каждый вклад любого психолога сейчас находит отражение в душе людей при помощи взаимосвязи всех составляющих. Но теперь я поняла, что Юнг – это всё же несколько не моё учение, и взять от него я могу лишь психологические типы, давшие начало соционике.

Спасибо, Маш the_unforgiven , за этот совет во флэшмобе 2014! Он был нужен мне:) Ибо нужно иметь разные мнения и знать нужно побольше.
Слушать тебя - было прекрасным удовольствием.

Совместила с нон-фикшн и книгоевровидение (Швейцария).

Комментарии


Я из всех основоположников тоже меньше всего совпадаю с Юнгом. То есть, может, в теории это всё прекрасно, но практическое применение этого минимально.
Вообще среди моих знакомых Юнгом увлекаются предельно странные, склонные ко всякой чертовщине граждане:)


А кто нравится больше всего?
Да и вообще как-то Юнг особенный, мне кажется, что его понять тяжелее, чем остальных. Хотя некоторые и от Фрейда вешаются, а у него есть основные постулаты по разным темам и всё.
А у Юнга ещё и Мандалы, о которых я ничего не знаю, ибо эзотерика прошла мимо меня, да и равно как и все учения религиозные - индуизм, буддизм и иже с ними - всё мимо, кроме православия, которое я и исповедую.
А что ты вкладываешь в "увлекаться"? Работают в этой сфере юнгианской терапии или же просто читают-любят-почитают?)


Проходили Юнга на психфаке. Больше с научной точки зрения. Больше теоретически чем практически. Основной упор был на его "теорию темперамента". Читала потому что надо, но сама бы не взялась за подобное


Ну, я очень люблю такую литературу, так что мне очень было бы и так интересно разобраться. А тут Маша рассказывала, а потом мне так понравилось, что она решила и посоветовать прочитать. И если бы минимум эзотерики было, то читать было бы проще мне. Но я не жалею, потому что очень интересно)


Молодец, со Швейцарией тебя, и ты мне напомнила пары философии и психологии, где мы эту же книжку разбирали.


Спасибо, Ань ;) Первый пошёл!
И мы на социальной психологии разбирали, то есть послушали Машу, но было очень интересно!


По-моему, иногда Юнга уносило не совсем туда :) А так базовые вещи вполне разумны, та же психология бессознательного или психологические типы.


Да, мне тоже так показалось :) Своеобразный он, как и все, просто к нему нужно расширенные знания по многим вопросам иметь, а я о сотой части не имею представления по его рассказам, поэтому тяжеловато.
Да, психологические типы - это вообще на ура. :)


Какие серьезные книги поднимаешь. Не тяжело читается? Я, кстати, эзотерику предпочла бы Юнгу, может потому что сомневаюсь в своих умственных способностях все это понять.


В данном случае читалось не столь легко, как хотелось бы. В умственном плане, конечно. Но хотя я люблю такую литературу, в любом случае, понимаю почти всё. У Юнга тяжелее, чем у остальных. Но тут уже моя личная особенность.
Эзотерику я почитала, когда была чуть помладше, сейчас уже нет желания. Кастанеду почитала, Баха (если отнести его к эзотерике) и так далее. Это всё не моё, мне не близко совсем. Так что здесь я выбираю Юнга. Да и тем более это же не эзотерика в чистом её понимании, это его воспоминания, его основные моменты в науке и проч. Ну как-то так.


Ах, сколько почестей!
Пересылаю благодарности Анастасии Захаренко, а она в свою очередь, так как не читала - Трушковой Светлане Викторовне.

Я тоже поняла там не всю эзотерику, мне было интереснее, в какие дебри из-за чего он забрался и как он пришёл к той или иной мысли, как принял то или иное решение.
Он очень целеустремлённый. Очень запоминаются эти истории про первый невроз, про развитие психиатрических методов. Эта Башня - это очень сильно! Кто из нас бы такое провернул?
В общем, я его больше с человеческой точки зрения тут воспринимала.

И, конечно, это заставляет задуматься о всяких неоднозначных вещах: о душе, о незримом, смерти и т.п.


А почему Анастасии Сергеевне надо передать благодарности? Это её задание было? А, или одно на двоих у вас?
Трушкова is one love. У меня же ещё друг наш Отто на примете, не забывай!

Я вообще от эзотерики далека, так что даже вникать сложно было. Да, Юнг он такой, обособленный будто. Тип личности "от людей" по Хорни:)
Ой, да, вот его практика, его общение с Фрейдом и отделение от него в свою стезю - это реально интересно. А ещё Башня безусловно. Хочу такую же.
А еще хочу порисовать (т.е разукрашивать) Мандалы...

"О душе, о незримом, о смерти" я задумалась сегодня после того, как дочитала Бунина "Окаянные дни". Без малого почти сто лет прошло с Революции, а думаешь: "Вот был же прав человек". И будто всё возвращается.


да нет. У Насти было задание рассказать про Юнга, с Викой, по-моему. А в конце их попросили озвучить произведения, которые они советуют населению прочитать. И мне выдали вот эту вещь.

Ага, с Фрейдом тоже интересно.
Мандалы у него интересно именно рисовать. В свободном режиме, это же проективная методика.

Да-да, вот буквально недавно вспоминали Булгакова с его Белой Гвардией. Там же как раз в Киеве всё. "Ох уж эта революционная езда - час едешь, пять стоишь" (цитата неточна)


Понятно, я что-то упустила этот момент. Помню, что мы с тобой про Хорни рассказывали.

Я хочу ещё прочитать Мелани Кляйн. Ничего вообще не знаю про неё. Думаю, что доберусь когда-нибудь, по крайней мере, в планах есть.
Понимаю, что проективная. Я не очень представляю, как они вообще рисуются, так что сперва можно бы и разукрашивать, потом уже самой. Ну а в терапевтических целях безусловно рисовать нужно самой и сразу.

Ага, я не читала, но наверное хочу. Правда не сейчас. Хватит Окаянных Дней на ближайшие месяцы. А то невозможно просто.