Больше рецензий

10 сентября 2023 г. 13:43

134

4 Мракобесие и джаз

Приятная, легко читающаяся книга, которая самим названием полностью раскрывает свою суть: это действительно визуальная история и действительно - колдовства.

Авторы разбирают именно внешнюю составляющую европейской магической традиции и то, как она трансформировалась со временем: от античных образов Цирцеи с волшебной палочкой, чашей и зеркалом, через ветхозаветного Моисея, которому поздняя традиция приделала рога, потому что потому, к ведьмам и магам, овеянным мрачным туманом кровавых ритуалов, а затем - и к современным нам образам, где есть и мётлы, и остроконечные шляпы, и демоны из "Гоэтии", радостно машущие лапкой из "Diablo".

В книге не содержится каких-то внезапных откровений, абсолютно новых фактов или шокирующих исследований; это, по сути, сборник давно укоренившихся и известных всем оккультных визуальных стереотипов, подкреплённых огромным количеством художественного материала. За объём тщательно отобранных картинок авторами можно только восхититься, я, честное слово, даже не знала, что на заданную тему можно найти столько аутентичного художественного материала.
Тут есть всё, от плохоньких рукописных сигилов до шикарных гравюр позднего времени.

Иногда книга кажется написанной несколько неравномерно, но я подозреваю, что дело тут в соавторстве. Часть текста изрядно академичная в своей суховатой манере изложения, а потом прямо на следующей странице вдруг появляется живой слог и социальные комментарии. Мне ничем не мешало, но, в целом, редактора можно было бы потыкать палочкой, чтобы он причесал всё к одной стилистике.
Впрочем, это мелочи.

Много цитат из религиозных текстов, что логично, чуть меньшее, но всё же они присутствуют - из античных поэм. Про более поздние периоды, начиная века с XIX, где материала уже чуть больше, чем тонна, книга рассказывает с каким-то ускорением, цитаты исчезают совсем, остаются зачастую только имена и названия. Возможно, это оправдано попыткой сохранить относительно небольшой объём, чтобы не выпускать в свет талмуд на пять тысяч страниц.
(Хотя я бы вот с интересом глянула бы и на разбор мистических атрибутов едва упомянутого Вархаммера. Но сороковник не так популярен, как Гарри Поттер, про который здесь настрочили изрядно, и имеем, что имеем.
А жаль.)

Наверное, книгу можно даже назвать слегка поверхностной, особенно последнюю главу, но, как я уже писала выше, она и не претендует на то, чтобы быть глубоким культурологическим исследованием. Это сборник картин и комментариев, который займёт читателя больше своей эстетической, визуальной головоломкой, предлагая совместно с текстом погрузиться в разгадывание тайных знаков, которые кто-то когда-то рисовал на обложках гримуаров и наполнял силой своего воображения. Здесь нет какого-то глубокого погружения в некромантию, телему или лавеевский сатанизм, в некотором смысле книга выглядит скорее как вводный курс знакомства с предметом - а хотите подробностей про Золотую Зарю или мартинизм, сходите и почитайте углублённо.
Что интересно, кстати, не было здесь ни одного упоминания про Общество Туле и Аненербе, хотя, насколько я знаю малоприятные подробности их деятельности, они оставили внушительный такой след в истории современного оккультизма, используя в том числе магические практики родом от доктора Фауста и ко. До сих пор теории заговора вокруг них разгрести не могут.

Я для себя ничего нового не вынесла, но мне как раз было очень интересно познакомиться именно с фактологическим материалом - какие знаки как рисовались, на чём, когда и каким чудом дожили до дня сегодняшнего. Заинтересовал разбор документально зафиксированных случаев, понравился обзор записанных фольклорных историй; по книге можно сложить неплохое представление именно о том, как магия визуализировалась в человеческом воображении и какое огромное влияние оказывала на все слои общества, несмотря на то, что её результаты нельзя ни потрогать, ни сложить в сундук.

Единственное внезапное соображение, которое я осмыслила, пока читала: а ведь магия начиная со средневековья всегда была особой и довольно тщательно регламентируемой контркультурой, и в XX веке, занявшая своё место среди субкультур, она в глубине понимания, противопоставления "обычной жизни", не сильно изменилась. Не то, чтобы открытие, но я никогда не размышляла о том, насколько на самом деле это легко прослеживается в визуальных символических элементах, от мётл и лунниц у New Age до пентаграмм и кельтских крестов у metal-сцены.

О, ещё тут была забавная история про "оккультную математику": я вроде как и знала, что разные там божественные квадраты и концентрические круги использовались в ритуальных целях, но никогда не задумывалась, что, по сути, вся средневековая и эпохи возрождения математика воспринималась именно что особой магией. И ей придавалась власть управлять демонами путём разных там целочисленных множеств и геометрических преобразований.
Душевное.

В целом, книга приятная, даже если не узнаёшь ничего кардинально нового, можно провести насколько увлекательных вечеров, разглядывая основы всех оккультных знаний и магического мышления.