Больше рецензий

2 декабря 2023 г. 19:25

102

4 знакомство с разнообразием современной латиноамериканской литературы

Часто ли вы читаете периодические литературные толстые журналы? Я признаюсь, что очень редко. Но сейчас, познакомившись с выпуском «Иностранки» за октябрь сего года, точно буду брать журналы в руки чаще! Выпуск посвящён как современным, так и ставшим уже классиками, латиноамериканским авторам, а точнее — латиноамериканскому триллеру. Здесь уместились один роман, одна повесть и десять рассказов: представлены в общей сложности одиннадцать испаноязычных стран, двенадцать испаноязычных авторов.
картинка AntonKopach-Bystryanskiy
Номер открывает большой роман «Красный апрель» перуанского писателя Сантьяго Ронкаглиоло. Автор известен трилогией научно-популярных книг по Латинской Америке ХХ века, где речь идёт о леворадикальной революционной организации «Сияющий путь» или «Сендеро Луминосо» (исп. Sendero Luminoso) и также посвящён её основателю Абимаэлю Гусману. Я не зря вспомнил об этом, потому что в романе «Красный апрель» события развиваются пусть и в 2000 году, отголоски террористических действий и ущерба, принесённого обществу и людям, пронизывают эту историю.

Повествование ведётся от имени инспектора окружной прокуратуры Феликса Чакалтаны и представляет собой его докладные записки к вышестоящим чиновникам и описание его действий, поездок и рефлексий: начиная с четверга 9 марта и заканчивая пятницей 21 апреля 2000 г. (В журнале опубликована половина романа, поэтому полный отзыв на него я обязательно напишу отдельно).

Серия жестоких убийств с отрезанием одной из конечностей и зажариванием человека в огне нисколько не волнует военных, которые так по старинке и руководят регионами. Чакалтана, приехавший из Лимы в свой родной маленький городок, пытается расследовать убийства, но встречает стену равнодушия. Он подозревает, что за убийствами стоят террористы, от которых, как все кругом утверждают, общество давно избавлено. Страна находится накануне перевыборов президента Фухимори, который 10 лет правит Перу и идёт на третий срок, а лишнего шума никому не нужно. (История с авторитарным режимом Фухимори сама по себе интересна, почитайте!).

Получился интересный психологический триллер, где разворачивается почти кафкианская история с преданным делу чиновником, который разговаривает с умершей мамой и не может вписаться в шестерёнки бюрократической машины, где призраки прошлого давлеют и не дают покоя. Обязательно дочитаю и напишу об этом романе.

Далее следует раздел "Из классики ХХ века", куда вошла одна повесть и один рассказ:

«Ужасное путешествие», Роберто Арльт (Аргентина). Классик аргентинской литературы в этой повести касается темы предзнаменований и предчувствий, астрологии и гадания. Главный герой и рассказчик был втянут в финансовую махинацию, и чтобы скрыться, пустился в плавание на параходе дабы присоединиться к какой-то геолого-разведывательной экспедиции. Истории пассажиров парохода чудесно переплетаются, а однажды произнесённое предсказание катастрофы начинает сводить некоторых с ума.

«Глаз смерти», Аугусто Роа Бастос (Парагвай). Рассказ напомнил мне восточную притчу о Купце и Смерти, у Сомерсета Моэма она называется "Свидание в Самарре". В этом рассказе речь про лихого парня Тимо Альдама, как он отлично играет в азартные игры и избегает всяких передряг, но вот одна цыганка ему кое-что нагадала...

Далее следует раздел "В малом жанре" и девять рассказов ныне живущих латиноамериканских писателей. Расскажу о нескольких, которые меня тронули и чем-то впечатлили.

В рассказе мексиканца Бернандо Эскинки «Великий недуг» сны персонажа, где появляется медсестра, обретают смысл после того, как он находит книгу про заброшенную психиатрическую больницу и оказывается, она была перестроена в жилой комплекс, где он провёл детство.

У доминиканца Либерато Таварева бармен оказывается в полицейском участке и не может вспомнить, как жестоко расправился с посетителями бара накануне ночью. Сюжетный ход пусть и несколько банален, но меня захватило (рассказ «Куртка»).

Отличный рассказ писателя из Пуэрто-Рико Рене Маркеса — «Трое у реки». Здесь картины природных красот и страниц истории о покорении испанскими конкистадорами здешних земель соединились с необычным взглядом на мир местного индейца, который не может поверить в "воскресшего Бога" (как утверждают "белые боги"). И решает проверить эту веру на практике.

Запомнится также рассказ «Язык пещер» чилийской писательницы Кармен Гарсии Пальмы, где школьница любит поплавать утром и однажды видит нечто похожее на русалку. Потом девушка и другие школьники начинают забывать слова, а приводит это к жутким последствиям.

К латиноамериканской мифологии обращается уругвайский писатель Альваро Лема Моска в рассказе «Little People». Тут удачная покупка старинного дома на берегу океана оборачивается для иностранки знакомством с местными домовыми.

Хорошим вышло знакомство! Продолжу читать выпуски журнала «Иностранная литература»!