Больше рецензий

14 декабря 2023 г. 01:36

3K

2 тёмные закоулки моего книжного мазохизма

«Every day I seed the violence,

On and on»*


Во время чтения я ловила ментальные вьетнамские флешбеки, потому что по ощущениям (не спрашивайте) эта книга была похожа на серию КШиР Сары Маас.

Я говорю «по ощущениям», и имею в виду то, что от маасовских историй у меня тоже был интерес вперемешку с лютым кринжем. Вроде бы с сюжетом и героями происходит какая-то откровенная херня, взаимозаменяемая низкосортным печатным порно, но ты читаешь, потому что, блин, интересно.

И здесь так же. Один в один.

Вы можете сказать, мол, так оценивай тогда книгу по критериям «интересно»/«неинтересно», зачем колоться, но есть кактус (чтобы выкатить негативный отзыв, ну!), но проблема в том, что количество дичи настолько велико, что игнорировать её просто невозможно. Я не знаю, за какие ниточки дёргают эти хитрые женщины своих читателей или какие привороты делают во время написаний своих «нетленок», но оторваться от этой писанины было крайне затруднительно. Оторвать руку от лица, кстати, тоже. Фейспалм сопровождал меня с первой до последней страницы, временно отклеиваясь разве что во время описаний драконов.

Про сюжет рассказывать не буду, потому что не хочу *тяжкий вздох*, но знайте, что ничего нового нас здесь не ждёт. Многие в своих рецензиях заметили, что Ребекка Яррос (не слишком уж стараясь это скрыть) уволокла в «Четвёртое крыло» множество крутых фишек из других историй, и это настолько очевидно, что даже я хочу об этом поговорить.

Например, из того, что я читала/смотрела, я заметила сходство с «Неночью» (по части убийственной академии), «Эрагоном» (мысленное общение с драконами), «Угольком в пепле» (обучение масок, магия злодеев) и конечно же серией КШиР (как долго мы будем игнорировать тени Ксейдена, которые похожи на тени Азриеля?). ПЛиО не увидела — драконов, в конце-концов, не Джордж Мартин впервые придумал.

Да, ничто не ново под луной, а сейчас, в то время, когда печатают вся и всё, что хотя бы минимально продаётся, — подавно. Уверена, что даже книги с описанием чьей-нибудь скучной бытовухи скоро станут похожи друг на друга, а о фэнтези, где постоянно кто-то кем-то (зачем-то) вдохновляется и говорить нечего. Но всё-таки это как бы... ну, немного нечестно?

Вайолет Сорренгейл — наша крутая крутышка гг, мэри сью, состоящая из квинтэссенции сожалений обо всём подряд и похоти, направленной на один определённый объект мужского пола по имени Ксейден. Несмотря на физическую слабость Ви, она, конечно же, покорит первый курс смертоносного обучения, оседлает самого здоровенного дракона (и это не то, о чём вы подумали) и самого горячего парня (а это — то), плюс обзаведётся ещё одним драконом, чего не было ни разу за всю многовековую историю союза драконов и всадников, а ещё у неё будет крутейшая сила... ну вы поняли: гг непобедима и непоколебима, и даже когда в неё тыкают ножичками можно особо не переживать — мы уже выяснили, что Ребекка Яррос это не Джордж Мартин...

Кстати, у меня нет претензий именно к тому, что девочка-слабачка с хрупкими костями не гибнет в первые же дни в Басгиате, как и к тому, что её выбирает самый здоровенный дракон в качестве своей всадницы (была у Тэйрна причина так поступить)... как и к тому, что ей организовывает защиту командир крыла (была у Ксейдена причина так поступить), НО давайте не будет игнорировать тот факт, что Вайоленс чертовски, немыслимо, невообразимо, неадекватно и нереалистично везуча. Что, в общем, всё же делает её мэри сью.

Ксейден Риорсон — этот тот мужик, которого мы с вами уже видели у Сары Маас. Там его звали Рисанд, правда, но от перемены мест букв и историй сущность персонажа не меняется (там как-то по-другому было, но я сегодня гуманитарий). Он отступник (из тех ребят, чьих родителей казнили за измену родине), но такой жертвенный, что за остальных детей отступников решил получить сотню с чем-то шрамов на спину (не спрашивайте) и помогать им выживать в Басгиате, что карается смертной казнью, потому что детям отступников нельзя собираться в компании больше трёх. Вообще, Ксейден рисковал стать тем благородным мачомэном, который наставляет юных дев на верный путь к здоровым отношениям (с собой), но в конце неожиданно (нет) выяснилось, что он лгал (не лгал, «просто правду не говорил») нашей Ви о вещах настолько важных, что она даже теперь и не знает, прощать ли Риорсона. Мм, как необычно (ну нет же).

Кстати, в этой двоякой (снова нет) ситуации лично я за мотивы Ксейдена, потому что он не доверял не столько Вайолет, сколько способности её друга детства читать мысли. И в своём недоверии оказался прав.

На остальных персонажей-человеков мне малость пофиг, поэтому и рассказать мне о них нечего.

Драконы понравились. Здесь мы наблюдали в основном за Тэйрном, Сгаэль и Андарной, и эта троица мне искренне симпатична. На описание и характер драконов автор не поскупилась, хотя и оригинального здесь ничего не было. Но драконы это всё-таки... ну, драконы.

Что мне не понравилось:

Мир никакущий. Вот вообще: плоский, как разворот карты. Какие-то сложновыговариваемые названия и древние легенды, ожившие к концу истории — это всё, что готова предложить нам автор. Что там есть в стране такого, что её веками защищают всадники, чем живёт континент (кроме войны), что они сделали за эти четыреста лет побоищ — неизвестно. То есть буквально: есть всадники на драконах и летуны на грифонах, и они четыреста лет не могут что-то поделить, поэтому постоянно воюют и трагически гибнут. Больше стран на континенте нет, всего две. И у них война. Оригинально (нет).

Повествование от первого лица. Нет, бывает, что и серьёзная литература подаётся таким приёмом, но обычно в таком случае главный герой настолько интересен, наблюдателен и всесторонне развит, что вопросов к подаче текста не возникает. Здесь же, чтобы показать нам мироустройство (см. пункт выше) Вайолет в минуты страха начинает вспоминать своё обучение на писца и уроки истории. И ладно бы она отвлекала себя, анализируя какие-то сложные/спорные исторические события, нет — она начинает, что называется, с азов, ибо читателю-то ещё ничего неизвестно. Это как если бы я шла по скользкому тротуару и такая: «двадцать второго июня, ровно в четыре часа...». Это дешёвый приёмчик. Я не оценила.

Мат. Да, «содержит нецензурную брань» на обложке, я видела. Не имею ничего против крепкого словца, если оно к месту. Здесь в большинстве своём это было не к месту. Плюс все герои постоянно описывают друг друга и события одним словом: «охрененный». Если бы Ребекка Яррос заглянула в мой отзыв, я бы посоветовала ей воспользоваться словарём синонимов, но, вероятно, моё искреннее пожелание так и не дойдёт до адресата.

Российский перевод. *Орёт*. Про фразу «A dragon without its rider is a tragedy. A rider without their dragon is dead» не сказал только ленивый. Причём в оригинале это звучит довольно пафосно и почему-то красиво, тогда как в российской адаптации это: «Дракон без всадника горюет...». Вы что, придумали новый смысл простому как топор слову «tragedy»? Зачем? Чтобы что? Для лучшей адаптации? Чтобы история заиграла новыми красками? Для удовлетворения жажды личного вмешательства? Это только перевод стихотворения можно вертеть как удобно для соблюдения рифмы, художественный перевод лучше оставить как есть. Не то чтобы кстати этот текст был хоть чем-нибудь ценен, но переводчики и это умудрились изговнить.

Опечаток, кстати, тоже было неприлично много. С учётом того, что книги сейчас стоят как крыло боинга, получить плохо вычитанный экземпляр за такие деньги — обидно.

Понравилось оформление. Не люблю суперобложки, и эта тоже не впечатляет, но зато на самой книге арт с драконом, красивый срез с рисунком драконьей чешуи и драконий хвост в начале глав. Визуально — выше всех похвал. Маркетологам тоже нужна премия за работу, потому что... ну, я же прочла это, в конце-концов...

В общем, всё было плохо, банально, кринжово, нелогично и так далее, но я буду читать вторую часть (правда, в бумаге уже точно не куплю), потому что! Потому что эта история относится к тем видам кактуса, которые почему-то приятно погрызть. Есть в них какой-то шарм, понимаете? Я даже себе не могу объяснить это до конца: вроде вижу, какую дичь читаю, а вроде и останавливаться не хочу. Плюс первая часть закончилась клиффхэнгером (банально, но действенно), так что у меня нет выбора, я в плену.

Верю ли я, что дальше будет лучше? — нет. Есть ли у меня желание прекратить это прямо сейчас? — тоже нет.

o-r.jpg

*Ocean jet — violence.


Комментарии


Не смотря на то, что отзыв больше негативный, чем оптимистичный (да-да, именно это слово, а не позитивный, тк позитива я не увидела), всё-таки хочется теперь прочитать эту книгу и так же "кусать кактус". Потому, что все никак не могу поймать этот момент в книгах, где она либо "овер дохера захватывающая", что плевать как написано и насколько коряво, либо " дайте мне миксер в глаза и подайте камин, где Гоголь сжёг свой 2й том душ" , даже если сюжет интересный.
Возможно, после прочтения я смогу нащупать эту грань. )
Отзыв интересный, спасибо.

С удовольствием прочла бы потом ваш отзыв, если надумаете написать)