Больше рецензий

Oblachnost

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 декабря 2023 г. 17:28

528

5 Дорога уходит вдаль

Я от этой книги под очень большим впечатлением. Ее дочери посоветовали в годовом флешмобе, и мы прочитали вместе. И даже не знаю, кому эта книга понравилась больше, ей или мне.
В ней автор книги Александра Брунштейн описывает собственное детство, свою семью, своих друзей и знакомых. Наиболее знаковой фигурой для Саши был несомненно ее отец, тоже не безызвестный человек. Прототипом Якова Яновского является Яков Выготский, я его правда сначала с другим Выготским перепутала, который был советским психологом.
Саша описывает своего отца истинным врачом, готовым среди ночи бежать по вызову в какой-нибудь подвал, лечить голодного больного ребенка из нищей семьи, или помогать рожать жене вора из бандитского квартала. Из-за этого многие богатые люди, несмотря на его высокий профессионализм, не вызывали его. И многие знакомые отзывались о нем нелестно. Но доктор Яновский всегда с возмущением отвергал все обвинения со словами: "Я давал клятву, никому не отказывать в помощи!"
И именно благодаря такой точке зрения своего отца, Саша росла с острым чувством социальной справедливости. Можно сказать, что она с детства была революционеркой. К тому же отец ее воспитывал так, чтобы она ни в коем случае не показывала свою обеспеченную жизнь и не хвалилась ею перед другими малоимущими детьми. Тогда, перед революцией и Первой мировой войной разница между богатыми и бедными была огромна, и умирающие от голода и холода дети были суровой реальностью. Саша вкратце описывает такое воспоминание: была она маленькая и ей подарили куклу, и она села на подоконник и начала играть с нею, а дети из нищих семей стояли во дворе и глазели на эту куклу. Отец увидел это и сказал Саше, чтобы она спустилась и отдала куклу этим детям, и она так и сделала.

А уже в сюжете книги Саша случайно знакомится с девочкой Юлькой, своей ровесницей. Как-то она гуляла и услышала пение из полуподвального этажа, и песня ей очень понравилась. Она подошла и спросила, кто поет, так и познакомилась с Юлькой - девочкой-инвалидом. Юлька не могла ходить и лежала все время на подстилке на земляном полу в своем крохотном холодном "доме". Мать ее была бедная разнорабочая,постоянной работы не имела, нанималась в дома, постирать, помочь в генеральной уборке и так далее, и если у нее была работа, то у Юльки была еда, а если работы не было, то обе сидели голодными. Но девочка на самом деле не была инвалидом, у нее был рахит, и лечением для нее была всего-лишь нормальная еда, свежий воздух и солнце. Казалось бы, какая малость! Но этой малости многие дети были лишены. И Юльке Саша сама без приказа родителей подарила свою куклу, которую ей самой подарили на Новый год. И вообще, знакомство с Сашей стало для Юльки судьбоносным.
И в ее отношении сработала поговорка: "Не было бы счастья, да несчастье помогло". Мать Юльки была католичкой, посещала местную церковь, к ним даже ксендз ходил, которого автор ввела в сюжет, как пример религиозного мракобесия. У вдовы Томашовой был ухажер, и они действительно любили друг друга, и он был готов жениться, но ксендз был категорически против этой свадьбы, так как ухажер был русский и православный. И Томашева даже сбежала с дочерью, чтобы он к ней не ходил. И именно ксендз надоумил Томашеву отнести Юльку на молитву иконе Остробрамской Божьей матери, и в марте месяце мать взяла свою слабую больную дочь, и они весь день пролежали на каменных плитах перед храмом в молитве. Не удивительно, что девочка после этого серьезно заболела крупозным воспалением легких. И только благодаря Сашиному отцу и его друзьям-врачам ее удалось буквально вытащить с того света.

В ироничной манере был показан в книге религиозный вопрос. Саша жила и росла в городе Вильна (Вильнюс), который тогда относился к Российской империи, и население в нем было очень разношерстное: белорусы, украинцы, поляки, русские, немцы, евреи. Саша сама из еврейской семьи, и они само собой относились к иудаизму. Но ее отец был неверующим, и дочь воспитывал на такой же манер. Но была у Саши первая учительница фройляйн Цецильхен, про которую кухарка семьи Яновских говорила: "Вот наняли дуру ребенка учить!" И эта фройляйн пыталась учить и воспитывать Сашу в каноне католической религии, заставляла молиться, петь религиозные песни. Рассказывала ей историю, как Авраам приносил в жертву своего сына. И эта история потрясла девочку, как пример ужасающей жестокости не понятно для чего.

Всяких страшных историй Цецильхен рассказывала мне много. Но такого, как с этим Абрахамом, еще ни разу! «Убей своего сына, потому что я тебя очень люблю!» Бедный Абрахам наплакался, наверно. И Исаак этот, горемычный, тоже, верно, плакал и кричал: «Не надо! Не надо меня убивать!» Хорошо еще, что ангел успел отвести Абрахаму руку с занесенным ножом! А вдруг ангел зазевался бы? Ведь даже поезда опаздывают! Часы и те отстают! Нет, нет, очень злой этот Бог.

Честно говоря, несмотря на такой манер "веселого" обучения Цецильхен глава была написана так, что мы над ней ухохотались.

Затем у Саши были другие учителя, тоже оказавшие на нее огромное влияние. И среди них самый настоящий революционер Павел Григорьевич. Он был студентом медицинского университета, и стал бы врачом не хуже самого доктора Яновского, но Павла Григорьевича отчислили за революционную деятельность, посадили в тюрьму а затем сослали в Якутию. "Там, в Якутии, так холодно, что плюнешь – и плевок замерзает на лету!" И в Вильну он приехал в ссылку под надзор полиции. Он действительно учил Сашу и не дурацким песенкам, а по настоящему важным вещам: русскому языку, арифметике, географии и биологии, химии и физике. И кроме этого он всегда помогал бедным людям. И над постелью больной Юльки сутками сидел, следил за температурой, давал лекарства, так как доктор Яновский не мог уделять ей столько времени. А Павел Григорьевич оказал на Сашу огромное влияние не только как учитель, но и как революционер, своим жизненным примером и своими принципами. Но потом его посадили, так как он организовал забастовку, а потом сослали из города.
И Сашу учила жена Павла Григорьевича, очень любящая и благородная женщина, прошедшая с мужем все этапы его ссылки.
А еще были немка фройляйн Эмма, которую Саша называла "Ящик", потому что фройляйн была очень замкнутая и редко раскрывалась. И француженка Полина Пикар, друзьям разрешавшая звать ее "Поль". И воздухоплаватель Древницкий, который хоть и не был ее учителем, но так же оказал на романтичную натуру Саши огромное влияние. И еще безрукий художник, который ногами нарисовал рисунок с дорогой, идущей вдаль, и подарил его Саше, и именно этот рисунок дал название книге.

Замечательная книга, очень интересная, написанная в легкой ироничной манере, но затрагивающая множество остросоциальных проблем того времени. Несмотря на то, что книга пронизана революционными настроениями, она при этом лишена морализаторства и пафоса по поводу советского строя. Автор его упоминает конечно, что он будет, и что жизнь изменится, и она не скрывает своей идеологической приверженности, но при этом без чрезмерно восторженных охов и ахов.
А в конце Саша поступила в институт благородных девиц, место, которое потом всю жизнь вспоминала с содроганием и отвращением. Про ее обучение будет в следующих книгах, обязательно их почитаем.

Огромная благодарность за совет ValSi .
Валерия, искреннее вам спасибо! Замечательная книга!