Больше рецензий

11 января 2024 г. 10:04

168

3.5 Спойлер "А оно того стоило?"

Вторая часть классической истории о мести, завёрнутой в киберпанковый неон, всё ещё хороша, хотя понравилась мне чуть меньше первой. По славной традиции, её принесло мне рекомендациями в приложении, и я согласилась, что это как раз то, что сейчас нужно (под очередную порцию монотонной работы).

Сюжет совершенно линейный, за что ему большое спасибо, и полностью продолжает происходящее в первом томе: вот Матвей, вот его цель, вот он к ней идёт, не сильно стесняясь в средствах. Добравшись до бывшего друга, который уничтожил всю его жизнь, Матвей, который уже как бы и не Матвей, втирается в доверие, становится полезным человеком для семьи, вот это всё, а потом внезапно такой "я не тот, кем казался". И вокруг выстрелы, драма и час расплаты.
Незамысловато, но всегда актуально.
Финал, наверное, предсказуемый, но мне всё в целом понравилось, люблю сюжетные арки, которые прямо вот берут и завершаются целиком, и не надо ничего самой додумывать. Тут всё понятно, герой шёл, герой пришёл, герой сделал, прекрасно.

Хотя самая интересная сюжетная ветка - про марсианские технологии, которые позволили начать складывать запись человеческого сознания в цифровой носитель, к сожалению, и самая короткая. Полная интрига, что там случилось с исследователями, что происходит на Марсе, как человечеству с этим жить; а жаль, про слияние цифрового с органическим - тема ну очень богатая. Возможно, у автора есть ещё какие-то произведения, где развивается эта тема, не знаю, но здесь мне как-то прямо не хватило. Инопланетные тайны делают лучше почти любую фантастику, особенно когда они могут самим фактом своего появления изменить всё человечество разом.

Показалось, что повествование стало ещё более бодрым и стремительным, в сюжете постоянно что-то происходит, кто-то куда-то бежит, взламывает, спасает или убивает, вокруг всё время криминальная драма с привкусом политического шантажа. Одновременно стало больше описаний, причём и окружающей обстановки, и технологий, представить себе описанный мир легко.
Лор, который мне сильно понравился в первой части, остался на своём месте, вдобавок ещё немного расширился.

Есть некоторый кусок очень драматичной драмы, когда Матвею наконец удаётся узнать судьбу своей семьи, с которой он десять лет не виделся, но ничего хорошего не выясняется. Что ожидаемо душевное состояние главного героя лучше не делает и только укрепляет его решимость всех за всё поблагодарить.
Вообще именно с мотивацией у персонажей тут всё в порядке, несмотря на то, что с некоторой частью поступков я была не очень согласна, их решения понять всегда можно. Причём, что мне тоже понравилось, исключительно "хороших" персонажей тут нет вообще, тот же Матвей, хоть и является протагонистом, является классическим таким нуарным антигероем, действующим теми же методами, что его оппоненты, только для других целей. В эти моменты в повествование включаются рефлексивные порывы, когда главный герой мучается тем, не делает ли он теперь тоже самое, что сделали с его семьёй, и стоит ли оно того, и даже вроде приходит к мысли, что так и есть, но не бросать же уже теперь. Смотрится, в принципе, довольно органично.

Но меня несколько разочаровало, что акцент с семейных отношений между братом и сестрой, которые были очень важны в первом томе, съехал в сторону любовной драмы с привкусом Шекспира. Мне не очень интересны любовные драмы вообще, а такие, в которых "божечки-кошечки, она сестра моего злейшего врага, но совсем на него не похожа!" вдобавок выглядят излишне заезженными. ИМХО, если бы главный герой по итогу оказался расчётливой мразью и пользовался Алисой для собственных интересов, а не мутировал в печального рыцаря, было бы повеселее.
Все эти высокие чувства и романтические метания, хоть они вроде и показаны сквозь всё происходящее, и влияют на героя... Не знаю, мне так и не удалось проникнуться.
Хотя это, конечно, сильно личные предпочтения.

Возможно, книге не помешал бы хороший редактор, как и, наверное, практически любому тексту: немного смущал выбор заместительных синонимов для той же Алисы, которая во второй половине книги начинает играть ключевую роль для повествования - я как-то скептично воспринимаю всяческих "блондинок", ну да ладно. В остальном язык нормальный, воспринимается хорошо. Диалоги понравились, не вызывают чувства, что смотришь пьесу, отдельно понравилось, как главный герой сам над собой по поводу нахлынувшего вдруг пафоса иронизировал, здоровая самооценка - это важно.

Роман в основном слушала, начитка хорошая, у чтеца приятный голос, хотя местами появлялись какие-то звуковые артефакты вроде задублированных фраз, но это буквально пару-тройк раз было, так что не сильно мешает.

В целом, "Нейросити" - приятная боевая фантастика, цельная и хорошо продуманная. Если мне ещё от этого автора приложением что-нибудь принесёт, познакомлюсь тоже.