Больше рецензий

24 января 2024 г. 16:51

222

3 С есаула хоть пол-аббаса!

Данная пьеса показалась вообще непродуманной и незавершенной. Ахундов снова вынес в название одно, а акцентирует внимание в тексте на другом. Его, прежде всего, волнует тема контрабанды.

Один из главных героев опять бандит, только-только отбегавший своё и уже почти взявшийся за ум, но... жениться очень хочется, а денег нет. И тут можно только повторить за молодым человеком:

А тут начальник вызывает меня и говорит: «Гейдар-бек, сиди смирно, не занимайся разбоем и грабежом, брось воровство». Я ему ответил: «Господин начальник, мы сами не охотники до таких дел, но вы бы показали таким, как мы, благородным людям, как нам заработать на жизнь».

Вопрос о "традиционных" ценностях азербайджанского народа Ахундов задает не в первый раз. Он сам был на государственной службе при российском правительстве и внедрение законов новой власти в "дикие представления" своих собратьев, видимо, приветствовал. Но то ли его драматургический талант слабоват, то ли радость от внедрения не так уж велика, только убедительности в его пьесах нет. Читаешь и не понимаешь мораль. Герои сначала устраивают свои дела, руководствуясь старыми методами. Потом что-то чуть-чуть идёт не так у самого сомнительного звена компании (если выражаться в масках комедии дель арте, то Панталоне садится в лужу), приходит представитель российского правительства, слегка журит и всех прощает. Больше так не делайте. Так они уже всё сделали. Где пример того, как решить проблему другими методами? Где притча "вот видишь, что бывает с теми, кто..." Всё с ними хорошо, Гейдар-бек заработал на контрабанде и женится на любимой. Он сам себе помог.

Козлом отпущения становится скряга Хаджи-Кара. В принципе тоже не самый плохой герой (в традициях!) - торговец, который сам готов идти за товаром, несмотря на "таможенные накладки" и безрассудно смело отстаивать свои покупки. Кстати, жертвами его напалма будут опять армяне. Толком не объясняет Ахундов, почему основной характеристикой Хаджи-Кара называет жадность. Вполне стандартный торговец, не стыдно зарабатывать, продавая хороший товар. Собственно, обращает на себя внимание причина, по которой пришлось провозить товар контрабандой. Русские запретили торговлю иранскими шелками и взамен предложили какие-то свои "ситчики")) Их никто не покупает, они плохого качества, женщины хотя восточные ткани. Так причем тут "скряга"? Он радость хочет привезти! А вот ситец втюхать на безрыбье это как раз не красиво.

Позабавила самая последняя сценка в пьесе. Хаджи-Кара не столько скряга, сколько плут. Его отпускают из-под ареста и он сообщает заседателя, что есаулы спёрли у него из кармана пол-аббаса, мол, нельзя ли вернуть. Во-первых, не было такого))) Во-вторых, заседатель без морщинки приказывает вернуть, ибо есаулов тоже надо воспитывать и в строгости держать.

Вот и не знаю, Ахундов этот то ли розовый пони, то ли иронизирует, как бог.

"Перья Шекспира" в Литературном турнире
Азербайджан