Больше рецензий

28 января 2024 г. 05:53

252

5 Феменистические мотивы Робин Хобб

Если не знать кто написал книги этой книжной эпопеи - женщина или мужчина, то можно с лёгкостью догадаться, прочитав  сами книги. В особенности это касается второго цикла про живые корабли. Читая Робин Хобб, создаётся ничем не поддельное ощущение, что ты гладишь единорога, такой мягкое и женское повествование, интересно было бы проанализировать за счёт чего так получается, какие такие речевые обороты позволяют это почувствовать, и неужели это заслуга перевода на русский язык в том числе? Это первое, что ещё с предыдущей трилогии можно было бы заметить.  "Волшебный корабль" же кроме того просто сквозит идеями о женской недооцененной сущности. Все мужские персонажи книги оказываются в некоторой степени антогонистами либо заблудшими и невнтмательными к женщине.  Женщины же своей чуткостью, скромностью или же отвагой каждый раз преодолевают мужскую глупость или твердолобость и оказываются собственного говоря у власти. Это проявляется во всех линиях повествования - какую не возьми.    Начнём с Роники, матери всего семейства, ведущей все дела и спасающей свою семью от всех передряг, от глупых решений мужчин, от долгов. Роника дипломат похлеще любого другого. В её руках судьба семейства, если бы не она - все бы уже рухнуло гораздо раньше. Своим умом и умением вести переговоры Роника постоянно выкручивается из непростых положений.  Две её дочери, будто бы две половины её сущности - одна половина  решительная и дерзкая как Альтия, другая сомневающаяся в себе и скромная как Кефрия, склонная допускать ошибки и имеющая слабости. Двое же ее сыновей как мы знаем, а потом ещё и муж не выживают рядом с такой сильной натурой. Властная женщина рано или поздно остаётся без мужчин в своём окружении, возможно такая мысль здесь считываема.
Дальше Альтия. Альтия - это стихия, буря, ветер, искра, которая все сделает ради своей заветной цели и мечты - быть со своим кораблём Проказницей. Даже перехитрит целую кучу туповатых мужиков-моряков, переодевшись в мальчишку. Но в итоге все её проблемы оказываются решены через признание самой себя женщиной. По крайней мере в этой части трилогии это так. Пока она не срывает маску, все у неё идёт на перекосяк. Как только признает себя девушкой - всё в итоге налаживается и кажется очевидным и простым.
Вторая сестрица - Кефрия и её дочь Мальта. Кефрия под крылом влатительной матушки становится бесхребетным существом. В течение книги мы видим попытки становления её как личности попытку обретения собственной
воли и характера. Дочь её - Мальта - сущее наказание, это непослушное детя закручивает в бараний рог даже свою супервластительную бабушку.
Очень показательна сцена, когда к Ронике и Кефрии приходят две гостии из чащоб и "по женски" разруливуют сложившиюся ситуацию.
Янтарь и Совершенный - тоже история об упрямце-корабле мужского пола и женском персонаже Янтарь, которая пытается спасти глупца, убеждая и излечивая его своей внимательностью и женской душевной теплотой. Возникает ассоциация с жизненной ситуацией когда женщина пытается затащить своего мужчину к врачу силой, а тот отнекивается и боится.
Проказница и Уинтроу также история о сложных взаимоотношениях и взаимосвязи мужчины и женщины, о сложности понять друг друга. В какой-то момент, если не знать, что Проказница корабль, читая их диалоги можно было подумать, что читаешь историю взаимоотношений двух людей в браке, которые волею судьбы вынуждены сосуществовать вместе - они бы и хотели пойти каждый своей дорогой, но их неодолимо примагничивает друг к дружке.
Самая яркая и показательная история - это про пирата Кеннета и его шлюху.  Кеннет не желает признавать в шлюхе умную, талантливую и во многом если не превосходящую его по способностям, так по крайней мере равную только потому, что она баба. И так происходит с большинством мужских персонажей книги. Они отказываются признать, что женщина на многое способна, умна и к ней в принципе стоит серьёзно относиться. И на этом постоянно попадаются - женщины все равно их побеждают.
Очень интересно как же эта мегафеменистичная история развернётся в следующих двух романах трилогии.