Больше рецензий

3 февраля 2024 г. 17:44

133

1 "...письменные источники - сожжены, устные - придуманы, оставшееся - заимствовано"

Книга "Славянские мифы. От Велеса и Мокоши до птицы Сирин и Ивана Купалы" является сомнительной, спорной и неоднозначной. Я читал другую книгу этого автора, которая называется "Зельеварение на Руси. От ведьм и заговоров до оберегов и Лукоморья", - после прочтения остались только положительные эмоции и желание дальше узнавать традиции, приметы и верования наших предков. Стиль и тон повествования этих произведений кардинально отличаются, как и форма изложения информации, что было неожиданным, так как тематика повествований, которая в общем смысле едина и близка, и наличие одного автора должны обуславливать схожесть, но в итоге получается противоположное.

Книга разделена на пять основных глав - Глава 1 : Мифология животных и растений, Глава 2 : Поверья о божествах и духах, Глава 3 : Боги, о которых спорят, Глава 4 : Боги Киевской Руси, Глава 5 : Почему сказки и былины — не мифы. В каждой части подробно описывается и изучается предмет исследования. Структура глав выдержана и имеет сопроводительные иллюстрации к теме повествования.

Положительные стороны у произведения незначительные и их не так много, но все - таки они есть :
+ В книге речь идет в основном только о верованиях восточных славян, и было интересно узнать дополнительную информацию, состояющую из различных отсылок, про другие ветви славян, которые включают в себя болгарскую, сербскую, польскую культуры.

+ Наличие на протяжении всего повествования ссылок на памятники древнерусской литературы : "Слово о полку Игореве", "Повесть о Петре и Февронии".

+ Автор четко объясняет разницу нескольких явлений и наименований : "шаманизм" и "ведьмовство", Хорс и Даждьбог.

+ Присутствует разбор сказок : "Колобок", "О Снегурочке", "Красная Шапочка", которые призваны внушить детям страх "не для того, чтобы травмировать психику, а помочь спастись и распознать угрозу".

+ Интересная и занимательная вся глава про поверья о божествах и духах. (Глава 2)

Отрицательных моментов гораздо больше и они весомее :
× На протяжении всей книги в каждой главе и в каждом разделе автор приводит бесчисленные и многократные сравнения, отсылки, аналогии, параллели с другими неславянскими религиями, культурами, верованиями и мифами : скандинавскими, индийскими, греческими, древнегреческими, японскими, средиземноморскими, шотландскими, кельтскими. В начале чтения такие динамичные сравнения вызывают интерес, но с каждым последующим, которое присутствует на каждой странице, появляется усталость, переходящая в отторжение от навязчивости отсылок, которые наравне с тоном повествования полностью стирают индивидуальность и самобытность славянской культуры.

× Слишком много текста уделено другим людям ( ученым, историкам, исследователям, писателям ), которые, по мнению автора, "что - то не учли", "не правы", "фальсифицируют", "сочиняют" или чей труд "имеет не просто анти - научные, откровенно националистические, антисемитские идеи".

× Странно, но автор акцентирует внимание на символе "Коловрат" и утверждает, что он является маркером фальсификации и национализма, ставя знак равенства между этими двумя разными терминами.

× В Главе 4 автор употребляет непонятное определение : "славяно - скандинавская" культура Руси. Впервые встречаю подобного типа обозначение в таком контексте. "Славянская культура с элементами скандинавской" или "Влияние скандинавской культуры на славянскую" - более-менее нейтральный вариант, но автор сделал выбор в пользу иного. Самое главное абсолютно неясно, что автор имел в виду, используя такой термин, который под конец книги полностью уничтожил славянскую культуру как самобытное, уникальное и неповторимое явление, сделав из нее "добавочный" феномен.

После прочтения книги остается ошибочная, искаженная и ложная мысль о славянских мифах и культуре, которую автор упорно пытался донести и которую можно выразить кратко : письменные источники - сожжены, устные - придуманы, оставшееся - заимствовано.

Книгу не советую к прочтению.