Больше рецензий

21 марта 2024 г. 17:45

68

5

«Книжка сия пишется – в ней потребность в радости: какому человеку Бог в жизни попустит, тому и нужно в неё заглядывать, ведь душа беспокойная подвержена всяким желаниям».

Как называется состояние, когда читаешь памятник средневековой русской литературы и понимаешь, что он тебе очень нравится? Настолько нравится, что удивляешься, почему не принимался за него так долго?:)

Моё знакомство с «Домостроем» случилось на самом деле давно, ещё в студенчестве, но было, скорее, формальным. Свой экземпляр книги я получила за выступление на юридической конференции, но тогда особого интереса к книге не возникло. Не возникло его и чуть позже, когда изучение русской традиции стало моим существенным увлечением. И даже тогда, когда меня на волне изучения традиции и фольклора чуть не унесло к славяно-ариям, которые до сих пор летают где-то на вайтманах и вайтмарах. Этот эпизод требует отдельной статьи:)

Время шло, «Домострой» пылился, я пребывала в уверенности, что это страшная книга о том, как муж в семье всех побивает. Но, поскольку я, в отличие от литературного средневекового памятника, так и могу пропасть в вечности, было принято волевое решение взяться уже за эти «буки-веди». И тут...

С первых страниц я поняла, что это прекрасная книга по домоводству! Написанный в XVI веке (точной датировки нет, как нет и конкретного автора, кроме более известной «Сильвестровской редакции»), «Домострой» оказался на удивление актуальной книгой! Если отбросить архаичность текста и средневековый антураж, то многие советы могут быть применимы и в современном быте. В книге поглавно расписано, как вести хозяйство, как организовывать быт, как беречь в сохранности имущество, как, что и когда готовить (с оглядкой на православные праздники и посты), как хранить продукты, как воспитывать детей, как обращаться с работниками, и прочее, и прочее. И, кстати, я не обнаружила тут каких-то чрезмерных средневековых жестокостей по отношению к детям и женщинам, всё в рамках всё той же средневековой морали. Более того, приятно было отметить в книге места, где, наоборот, в отношении женщин рекомендовалось проявлять заботу, делать поблажки (например, беременным на богослужениях разрешалось не кланяться, не опускаться на колени).

Понятно, что жизнь по «Домострою» - это идеализированная картинка бытия, к которой рекомендовано стремиться. И тем интереснее сравнение этих рекомендаций с приведёнными в комментариях к книге свидетельствами иностранных очевидцев того времени. Конечно, не в пользу русских, тут заграничные гости верны себе: не понравилось им, что русские женщины не ведут себя, как «раскрепощённые» европейские женщины, сторонятся чужих мужчин и строги к себе. Интересная информация для размышления.

«Домострой», как произведение популярного в те времена «поучительного» книжного жанра, сочетает в себе советы религиозно-этического свойства с советами по хозяйственной части. Литературоведы отмечают его уникальность в сочетании церковно-славянского языка с простонародной речью. Я же, как рядовой читатель, не углублялась в сравнительный анализ нескольких редакций и переводов этой средневековой книги, не ставила своей целью углубленное её изучение, но прочитала её с неподдельным интересом и вниманием. Более того, «Домострой» читается очень легко именно из-за своеобразной литературной атмосферности, например, когда после серьёзных поучений о правилах хранения готовки припасов встречается «ох и сладки бывают вишни, в патоке перепущенные!» или другие очень живые заметки автора. В такие моменты особенно ясно чувствуется непрерывность исторической связи времён, общность восприятия мира средневековым автором и читателем современности.

В моё издание включены: «Домострой» (древнерусский текст, Сильвестровская редакция, перевод);Приложения – «Из Измарагда» (древнерусский текст и перевод). «Измарагд» - это ещё один древнейший сборник поучений и приведён в книге для сравнения его текста с «Домостроем», поскольку средневековой литературе было свойственно заимствование и переработка некоторых старинных текстов. «Измарагд» по содержанию более религиозен, более похож на богословскую литературу, но преследует ту же цель, что и «Домострой», – привить человеку стремление стать лучше, следовать высоким христианским нормам средневековой морали.

Итог: «Домострой» - хозяину и хозяюшке на заметку! Читайте, люди добрые, время от времени старорусские литературные произведения и набирайтесь ума-разума, чтобы не сбивали вас с толку псевдо-историки, да чтобы русским духом преисполниться!