Больше рецензий

31 марта 2024 г. 12:25

36

3 Раньше или позже жизнь всех нас делает философами

Книга подойдет только для новичков в философии - таких, как я. Вместе с тем, мне не хватило логики в изложении. Автор путешествует, но не объясняет, почему именно по этим местам и почему его интересуют именно эти философы. Хронологии нет, и тематическая нить (от утра к закату) для меня не достаточно убедительна. Собственно философии не так много, потому что автор то и дело вставляет собственные комментарии, иногда ценные и заставляющие задуматься, а иногда неуместные и несколько раздражающие. Русский перевод местами оставляет желать лучшего: например, переводчик пишет "наггетсы из истин", хотя должно быть, конечно, "крупицы истин" (английское nuggets многозначно).

Все же некоторую мудрость я почерпнула, за что книге спасибо: Сократ и его искусство вопрошания (начало любой философии - изумление), Руссо и идея о том, что лучше думается во время движения, Торо и совет учиться видеть медленно (восприятие красоты - критерий нравственности!), Сэй-Сёнагон и умение радоваться мелочам, Эпикур и его мысль об удовольствии как не присутствии чего-то, а отсутствии раздражений ("атараксия"). Эпикур выделял три группы желаний: естественные и необходимые; естественные, но не необходимые; не естественные и не необходимые - такие пустые желания приносят больше всего страданий. Не только лучшее - враг хорошего, но и хорошее - достаточно хорошего.

Довольно полно автору удалось раскрыть философию стоиков: меняй, что можешь изменить, и прими, что не можешь. Трудности закалят (Сенека: "Дерево вырастает сильным и крепким лишь там, где его постоянно сотрясают порывы ветра; терзаемое бурей, оно становится тверже и прочнее вонзает корни в землю"). Эпиктет: доверять свое счастье другим - все равно, что накладывать путы на самого себя - наша суперсила состоит в способности управлять своим внутренним миром (значит, выбирать свое отношение к событиям, людям, явлениям). Нужно разделять рефлексы (предэмоции, не поддаются контролю) и чувства (наш осознанный выбор). Общий вывод: нужно научиться желать то, что имеем, потому что в какой-то момент это исчезнет.

Изумила вскользь прозвучавшая в книге идея Б. Рассела о том, как перестать бояться смерти (цитата из интернета, так как в книге представлена неполная): The best way to overcome the fear of death—so at least it seems to me—is to make your interests gradually wider and more impersonal, until bit by bit the walls of the ego recede, and your life becomes increasingly merged in the universal life. An individual human existence should be like a river: small at first, narrowly contained within its banks, and rushing passionately past rocks and over waterfalls. Gradually the river grows wider, the banks recede, the waters flow more quietly, and in the end, without any visible break, they become merged in the sea, and painlessly lose their individual being.

Наконец, понравилась идея самого Э. Вейнера: "...в цифровую эпоху шопенгауэровская Воля воплотилась в виде интернета. Подобно Воле, интернет вездесущ и не имеет цели. Он всегда жаждет и никогда не насыщается. Он поглощает все, в том числе наш драгоценный ресурс - время. Он предлагает иллюзию счастья, а дает лишь страдания. Как и Воля, интернет предлагает два способа избежать этой ловушки: путь аскета или путь эстета. Медитация или музыка".