Больше рецензий

Olga_June

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 апреля 2024 г. 08:59

91

5 СПОЙЛЕРЫ УЖЕ В ПУТИ!

Как несносно, когда людей считают дурными только потому, что они хотят жить по-своему!

Вот он – последний роман уэссекского цикла. И те, кто обещал, что читателей ждет безумная и трагическая кульминация, не обманули. Сперва мне показалось, что это будет роман в духе детального конца «Сто лет одиночества». Но это из-за того, что Джуд и Сью двоюродные брат и сестра, из-за того, что они начали встречаться, и из-за эксцентричности и импульсивности Сью. А потом я прониклась идеями Гарди глубже.

Здесь прежние страдания девушки, которая закончила школу и живет среди крестьян, или мужчины, который без образования добился положения в обществе, а потом сам все разрушил, отходят в тень. На первый план выходят люди, бросающие вызов обществу. Своими убеждениями, протестом против существующей морали и устоев, всей своей жизнью и жизненной философией, осуществленной на практике. В наши дни богу не нужно присматривать за людьми, как во времена сотворения мира. Глаз божий нам заменяет глас общества. Именно оно следит за всеми формальностями в области догм. Разумеется, карает жестоко и без поблажек, чего герои не смогли избежать.

Сью – сумбурный вариант Веры Павловны. У нее нет многих прав, нет особых возможностей для самоопределения и самовыражения, но и нет силы воли для бунта. Она слишком впечатлительна. Сначала по молодости лет придумала себе недостижимый идеал, стала скептиком и протофеминисткой. Ее мечта – жизнь без цепей общественной морали и ожиданий. Никаких браков для приобретения статуса, полная свобода мысли и действий. Ее главное желание – следовать велению сердца и не вызывать осуждения. Вот не хочется ей сожительствовать с мужчиной, и не надо ее принуждать (Джуд вообще вообразил себе, что соблазнил бедняжку, а ей нужно было идти по пути безбрачия). Увы, Сью оказалась слаба и непоследовательна для своей роли. Несколько столкновений с реальной жизнью заставили ее не только сменить позицию, но и бросить своего единомышленника, которого она завербовала в тихие бунтовщики, на произвол судьбы. Сью сама создала свой ад и закинула в него свою единственную любовь – пусть горит ярче.

Джуд, имеющий больше прав в современном ему обществе, такая же жертва бесправия. У него есть способности, есть мотивация и усердие, но нет возможности получить образование. Получив традиционное воспитание, Джуд все же открыт новым идеям, однако готов бунтовать лишь вдвоем. Один он слишком слаб и угнетен неудачами. А неудачи сыплются на него постоянно. Крушение надежд на учебу в колледже, катастрофический конец обоих браков, ужасная смерть детей, невозможность работать из-за сплетен и толков, склонность к алкоголизму и депрессии. В общем, у Джуда была возможность адаптироваться, он вообще довольно гибкий парень, но, увы, Сью его сломала, а поддержать не смог никто.

Тема брака красной нитью проходит через все романы Томаса Гарди. Брак для одних выгодная сделка, для других ловушка или даже смертельный капкан. Здесь мы видим всевозможные идеи по этому поводы. И дань традиции, и поддержка репутации, и союз влюбленных, и инвестиция, и трагическая случайность. Мне кажется, Джуд легче относился к обряду бракосочетания, чем Сью. Именно она сбила его с толку своими суевериями о том, что стояние у алтаря и запись в церковной книге каким-то роковым образом влияют на любовь между мужем и женой. Мол, обряд – принуждение, а любовь по принуждению не живет долго. Это малодушие Сью испортило жизнь им обоим, ведь в то время на сожителей смотрели как на потерянных грешников. Кстати, развод, недостижимый, но казавшийся благом в других книгах цикла, здесь предстает с неожиданной стороны. Да, он дал Сью и Джуду шанс быть вместе, но погубил карьеру и положение первого мужа Сью и внес дикие коррективы в жизнь пары после смерти детей. Если бы не это, то Сью не вообразила бы, что прогневила Бога, уйдя от законного мужа к любовнику, а Джуд не оказался бы на руках корыстной и ограниченной женщины, которая даже стакан воды перед смертью ему не подала.

В этой книге получила развитие и тема родового проклятия. В «Тэсс из рода Д 'Эрбервиллей» она появилась в связи с историей о карете д'Эрбервиллей, которая преследовала потомков рода перед несчастьем. В «Джуде» это леденящие кровь истории семейной жизни старших поколений Фаули, где кто-то погибал от рук палача или совершал самоубийство. Их мораль – потомкам Фаули брак противопоказан. Нужно сказать, опыт Джуда и Сью не выбивается из общего ряда судеб предков.

Роман беспросветный. В начале в нем есть место мечтам, надеждам, переменам и счастью, пусть оно достается в борьбе. Герои, особенно Сью, смелые, дерзко бросают вызов судьбе. Но время идет, ситуация усугубляется, просвета нет, а гибель детей окончательно погружает все во мрак. Однако это выделяет роман из всего цикла и поднимает его на новый уровень. Возможно, хорошо, что цикл прервался: трагичнее и лучше уже и не написать бы.

P.S. Сью ассоциируется у меня с песней It's a Sin (Pet Shop Boys), а Джуд – с Losing My Religion (R.E.M.). Да, песни старые, так и герои не новые.