Больше рецензий

11 апреля 2024 г. 14:49

90

3 Ни о чём

Не тяготеющему к философии читателю с лихвой хватит главы-вступления, написанной доктором философских наук Александром Павловым. Там профессор кратко, но, как по мне, исчерпывающе проходится по основным тезисам «Общества усталости». Почерпнуть из текста что-то новое после такого вступления становится затруднительно.

Если в двух словах, то главная мысль Бён-Чхоль Хана следующая: современный человек не свободен. Раньше человека эксплуатировали другие, теперь он эксплуатирует сам себя. В современном мире главенствует культ продуктивности и многозадачности, и это приводит в выгоранию и депрессии. Такое положение дел не является прогрессом - это регресс, а многозадачность как таковая - необходимое свойство диких животных, а не человека. Люди же должны уметь «притормозить», просто созерцать окружающий мир, а не хвататься за всё и сразу.

Как это часто бывает у философов, мысли Бён-Чхоль Хана очень европоцентричны. Или, как минимум, ориентированы на благополучные страны. Мне, в общем-то, не хочется обесценивать моральные страдания населения благополучных стран, но я всё равно сомневаюсь, что жители условного Афганистана впадают в депрессию реже жителей Германии (именно там проживает этнический кореец Бён-Чхоль Хан).

Да, выгорание существует и это вполне реальная проблема, но такая постановка вопроса как в «Обществе усталости» для меня выглядит просто нытьём о том, как всё плохо, а совет «притормозить» непродуктивным - это банально не все могут себе позволить, жить-то на что-то надо. К тому же, очень деятельные люди всё ещё существуют и существовали всегда, в любую эпоху. Они просто такие - не из-за моды и каких-то тенденций, и для них совета хуже, чем «остановись и созерцай» сложно придумать.

Итог. Эссе как эссе, ничего особенного и для 2024 года ничего нового (возможно, на момент написания это и правда был глоток свежего воздуха в направлении философской мысли). Небольшое количество страниц - однозначно плюс, читается быстро, но для себя из эссе я не почерпнула ничего.