Больше рецензий

25 апреля 2024 г. 22:16

46

2

Брать на чтение книги русских современных авторов фэнтези - это как прогулка по минному полю. Если повезет - выживешь и история тебе понравится. Но чаще ты "взрываешься" на первой десятке страниц. "Сожженные земли. Лишний" именно такой случай. Это книга, в которой плохо все - язык и стиль автора, герои, мир, сюжет, логика... Спасибо, что хотя бы переодеваний в каждой главе не было. Внимание - будет очень много букв!

Персонажи. Хотите эталонный образец мартисьюшного героя? Знакомьтесь - главный герой Александр, попавший в параллельный (?) мир и оказавшийся потерянным наследным принцем. Классический признак мартисьюшки - все ему легко дается. Надо драться на мечах - он ходил в нашем мире на фехтование (и хотя я уверена, что фехтование и владение мечом - разные вещи, муж меня убеждал, что на одном из ответвлений фехтования учат владеть и мечом). Надо добыть информацию, когда все вокруг молчат в тряпочку - герой за пару месяцев в незнакомом мире с кучей непонятных созданий и не понимая ничего в местной флоре, фауне и мироустройстве, "создал" чуть ли не контрабандистскую сеть обмена ресурсами, плата за которые в том числе и информация. Надо, чтобы герой был еще более нетакусеньким - дадим ему еще редкую способности и дракона подарим. И это только верхушка айсберга. Сам Александр не прописан. Это молодой мужчина, который ведет себя почти все время как женщина в период ПМС. Остальные герои от него не отстают в плане проработанности. Они между собой делятся на 2 типа - одним надо, чтобы Сашка все вспомнил, другим это не надо. Это вся их мотивация. И все, что они делают - идут к своей цели. Зачем? Почему? При этом в каждом из них нет ни капли правдоподобности. И, естественное, каждый из них создан не как самостоятельная боевая единица, а как помощь или помеха герою.

Атмосфера. Чтобы прочувствовать атмосферу истории и выдуманного автором мира, надо чтобы сам автор четко представлял себе этот мир - от погоды до политики. В "Сожженных землях" это не мир, а мешанина. Читателю сложно представить, что, где и как взаимодействует, находится, чем живет и чем дышит. В первой половине книги действие происходит в местной академии, готовящей воинов, летописцев и лекарей (ничего не напоминает?). И вы не сможете мысленно пройтись по ее коридорам или побывать на занятиях. Это слишком сложно продумывать и передавать в виде слов на бумагу. Во второй половине читатель с героями может немного надкусить внешнего мира, но кроме голой женщины-некромантки, сидящей в растопырку на ветке (именно так герои поняли, что перед ними женщина, кстати) вы ничего не запомните. Это даже не безликие декорации. Это зеленый фон, куда вольно подставить любую картинку.

Язык / стиль автора. Тут тоже все плохо. Не могу сказать, что это махровая графомания, но очень много корявых по смыслу предложений, которые даже не смогли исправить на корректуре. Текст довольно примитивен, но читается легко и быстро. Даже попыток в описание и красочность в тексте нет. Вообще. Все описательные прилагательные типичные для жанра, нового ничего нет. И даже на цитатки не разобрать текст.

Сюжет/сеттинг. Александр, спасая свою девушку на стоянке, "случайно" попадает в параллельный мир, где ему предстоит учиться в местной геройской академии и осваиваться в мире. И по ходу пьесы мы узнаем, что этот Александр не так-то и прост. Это чуть ли не единственный законный наследник местных земель, умеющий вызывать белых редких драконов. Но автору вот этого вот показалось мало. Поэтому у нас тут еще намечается переворот и свержение местной Королевы Сучки, "Санта-Барбара" с сестрой-близняшкой и необоснованные смерти почти всех персонажей, которые не ведут абсолютно не к чему. Просто ради пожалейки (которая не удалась, т.к. герои не продуманы и плевать на них с высокой колокольни). Про сеттинг сказать даже нечего. Что за мир? Как он расположен относительно нашего? Почему в нем соседствуют мечи-факелы-условное средневековье-магия и тачпады-современные душевые-инъекции для понимания местного языка и т.п.? Кто все эти создания, которые не относятся к людям? Почему есть разделение между землями людей и землями существ? И я могу продолжать и продолжать. Буквально на каждой странице думающий читатель будет задаваться просто миллионом вопросов, ответов на которые не найдет. Их положительного отмечу только попытку придумать каких-то новых существ. Пусть автор сама не придумала для них историю появления и существования, не определилась с их способностями и не выбрала им сторону, но за попытку плюсик.

Интрига. Весь этот замут с наследниками и уникальными силами, с перерождением и попытками вспомнить - это и есть интрига. А такие интриги, прости господи, буквально в каждой книге авторок русского ромфанта с попаданками. И в желании не стоять в одном ряду с тучей этоих авторок, Анна Щучкина решила замахнуться аж на Джорджа Мартина. Потому что герои у нас тут мрут как мухи. Только если у Мартина каждая смерть несла смысл и развитие сюжета или героев, тут у нас эти смерти просто для пожалейки и шокирования читателя. Чтобы читатель забыл, что читает откровенный проходняк и лажу.

Логика. Она вышла из чата. Не буду говорить, что непрописанный герой не может совершать логичные поступки или действия, которые были бы свойственны ему по характеру. Потому что... правильно!.. тут нет прописанных героев. Логика выходит из книг на 17 странице и больше не возвращается.

Как герой реагирует на свое похищение? Никак. Ну, похитители, ну, связали, ну, везут куда-то... Единственные эмоции и переживания у него - как там Кира (девушка). Как он реагирует на попадание в другой мир? Еще никаковее, чем на похищение. Хм, другой мир?! Что ж, придется приспосабливаться, и попозже сбегу домой. Про развитую сеть контрабанды я уже упоминала. То, как герой ходит по освещенным факелами коридорами в сторону современной ванной комнаты с горячей водой в условном магическом средневековье. И читает досье про себя на тачпаде (почему они работают, где заряжаются, откуда вай-фай в этом мире?) Вампир, который решил пожертвовать собой с нифига. Смерти некоторых героев идут в эту же кучу. И это снова всего лишь верхушка айсберга "Сожженные земли"

Удовольствие. Вторая звезда здесь лишь за то, как меня "бомбило" буквально на каждой странице. Оооо, я дочитала до конца это. Из принципа. И это единственное удовольствие от прочтения - видеть реакцию мужа и морского свина, когда я с пеной у рта доказываю им, что книга - г... Если автор хотела, чтобы мы сами себе все додумали и придумали... Что ж, я додумала и придумала. Только это получилась уже не история Анны Щучкиной. Это получилась уже моя история...


В качестве ПЫ.СЫ.

Вот несколько интересных (нет) моментов из книги:

1. При похищении Александр был не один. С ним в кабине грузовика (!) ехали еще трое парней. И когда герою сделали инъекцию для понимания местного языка (да, мы потом об этом догадаемся, потому что нам не расскажут), и он начал понимать "сокамерников", то он... вообще никак на это не отреагировал! Серьезно. Даже когда другой герой ему указал на это, Сашка промолчал. Обычное же дело... просто очередной вторник.

2. Прозвище одного из приставленных к главному герою парней было "Азиат". Да, в местной академии к новобранцам обращаются по кличкам. Азиатом он стал потому, что внешне похож на азиата (вот так сюрприз). Причем слово "Азиат" не перешло от главного героя. Нет, это прозвище придумали, когда его "рекрутировали" в академию. И это при том, что Иниго (тот самый Азиат) - местный житель. Что? Почему для этого мира нормально называть людей азиатской внешности Азиатами? У них тоже есть Азия в этом мире? Они в курсе, вообще, почему у нас они азиаты? Столько вопросов...

3. Герой у нас все знает, все умеет. Даже если "смутно помнит". Тут должна быть цитата:

"Я сбросил рюкзак на землю и принялся доставать из него вещи. И, к моей радости, в нем нашлась не только прочная веревка, но и два карабина. Я СМУТНО ПОМНИЛ, что нужно было КАК-ТО обвязать себя и закрепить карабин. Но как-то слишком смутно.
Я пару раз обмотал веревку вокруг торчащей скалы и защелкнул карабин. Несколько раз потянул на себя - держалась крепко. Я просунул веревку между ног, перекинул ее через плечо и защелкнул второй карабин посередине, сделав петлю".

Твою ж мать! Мне бы так СМУТНО ПОМНИТЬ! Мало того, что в рюкзаке волшебным образом нашлись карабины и веревка нужной длины (ровно настолько, чтобы спуститься с обрыва), так он еще и удачно спустился, для проформы пару раз оцарапавшись. Иначе это же не подвиг, если не поцарапаешься.

4. Тут просто цитата... Думайте сами, что это значит.

- Ты можешь называть меня Дэниел.
Я мысленно попробовал имя на вкус. "Дэниел".
Как будто глоток воды после дальней дороги. Объятия друга после пятилетнего отсутствия. Дуновение свежего ветра..."

Жаль, нельзя в текст поста вставлять гифки. А тот тут прям подошел бы тот мем с девушкой, говорящей: "Чего, бл***?!"

И это даже мы не перешли за сотню страниц. Но не стоит верить мне на слово. Вдруг я просто старая дурная тетка, которая ничего не понимает в фэнтези и попаданцах.


Комментарии


обоже! я нашла вас! человека, которому тоже не понравилась книга и настолько она раздражала, что дергался глаз!
подписываюсь под каждым вашим словом. а ещё хлопаю стоя, вы очень сильная раз уж смогли дочитать до конца, а я вот не осилила. решила поберечь свои нервы.
ещё бы хотела добавить про постельную сцену. я угорала от того, насколько ужасна она была прописана. мне кажется, что 14-летние девочки и то лучше напишут


Спасибо! Я тоже рада, что мы нашли друг друга )))
Мало того, я еще даже думала прочитать вторую часть (но в электронке), чтобы либо убедиться в КАКчестве истории или взять свои слова назад))