Больше рецензий

26 апреля 2024 г. 21:29

153

5 Пока я читала книгу, в моей голове набатом звучала фраза: "Зло порожает зло"...

"Медь и мёд" несёт посыл о том, что за всё нужно платить. За достижение каких-либо целей, мастерство — за всё придётся чем-то жертвовать. Если открылась одна дверь, то где-то закрылась другая. А за ошибки или грехи будет наказание. Это звучит и во второй части, но, пока я её  читала, в моей голове набатом звучала фраза "Зло порождает зло".


За Ольжаной всё ещё гонится чудище и каждая следующая встреча с ним не только травмирует морально, но и физически. Вся страна в напряжении: собирается огромный суд, на котором под подозрением оказываются все. Относительный покой, который более-менее держался несколько десятков лет, рушится на глазах... Параллельно мы узнаём историю о том, как молодой монах раскрыл хитрую ведьму, наславшую мор на целый город.


И всё же в нарастающей тревоге и трудной ситуации продолжается жизнь, показаны маленькие человеческие отношения. Между какими-то героями вспыхивают чувства, некоторые близкие друг другу персонажи встречаются после долгой разлуки, а кто-то проявляет себя с совершенно неожиданной стороны, чтобы защищать тех, кто дорог.


Мне нравится, что у Яны почти нет резких поворотов сюжета. Не выяснится в конце книги, что кто-то там наследник престола и это не перевернёт всю ситуацию на 180°. Если что-то и раскрывается, то автор даёт на это намёки всю книгу и постепенно раскрывает персонажей, обстоятельства. Снимает с лука слой за слоем, а не разрезает прямо с шелухой, так сказать)


Ещё меня поражают герои, их сложность и неоднозначность. Невозможно кого-то ненавидеть, нет абсолютных антагонистов. Как только я хочу сделать кого-то козлом отпущения, персонаж показывается другим боком — человеком со своими переживаниями, который заботится, пусть и неумело, о своих близких. Как нет и идеальных персонажей. Они все такие, какие есть — люди.


На совместных чтениях я несколько раз писала длинные сообщения, которые могу по сложности сравнить с сочинениями в формате ЕГЭ по литературе. Это к тому, что голова у меня упрямо сравнивает "Лихо" по сложности и глубине с классикой. Здесь тоже широкая проблематика и надо вчитываться в каждое слово, чтобы не упустить значимые детали. Вряд ли я имею право судить, но именно так думаю.


Также я не перестаю восхищаться медовым языком Яны. Она так чарующе ведёт повествовние... То перед нами рисуются восхитительные пейзажи, то мы слушаем легенды и сказки, то кожей чувствуем нарастающее напряжение...


И мне не даёт покоя ситуация, в которой все находятся. Знаете это чувство, когда душа не на месте? У многих героев именно так. Ольжана считает себя виноватой в том, что чудовище убивает ни в чём не повинных людей; создатель сущности каждую секунду стоит перед моральным выбором; Юрген пытается помочь своей "семье", но хочет и немножко пожить для себя, Чарна старается переступить через невзаимную любовь... У каждого персонажа своё развитие, своя проблема, всех не перечислю.


А ещё это прекрасное фэнтези со сложным мироустройством, авторским миром и огромным количеством культур. Конечно, здесь есть что-то близкославянское, моё любимое "там русских дух, там Русью пахнет", но, как я говорила в прошлом году, без перегибов. Сама Яна характеризует свою книгу как мультикультурное фэнтези — и это очень точно.


Так что я настоятельно рекомендую вам книгу. Потому что, если бы у меня была специальная полочка для книг, которые я считаю одними и лучших, то "Лихо" бы там точно стояло.