Больше рецензий

Osman_Pasha

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 апреля 2024 г. 16:59

144

4

Изначально кажется, что книга будет похожа на - Империя должна умереть. История русских революций в лицах. 1900-1917 гг. : пересекающиеся герои, у обоих авторов всё начинается со Льва Толстого, описывается примерно один и тот же временной период и заканчивается повествование на пороге большевистского переворота, даже цвет обложки совпадает. Но внутреннее наполнение не совпадает. У Зыгаря идёт рассказ о мотивах, признаках и причинах революции. А у Андрея Аксёнова идёт рассказ о жизни, о людях, о времени, правда ссылки на революцию всё же проскакивают в тексте. Например неспособность правительства определиться с нефтяной отраслью сильно ударили по бюджету империи, а ещё сильнее запрет на продажу алкоголя в начале Первой мировой войны, ведь эта отрасль составляла 25% в государственном бюджете (с этой точки зрения предвыборный слоган «Я разрешу вам бухать! » из «Дня выборов» не выглядит таким уж нелепым).

В этой книге всё же в основном взгляд на дореволюционную Россию с точки зрения её жителей. Истории между собой не пересекаются, автор даже написал в начале, что читать их можно в любом порядке, не обязательно так как они расположены по содержанию. Среди историй рассказы о сексе в империи, о банковских махинациях, о футуристах как о первых панках, о становлении кинематографа, о культуре дачного отдыха и о многом другом. В главе об алкоголе говорится, что цены на него делали высокими, чтобы ограничить потребление алкоголя (хотя оно и так не было высоким), но сделать этого не удалось

было принято прийти в винную лавку, купить, скажем, полуштоф и тут же, не отходя далеко, выпить. Если при этом ты падал без чувств в канаву рядом с лавкой, так было даже лучше: все вокруг видели пьяного, завидовали по-доброму и понимали — вот лежит человек обеспеченный, и поработать умеет, и погулять.

А две цитаты показывают, что вообще мало что изменяется в мире

Суровость законодательства компенсировалась тем, что купцы и промышленники вовсе не собирались его соблюдать.
одним из основных видов деятельности революционеров была борьба друг с другом.

В итоге получается, что книга эта не о революциях, а о предреволюционном времени. Вместо рассказа о политических интригах и мотивах революции, автор раскрывает множество историй о культуре, обычаях и поведении людей того времени. Кажется, что рассказ о людях, чьи судьбы переплетаются с историческими событиями должен быть интересным, но из-за несвязанности историй между собой мозаика не складывается, книга воспринимается как набор отдельных рассказов. Получается, что «Поп Гапон и японские винтовки» это интересный взгляд на предреволюционный период, который не удаётся собрать в полную картину того времени из-за фрагментарности.

o-l.jpg
03:10