Больше рецензий

28 апреля 2024 г. 01:39

136

2.5 Спойлер Если ты ничего не делаешь, то это не совсем фатум

От прочтения осталось смутное ощущение, что это фанфик на "Тайную историю", причём как будто от начинающего писателя, хотя я при этом не могу до конца объяснить, в чём именно состоит это сходство. Персонажи вроде бы другие, место вроде бы другое, но вот этот вот флёр, томная неторопливость и сюжетные ходы - что-то общее чувствуется.
Хотя, не исключаю, что это влияние тех десятков упоминаний сходства в аннотации и отзывах, почему-то рекламили "Затворников" именно через него. Возможно, я в неё по итогу просто смирилась и поверила.

Парадокс в том, что вообще я не люблю книги Тартт, и ссылка на неё не была тем обстоятельством, что продало мне роман, продали мне карты. Но исходя из того, что "Затворники" мне тоже не особенно понравились, возможно, в чём-то эти романы действительно похожи.

Заявлены были мистическая атмосфера, музей и Таро. Честно говоря, по итогу есть только музей и, в очень дозированных количествах, карты... Которые выступают не то, чтобы вообще каким-то двигателем сюжета или хоть сколько-то важным атрибутом, происходило бы всё дело не среди искусствоведов, а среди палеонтологов, которые искали бы какую-нибудь пяточную кость, ничего бы не изменилось. Колоду, которую автор описывает с позиции "ах, какая она красивая", не назвать даже макгаффином, потому что она никого толком не интересует.

Лучший эпитет, который я могу подобрать для описания всего романа - вяло. Весь текст, от языка до сюжета, какой-то никакой, здесь просто что-то написано и это что-то можно читать. Но можно, в принципе, и не читать, для меня знакомство оказалось максимально проходным.

С сюжетом в книге плохонько. Формально, в принципе, он есть, но по сути своей напоминает скорее любовный роман с небольшой примесью социальной драмы о бедных и богатых. Детектив едва заметен, мистики нет вовсе, единственной тайной на протяжении всего происходящего остаётся вопрос, как Энн умудрилась вообще дожить до своего возраста, обладая характеристиками амёбы.
С точки зрения именно истории книга очень проста и, что ещё хуже для как бы мистического триллера, абсолютно предсказуема. Здесь словно никто и не пытался сохранить интригу, я поняла, кто злодей всей драмы, прямо со сцены, где Рейчел что-то там в журнале Мойры наворотила, а это происходит чуть ли не в третьей главе. И дальше все эти тонкие полунамёки, которые на самом деле видно ещё с обложки, философские вздохи и внезапные проявления дружбы кажутся очень топорным способом привести персонажей туда, куда надо для задуманного финала.
Вдобавок персонажи постоянно занимаются какой-то словесной эквилибристикой и подменой понятий, а когда результаты поступков оказываются ожидаемо ужасными, начинают всё валить на фатум. Нет, действительно, очень удобное объяснение, почему никто ни в чём никогда не виноват.

Вдобавок автор так странно их презентует, что непонятно, кому вообще среди них сочувствовать. Нормальной по моим меркам выглядела в итоге одна Мойра - она просто работала и пыталась выполнять служебные обязанности вместо того, чтобы прятаться по углам музея, курить или принимать отвар из интересных травок, страдая о том, как несправедлива жизнь.

Главная героиня очень странная, причём странная не в том смысле, что вся такая загадочная и непонятая, она странная отсутствием какой-то внятной прописанной личности. Весь роман она просто ходит за разными людьми, которые увлекают её в орбиту своих интересов, и заполняется она не чем-то своим, а тем, что ей подсовывают. Из своего у Энн только странный сюжетный твист с отцом и вечные страдания на тему фатума, которыми она упорно аргументирует отсутствие всякой инициативы от себя.
Мол, ничего не могу сделать, это просто рок, просто так должно было получиться, никак иначе, я просто шла по предначертанному пути.
Надо же, как удобно.
А может, стоило попробовать что-нибудь сделать, а не просто плыть по течению? Очень удобно рассуждать о судьбе, сложив лапки. И страшно продуктивно.

При всём том, что всё повествование ведётся от первого лица, у меня вдобавок были огромные проблемы с тем, чтобы понять смысл поступков Энн. Она постоянно рассказывает о своих глубоких чувствах и страданиях, как ей не хочется уезжать обратно в свой крошечный город, где ничего не происходит, а ещё мать у неё неправильная, а ещё никто её не ценит за то, какая она хорошая, и все работодатели прислали ей отказы. И в этом потоке совершенно теряется одна из основных, даже, возможно, основная идея - то, как Энн начинает верить в карты и картам.
Это вообще никак не объяснено, совершенно, нет никакого перехода: сначала она говорит куратору, что Таро - лишь один из её научных интересов, потому что они входили в когорту всяких гадательных практик наряду с астрологией, а потом вдруг она уже начинает читать расклады и верить, что именно карты написали её судьбу. А что? А когда это произошло? Почему из учёного ты стала гадалкой? Как это случилось, что тебя вдруг убедило поверить, почему бы это было не рассказать в своём постоянном потоке мыслей вместо очередной жалобы на то, что мать звонит?
Это хотя бы имело сюжетный смысл.

Посреди текста внезапно вылезают полезные социальные комментарии о том, что нельзя продвинуться по карьерной лестнице без поддержки начальника, а начальник за это требует личных отношений. И, в целом, я согласна с тем, что концепция - довольно мерзкая, но вот в чём соль: с учётом всего того, что затем показано о Рейчел, есть чёткое ощущение, что это она была главной (что, в принципе, и заявляется прямо) во всём, от отношений до интриг, и тогда что должно вызывать жалость? Что она сама решила, сама сделала, сама получила результат и сама этим результатом пользовалась?
Так в чём претензия тогда... Ничего непонятно, но очень интересно.

Исторические справки тоже были зачастую довольно внезапны, при этом как-то совершенно не к месту. Опять какое-то поверхностное цитирование Википедии, хотя, опять же, на одном понимании средневековых традиций сливать науку и магию можно было расписать немало интересных подробностей, а сверху неплохо бы легли и описания оккультных символов, которые давно умерший художник выбрал для карт. Здесь же всё наскоком, а вся исследовательская работа над таким важным артефактом, как полная колода, описывается фразой "мы считали эту карту Колесницей". Почему? Для чего? Зачем? А нельзя ли для читателей, которые никогда сами не читали про Таро и его символику, описать, что значит Колесница? Или, может, каков был смысл скрывать старые карты новыми и почему это никто не обнаружил раньше, если карта так легко открывалась?
Но нет, сами додумайте.
С точки зрения лора - одна из самых бедных книг, которые мне встречались, причём самое грустное, что сделать хорошо тут не было никаких проблем, вокруг современность, искусство и Таро, про которое за последние сто лет чего только не понаписали. Бери и переноси, сплошная ферма идей. Однако здесь - тишина.

Единственная мысль, которая мне в книге прямо понравилась, это небольшой эпизод рассуждений Рейчел о том, что она не хочет знать своё будущее и не понимает, почему кто-то хочет. Переплетение с одной из последних сцен, где Энн раскладывает карты и видит одни тузы, я нахожу даже изящным, такое себе будущее, которого нет, и трактуй, как хочешь: то ли впереди нет ничего, то ли ты просто сам за всё в ответе. Это было здорово, это было красиво.

Всё остальное - а зачем. А для чего. А куда.
Meh.

Вот и вышло, что книга лично для меня странная, хотя задумка казалась очень богатой, на материале из оккультной символики и жажде признания с напором на роковую неизбежность можно было построить что-то намного более увлекательное, чем вот это вялое бултыхание посреди постоянного упоминания судьбы (с придыханием). Я не то, чтобы прямо пожалела о прочтении, но мои надежды были явно больше, чем то, что роман способен дать: здесь нет ни готической загадочности, ни оккультных игр с тяжёлыми последствиями, а всё, что есть - кучка скучающих искусствоведов, развлекающих себя отношениями друг с другом. И, разумеется, получающих неприятности, потому что кто бы мог подумать, что отношения на рабочем месте порождают проблемы.
А я правда хотела про карты, но увы.