Больше рецензий

Kristina_Kuk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 апреля 2024 г. 15:33

745

4.5 Происшествие в Бирме

Этот очерк во многом автобиографичен. Случай, описанный в нем, произошел с Оруэллом во время его службы в колониальной полиции в Бирме. Автор еще неопытен и находится в процессе формирования своих политических взглядов и своего видения мира.

Вот как он говорит о себе. В то время я «был молод, малообразован, в проблемах своих вынужден был разбираться сам…»

Хотя он является винтиком в машине британского владычества в регионе, он, по собственным словам, все больше склоняется к осуждению этого владычества. Рассказчик понимает, что местные люди, вот, кто заслуживает сочувствия.

То, что его интересует мнение местного населения, находит выражение в случае со слоном.

Животное, из-за начавшегося периода полового возбуждения, разбушевалось и натворило дел. Потом слон, кажется, успокоился. У Оруэлла, который приблизился к месту действия, в руках винтовка. Собравшаяся толпа ждет зрелища.. Дальше можно вспомнить чеховское «ружье обязательно выстрелит».

Рефлексия Оруэлла показывает, что им движут разные соображения, но главное из них - - опасения потерять лицо. Автор готов на все, чтобы только не стать посмешищем в глазах местных людей. Он понимает бессмысленность всего происходящего, но ничего не может поделать. Ему приходится играть роль до конца, какой бы нелепой она ни казалась. Он сам приговорил себя к этому, приехав в Бирму и послав за оружием.

Слон выступает аллегорией на империю, которая даже сильно ослабшая может еще какое-то время держаться на плаву. На самом деле иносказательное прочтение - - большой плюс (по крайней мере, для меня). Благодаря ему, можно не слишком переживать из-за предназначенной слону судьбы. В смысле не воспринимать это буквально.

Это то, что на поверхности. Но текст глубже. Не просто конкретный случай, а размышление о тирании в широком смысле и ее, как несложно догадаться, негативном влиянии на человека. Оруэлл пишет, что превращаясь в тирана, «белый человек наносит смертельный удар по своей собственной свободе, превращается в претенциозную, насквозь фальшивую куклу, в некоего безликого сагиба - европейского господина». Относится это высказывание ко всем людям, хотя, конечно, понятно, почему Оруэлл говорит о европейцах. Вообще, читая, надо помнить, что написано эссе уже давно.

Мне понравилась честность автора. Он не пытается казаться «хорошим» и честно рассказывает о своем опыте. Например, он говорит о своих переживаниях, и лишь мельком упоминает о кули, ставшим случайной жертвой слона.

В завершение процитирую одну свою подругу: «У каждого свой слон, внешний и внутренний». Мысль, которая заслуживает дальнейшего развития.


Комментарии


Вот на днях дочитала роман, который тоже относится к тирании в государстве. Пусть и не на 100% в Европе и происходившей (и происходящей) менее десяти лет назад, но посыл очень похожий. И я так же, как и ты до сих пор не выставила роману оценку. Вот не знаю и все. Может к концу рецензии, если она-таки увидит свет, я смогу определиться с баллом окончательно.

Мне понравилась честность автора.

Вот в этом плюс ранних работ писателей. В них есть честность и свежесть.


Пусть и не на 100% в Европе и происходившей (и происходящей) менее десяти лет назад, но посыл очень похожий.

А что за роман? Надеюсь, рецензия увидит свет. )

С оценкой да, бывает непросто определиться. С романами мне обычно проще, а тут небольшое эссе.. В принципе, я могла бы поставить "4" (из 5) и даже повыше. Очерк хороший и заслуживающий внимания, хотя не простой. Но решила ничего не выставлять. Может потом передумаю и "оценю". )

В них есть честность и свежесть.

Всегда ценные качества.


А что за роман? Надеюсь, рецензия увидит свет. )

Ахмет Алтан - Мадам Хаят 

Эх, если осилю ее написание, то увидит..)

Может потом передумаю и "оценю". )

Я вот тоже пока в разудмьях) Роман тоже совсем не большой, это тоже усложняет оценивание




Ахмет Алтан - Мадам Хаят

очень любопытно. )

Роман тоже совсем не большой, это тоже усложняет оценивание

Ясно. Мне кажется, если решение так и не появится, можно оставить без оценки. Тем более если в рецензии написать о своих впечатлениях. Оценка - - часто условность.. хотя да, с  ними как-то веселее )


О! У меня, между прочим, мелькнула мысль, "а может, Кристина всё-таки напишет об этом эссе", но надежда была слабой :) Представь, как я рада, что ты обобщила возникшие мысли)
Я пока пробежала по тексту по диагонали. Позже приду для внимательного чтения.

В завершение процитирую одну свою подругу: «У каждого свой слон, внешний и внутренний». Мысль, которая заслуживает дальнейшего развития.

Блин, люблю такие моменты в твоих текстах, мини-пасхалки)) Я бы сейчас написала: у каждого свой слон, внешний или внутренний.
Согласна, что можно развить мысль.

До связи)


"а может, Кристина всё-таки напишет об этом эссе", но надежда была слабой :)

Улыбнула:) я сама не ожидала, что что-нибудь напишу )

Я бы сейчас написала: у каждого свой слон, внешний или внутренний.

Оба варианта хороши.

Позже приду для внимательного чтения.

Приходи. ) Спасибо тебе за вдохновение, Ника )


Согласна, что можно развить мысль.

Тут я положусь на твое аналитическое воображение ^^


аналитическое воображение ^^

Кристин, мне однозначно нравится это выражение ;) Но у меня сейчас, скорее, аналитическая леность)) Так что вряд ли смогу развить мысль... Мне кажется, ответ может быть в том, что ты написала ниже про параллель между (метафорическим) слоном и драконом. Но опять же, некоторая сложность в том, что, в отличие от дракона, слона здесь трудно воспринимать исключительно как метафору. Слоны умные животные, способные на эмпатию и эмоции. Хотя в этом, наверное, и сложность данного произведения. Бороться со слонами весьма непросто. Не замечать их тоже не получается, учитывая размеры. И что если иногда слон - это просто слон?..
Короче, это всё на что сегодня способно моё аналитическое воображение) Негусто)

Кстати, у меня вдогонку такой вопрос. Ты не знаешь, откуда пошло "важно самим не превратиться в дракона или не стать рабом очередного дракона". Какой-то литературный источник, да?


Но у меня сейчас, скорее, аналитическая леность))

Это дело житейское. )

в отличие от дракона, слона здесь трудно воспринимать исключительно как метафору. Слоны умные животные, способные на эмпатию и эмоции.

Да! Я тоже об этом подумала. И я не могу воспринимать слона исключительно как метафору, нет.

И ты, скорее всего, права про сложность. Но может так и было задумано? Ведь если взять "внутренних слонов", они могут быть (обманчиво) обаятельны.. да и "внешние", например, имперская архитектура, колониальный стиль, что-то такое.

Не замечать их тоже не получается, учитывая размеры.

При этом есть поговорка, "а слона то я не заметил". ) Так что было бы желание, можно и не замечать.

И что если иногда слон - это просто слон?..

Ага. )

"важно самим не превратиться в дракона или не стать рабом очередного дракона"

Теперь ты начала меня цитировать? ))

Про литер. источник. Ты скорее всего имеешь в виду пьесу Шварца "Дракон" (я не читала, но может быть прочту, как-нибудь). Есть, кажется еще советская, экранизация этого произведения (не смотрела и не планирую).


экранизация этого произведения (не смотрела и не планирую).

Фильм вполне может быть, что хороший. Просто я вряд ли буду смотреть. )


Ведь если взять "внутренних слонов", они могут быть (обманчиво) обаятельны.. да и "внешние", например, имперская архитектура, колониальный стиль, что-то такое.

Да... и всё это наводит на мысль, что выстрелы в слона, в том числе в метафорическом смысле, не решают многих проблем. Толпа получила зрелище, сегодня она довольна, но завтра её ждут те же трудности и заботы.

Может, это ещё о том, что без внутренних изменений и переосмысления, не стоит ждать настоящих изменений вовне?

При этом есть поговорка, "а слона то я не заметил". )

Да-да! Актуальная поговорка)

Теперь ты начала меня цитировать? ))

А что мне остаётся делать, когда ты так классно формулируешь?)

Ты скорее всего имеешь в виду пьесу Шварца "Дракон" (я не читала, но может быть прочту, как-нибудь).

О, спасибо за исчерпывающий ответ.
Пьесу Шварца я не думаю, что буду читать, а тебя бы я почитала, если ты решишь её прочесть)

Фильм вполне может быть, что хороший. Просто я вряд ли буду смотреть. )

Всех фильмов не пересмотришь :)


выстрелы в слона, в том числе в метафорическом смысле, не решают многих проблем. Толпа получила зрелище, сегодня она довольна, но завтра её ждут те же трудности и заботы.

Лучше и не скажешь.. Сложно всё, иными словами. Нет черного и белого, только хорошего и только плохого.

что без внутренних изменений и переосмысления, не стоит ждать настоящих изменений вовне?

Да, наверное.

что мне остаётся делать, когда ты так классно формулируешь?)

краснеет и шаркает ножкой )))

Пьесу Шварца я не думаю, что буду читать, а тебя бы я почитала, если ты решишь её прочесть)

Не обещаю, но кто знает...

Всех фильмов не пересмотришь :)

И не надо. )

Ника, еще раз спасибо за классные комменты! )


Сложно всё, иными словами. Нет черного и белого, только хорошего и только плохого.

Всё так, Кристин. Жизнь полна сложных переплетений, оттенков и нюансов... Хотя не могу не отметить, что эту правильную мысль тоже можно попытаться извратить в зависимости от контекста и обстоятельств. Но это понятно, не стоит повторяться)

Не обещаю, но кто знает..

Вдохновение - вещь непредсказуемая. Никогда не говори никогда ;)

Tout le plaisir est pour moi :)


что эту правильную мысль тоже можно попытаться извратить в зависимости от контекста и обстоятельств

да, это понятно. Но мысль от этого не теряет своей правильности, как по мне.

Кстати, обрати внимание, как много зависит не только от того что говоришь, но и  от того, с кем говоришь. )

Tout le plaisir est pour moi :)

А как же я?:)) Обнимаю )


обрати внимание, как много зависит не только от того что говоришь, но и от того, с кем говоришь. )

Ага, многое.

А как же я?:))

Ладно, ладно, так и быть :D
Ответная обнимашка)


«У каждого свой слон, внешний и внутренний"

У кого слон, а у кого и дракон) Не скажу насчет аллегории, а с последним абзацем соглашусь. Мнимое господство оборачивается потерей свободы


У кого слон, а у кого и дракон)

Точно. Параллель между (метафорическим) слоном  и драконом просматривается.. и то что убить дракона недостаточно, важно самим не превратиться в дракона или не стать рабом очередного дракона.

Аллегория, как мне показалось, там тоже просматривается, но уверенно утверждать не возьмусь.


Оруэлл пишет, что превращаясь в тирана, «белый человек наносит смертельный удар по своей собственной свободе, превращается в претенциозную, насквозь фальшивую куклу, в некоего безликого сагиба - европейского господина»

Да, ведь желание властвовать над другими и добровольное подчинение (как явные признаки несвободного человека) – две стороны одной медали под названием рабская психология. Так что далеки от свободы оба: и господин, и раб.

«Если свобода есть благо, то свободный человек не может быть добровольным рабом. И потому, если ты увидишь, что человек унижается перед другими, льстит им -- знай, что человек этот также не свободен. Он раб…
Если ты увидишь, что человек хочет распоряжаться не самим собою, а другими, то знай, что он не свободен: он сделался рабом своего желания властвовать над людьми»

(Эпиктет)

Кстати, упомянутый в рецензии Антон Павлович прекрасно проиллюстрировал рабскую психологию в своём рассказе "Толстый и тонкий". Интересно, что поздний Чехов, переделывая этот ранний рассказ, изменил удалённость от свободы каждого из двух главных героев. В новом варианте писатель в воображаемом пространстве между свободой и рабством развёл их личности по противоположным направлениям: толстого приблизил к свободе (освободив его от желания властвовать над людьми), а тонкого ещё больше удалил от неё и приблизил к рабству (изобразив его холопское унижение перед дружески настроенным гимназическим товарищем, от которого этот добровольный раб уже никак не зависит по службе). И пропасть между мировосприятиями толстого и тонкого в последней редакции рассказа стала практически непреодолимой. Можно, наверное, сказать, что Чехов "выстрелил в слона", лишив толстого стремления к власти и контролю.)))

Спасибо за глубокую рецензию, Кристина!)


Так что далеки от свободы оба: и господин, и раб.

Да.. Вот вроде высказанная мысль кажется несложной, но осознать ее до конца может быть совсем не просто.. и тем более разглядеть в себе или близких людях зачатки рабской психологии может быть непросто.

Если ты увидишь, что человек хочет распоряжаться не самим собою, а другими, то знай, что он не свободен: он сделался рабом своего желания властвовать над людьми»

Ух, сильная цитата! Я припоминаю, читала как-то, что у Эпиктета была интересная судьба. Он был рабом, потом его освободили и он стал родоначальником (здесь могу ошибаться) философской школы.

Антон Павлович прекрасно проиллюстрировал рабскую психологию в своём рассказе "Толстый и тонкий".

сейчас перечитала этот замечательный рассказ. Антон Павлович отлично показал, как раболепство и чинопочитание влияет на человека.. и как моментально поведение может поменяться под его влиянием. Не знала, что Чехов оказывается потом переделывал рассказ.

Можно, наверное, сказать, что Чехов "выстрелил в слона", лишив толстого стремления к власти и контролю.)))

Это интересная мысль.. толстый убил своего "внутреннего слона" ))

Спасибо тебе за познавательный комментарий, Людмила! )


у Эпиктета была интересная судьба. Он был рабом, потом его освободили и он стал родоначальником (здесь могу ошибаться) философской школы.

Да, всё так. Кстати, и отец Чехова был ведь рождён крепостным.

Не знала, что Чехов оказывается потом переделывал рассказ.

Особенно много переделок в свои ранние рассказы Чехов вносил при подготовке к изданию прижизненного собрания сочинений (1903г). Поэтому относить их к раннему творчеству как-то даже не очень корректно, так как к ним приложил руку и превратил в шедевры уже поздний Чехов.


Поэтому относить их к раннему творчеству как-то даже не очень корректно, так как к ним приложил руку и превратил в шедевры уже поздний Чехов.

Это интересно и важно знать, да. Несколько штрихов могут так много значить и сильно менять смыслы. )


и и он стал родоначальником (здесь могу ошибаться) философской школы.

Наверное, речь о стоицизме) Эпиктет один из главных стоиков, наряду с Марком Аврелием и Сенекой, насколько я помню.


Наверное, речь о стоицизме)

Да, о нем! )


Кстати, Ник, думаю тебе тоже может понравиться маленький чеховский рассказ "Толстый и тонкий". О внутреннем рабстве с юмором.. Если конечно ты его уже не читала. )


маленький чеховский рассказ "Толстый и тонкий". О внутреннем рабстве с юмором

Спасибо за наводку! С удовольствием прочту)


Там чтения буквально на несколько минуток )


Там чтения буквально на несколько минуток )

Прочла. Отличный рассказ!)


Я счастлива слышать, что тебе понравилось ))


толстый убил своего "внутреннего слона" ))

Или, по крайней мере, попытался это сделать, встал на этот путь. )


толстый убил своего "внутреннего слона" ))

Точно! Отлично сформулировала, Кристина!)


Рассказчик понимает, что местные люди, вот, кто заслуживает сочувствия.

Да, это то, что необходимо подчеркнуть. В этом гуманистический посыл этого во многом автобиографичного очерка. И это отзывается и в наши дни, необязательно прямым эхом. Казалось, очевидная мысль о приоритете мирных людей далеко не очевидна в том числе для людей, претендующих на либеральные взгляды. Я бы даже сказала, что отношение к этому вопросу - это такой лакмусовый тест.

У Оруэлла, который приблизился к месту действия, в руках винтовка.

Предположу, в тексте не случайно делается акцент на оружии.
Страх потерять лицо, когда ты вооружён, а люди в толпе нет. Хотя численность тоже имеет значение. И, возможно, опасения рассказчика имеют какие-то основания.

Не просто конкретный случай, а размышление о тирании в широком смысле и ее, как несложно догадаться, негативном влиянии на человека.

С этим я полностью согласна, как ты знаешь. Ловушка тирании.

На самом деле иносказательное прочтение - - большой плюс (по крайней мере, для меня). Благодаря ему, можно не слишком переживать из-за предназначенной слону судьбы

Снова согласна. Правда, мне думается, в том, что это реальная история, которую можно интерпретировать как иносказание, есть как плюс, так и некоторая сложность. Реализм делает всё происходящее более острым. Но слон всё же не только метафора, но и реальное животное, которое тоже можно пожалеть.

Например, он говорит о своих переживаниях, и лишь мельком упоминает о кули, ставшим случайной жертвой слона.

Да, я тоже оценила честность. Мне кажется, если бы Оруэлл начал описывать судьбу неудачливого кули, это выглядело бы как крокодиловы слёзы. Т.е. дело здесь даже не в эпохе и не в рамках, о которых мы говорили, а в честной фиксации происходящего.

Прекрасная рецензия, Кристина. Спасибо!)


В этом гуманистический посыл этого во многом автобиографичного очерка.

Автобиографичность (хотя я думаю, она там с некоторыми оговорками) усиливает этот посыл, кмк.

очевидная мысль о приоритете мирных людей далеко не очевидна в том числе для людей, претендующих на либеральные взгляды

Это только говорит о том, что претендовать можно на что угодно, а принципы проверяются на практике.. Про лакмусовую бумажку хорошо.

Хотя численность тоже имеет значение. И, возможно, опасения рассказчика имеют какие-то основания.

Не знаю, мне кажется, он боялся только осмеяния и унижения, а не какого-то насилия в свой адрес.. а в целом, я согласна, численность имела и имеет значение.

мне думается, в том, что это реальная история, которую можно интерпретировать как иносказание, есть как плюс, так и некоторая сложность.

Пожалуй, так.

Но слон всё же не только метафора, но и реальное животное, которое тоже можно пожалеть.

Конечно, и я на это намекнула в отзыве.

это выглядело бы как крокодиловы слёзы. Т.е. дело здесь даже не в эпохе и не в рамках, о которых мы говорили, а в честной фиксации происходящего.

Я согласна. Крокодиловы слёзы очень подходит.

Тебе спасибо, что уделила время и поделилась интересными комментариями, Ника! )


Автобиографичность (хотя я думаю, она там с некоторыми оговорками)

Наверняка с оговорками.

говорит о том, что претендовать можно на что угодно, а принципы проверяются на практике.

В точку! И, кстати, это простая и важная мысль не равна принятию антиколониальных теорий левого толка, которые тоже местами проблематичны (*ремарка в сторону*).

Про лакмусовую бумажку хорошо.

Да, лакмусовая бумажка звучит лучше. Лакмусовый тест - это у меня калька с litmus test ;) Так вообще говорят, лакмусовый тест?)

Не знаю, мне кажется, он боялся только осмеяния и унижения, а не какого-то насилия в свой адрес

Ты права, Кристин. Здорово, что ты всегда внимательно вчитываешься в текст.

, и я на это намекнула в отзыве.

Я поняла) К слову, у слонов даже, возможно, хорошая память. Это умные животные.


простая и важная мысль не равна принятию антиколониальных теорий левого толка, которые тоже местами проблематичны (*ремарка в сторону*).

Да.. я думаю, почти любая теория проблематична по-своему.

то у меня калька с litmus test ;) Так вообще говорят, лакмусовый тест?)

Мать моя женщина ))) Конечно, говорят. Почему бы и не сказать? ) Чувствуется легкое дуновение перфекционизма;)

Здорово, что ты всегда внимательно вчитываешься в текст.

Так уж прям и всегда. ))

К слову, у слонов даже, возможно, хорошая память.

Интересно! Я не удивлена, мне всегда нравились слоны.. Даже в этой истории, это не слон виноват, а люди, которые допустили такое.


я думаю, почти любая теория проблематична по-своему.

Ну, да. Особенно, когда тяготеет к крайностям.

Чувствуется легкое дуновение перфекционизма;)

Да не... разве что его слабые отголоски))

Я не удивлена, мне всегда нравились слоны

Мне тоже) Люди вообще принесли им немало зла.


Особенно, когда тяготеет к крайностям.

Наверно, можно стараться брать положительное, а крайности отбрасывать..

разве что его слабые отголоски))

тогда хорошо ) чем слабее, тем лучше;)

Люди вообще принесли им немало зла.

Не говори. Одна охота из-за слоновой кости чего стоит. (


можно стараться брать положительное, а крайности отбрасывать

Конечно.

Одна охота из-за слоновой кости чего стоит.

Ужасная вещь - эта охота(


им движут разные соображения, но главное из них - - опасения потерять лицо

это наиболее наглядно продемонстрировано в Джордж Оруэлл - Дни в Бирме . Там у гг буквально "уродливое родимое пятно на лице". И это будет повторяющимся мотивом всего романа. Впрочем, я уже писал об этом.
Про рассказ не знал. Спасибо за наводку :)


наглядно продемонстрировано в Джордж Оруэлл - Дни в Бирме .  Там у гг буквально "уродливое родимое пятно на лице".

Интересно. ) Я  эту книгу не читала, но слышала, что там тоже печать автобиографизма ощутимая.

Припоминаю, что  у тебя была рецензия на этот роман. Надо будет ее перечитать. )

Спасибо тебе за отклик:)